Презентация проекта по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Кем быть?"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 г. Кузнецка
(МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка)
Проектная деятельность
по трудовому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
группы компенсирующей направленности № 9
на тему «Кем быть?»
Подготовили: воспитатель
Ивлиева Ю.В.,
2020 г.
(Слайд №1)
Проект
по трудовому воспитанию
с детьми подготовительной группы № 9
Тема: «Кем быть»
(Слайд №2)
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно - познавательный.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Время реализации: долгосрочный (2019-2021 учебный год).
Возраст участников: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Участники проекта: дети, воспитатели, учитель – логопед, родители.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
(Слайд №3)
Введение:
В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности у дошкольников. Именно поэтому стала актуальной проблема развития нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых. Детям старшего дошкольного возраста часто задают вопрос «Кем ты хочешь стать?», ставив их уже в этом возрасте перед выбором будущей профессии. Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни каждого человека процесс, который однажды придется сделать каждому из наших воспитанников. Но, как показала практика, кругозор дошкольников о мире профессий недостаточен, поверхностен в силу своих возрастных особенностей. Это и стало причиной выбора работы в данном направлении.
Поэтому чем раньше мы начнем знакомить их с миром профессий, значимостью трудовой деятельности как для отдельного человека, так и для общества, тем легче будет подростку сделать этот нелегкий выбор, от которого будет зависить его социализация и успешность в современном мире.
(Слайд №4)
Не профессия выбирает человека,
а человек профессию.
Сократ.
Новизна проекта: ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.
(Слайд №5)
Цель проекта: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.
Задачи:
- Дать детям начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.
- Предоставить возможность использовать свои знания и силы в доступных видах деятельности.
- Сформировать у детей эмоционально – положительное отношение к труду и профессиональному миру.
- Привлечь семьи к непосредственному участию в образовательной деятельности по данной теме на основе педагогического сотрудничества.
(Слайд №6)
Предполагаемый результат:
- Имеют разнообразные представления о мире профессий.
- Используют свои знания и умения в игровой, трудовой, познавательно- исследовательской и творческой деятельности.
- Сформировано положительное отношение к трудовой деятельности, уважительно относятся к труду и продуктам труда взрослых.
. Этапы работы: (Слайд №7)
- Подготовительный.
- определение темы, постановка цели и задач, (на слайде)
- определение методов и приемов работы,
- подбор методической и художественной литературы, (показать картотеку)
- подбор демонстрационного материала по теме,
- подбор пособий, загадок и игр по данной теме, (показать картотеку)
- подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр);
- подготовка информации для родителей: оформление папок-передвижек; консультаций, размещение справочной информации по тематике. (показать папку «Работа с родителями по трудовому воспитанию)
- оглашение целей и задач проекта детям и родителям.
(Слайд №8)
- Основной этап. Реализация проекта
В процессе проектной деятельности были задействованы все образовательные области:
- Социально – коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Работа велась по двум направлениям:
Информационно – познавательный блок (накопление теоретических знаний о мире профессий) |
Блок трудовой деятельности (Использование накопленных знаний в разных видах деятельности) |
- экскурсии, целевые прогулки. - наблюдения за трудом взрослых - НОД - видеопрезентации - - беседы - - рассказ - - составление рассказов по плану - - работа с наглядным материалом - - дискуссии - - игровые ситуации - загадки - - просмотр тематических мультфильмов - - чтение художественной литературы |
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные) - дежурства (в центре природы, по столовой, по занятиям) - поручения - хозяйственно – бытовой труд - труд в природе - ручной труд - продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка) - моделирование ситуаций - конкурсы - викторины - развлечение |
(Слайд №9)
Средства обучения
- Иллюстрации;
- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Компьютерные презентации;
- Видеоуроки по теме;
- Игровой материал группы;
- Демонстрационный материал по теме «Профессии»;
- Картотека подвижных игр по ОБЖ;
- Подборка художественной литературы по теме;
- Конспекты занятий, досугов, развлечений;
- Папки-передвижки, тематические консультации для родителей.
Предлагаем вашему вниманию фотоотчет по проектной деятельности «Кем Быть?» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности № 9 и остановимся непосредственно на наиболее интересных формах и методах работы в данном направлении.
(Слайд №10)
Сентябрь:
- Тематическая книжная выставка «Знакомство с миром профессий»
- Рассматривание демонстрационного материала «Профессии» - выявление кругозора детей о мире профессий.
- Беседа «Кем я хочу стать?» - выявление индивидуальных предпочтений детей.
- Раскрашивание раскрасок «Профессии»
- Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
- Экскурсия в пожарную часть.
- Сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные»
Октябрь:
(Слайд №11-12)
- Наблюдение за работой дворника.
- Труд на территории и групповом участке детского сада
(Слайд №13)
- Наблюдение за работой младшего воспитателя.
- Дежурство по столовой
- Самообслуживание: первые трудовые навыки по застеланию постели.
- Хозяйственно – бытовой труд (поручения) протирание игровых полочек и игрушек.
(Слайд №14)
- Ежедневное дежурство в центре природы. (показать заполненный календарь природы)
(Слайд №15)
Ноябрь:
- Экскурсия в кабинет медицинской сестры (знакомство с с профессиями врач, мед.сестра).
- Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»
- П/и «Оказание первой медицинской помощи»
- Аппликация «Витамины круглый год»
- Лепка «Микробы»
(Слайд №16-17)
Декабрь:
- Экскурсия на кухню детского сада (знакомство с профессиями: повар, помощник повара, кладовщик)
- Совместная трудовая деятельность учителя – логопеда по темам «Овощи», «Профессии» - «Готовим овощной салат».
(Слайд №18)
Январь:
- Видиопрезентация «Театральные профессии»
- Игры в различные виды театров.
(Слайд №19)
- Ручной труд «Изготовление настольного театра»
(Слайд №20)
- Презентация «Профессии неба»
- Ручной труд с элементами конструирования «Самолет»
(Слайд №21)
Февраль - Март:
- Беседа о профессиях «Профессии наших родителей»
- Сюжетно – ролевые игры «Строитель», «Швейное ателье», «Магазин», «Парикмахерская».
- Аппликация «Строим блочный дом», «Дом трех медведей»
- Рисование «Мамины помощники»
- Труд «Ремонт игрушек», самообслуживание «Приведи себя в порядок», «Помоги другому…»
(Слайд №22)
- Презентация «Профессия – слесарь»
- Сюжетно – ролевая игра «Автомастерская»
(Слайд №23)
Сентябрь:
- Рассказывание из личного опыта «Кто работает в школе».
- Заучивание стихотворения «Что такое школа» Л. А. Арсеновой
- Рассматривание альбома «Школа. Школьные принадлежности.»
- Игровое упражнение «Собери портфель», «Школьные предметы: учитель – ученик»
- Дежурство по занятиям
- (Слайд №24)
- Сюжетно – ролевая игра «Школа»
(Слайд №25)
- Экскурсия в прачечную детского сада.
- Хозяйственно – бытовой труд «Постираем кукле платье»
- Сюжетно – ролевая игра «Семья»
(Слайд №26)
Октябрь:
- Рассматривание сюжетных картинок по теме «Работники сельского хозяйства» (Показать альбом «Профессии»)
- Составление рассказов по теме.
- Труд на огороде детского сада.
(Слайд №27)
- Рассказ воспитателя о профессиях цветовод, садовник.
- Совместный труд «Рассаживание комнатных растений»
- Коллективный труд «Сбор семян цветочных культур на клумбах д/с» (Показать набор «Семена цветов»)
- Труд в уголке природы «Уход за комнатными растениями»
(Слайд №28)
- Встреча с сотрудником ДПС
- Мероприятие «Профилактика дорожного травматизма»
- П/И «Светофор»
- Д/И «Ходит палочка по кругу»
(Слайд №29)
Ноябрь:
Экскурсия в библиотеку
(Слайд №30)
- Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
- Совместный труд «Ремонт книг», «Изготовление книжных формуляров» для с/р игры.
На протяжении всей проектной деятельности использовались и другие формы работы, которые расширяли кругозор детей о мире профессий и значимости любого труда:
- чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок о труде, загадки по теме «Профессии». (Картотека)
- пальчиковые игры (Картотека)
- моделирование ситуаций типа «Сошьем кукле Тане платье».
- проблемные вопросы типа «Если ты не будешь трудиться….», «Что будет, если…»
- видеоуроки «Тетушки Совы» по теме «Профессии» и др.
Работа по ознакомлению с трудом взрослых будет продолжаться до конца этого учебного года. Но уже сейчас можно говорить о первых результатах проектной деятельности.
(Слайд №31)
III этап. Заключительный.
- Дети проявляют интерес в познании профессионального труда взрослых.
- Проявляют самостоятельность и инициативу в выполнении посильных трудовых действий.
- Активно применяют полученные знания в сюжетно – ролевых играх, режиссерских играх. Ведь «… именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности…. Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка…» (А. Г. Асмолов)
- Осмысленно понимают значимость труда и необходимость профессиональной деятельности взрослых.
- Уважительно относятся к людям разных профессий и продуктам их труда.
В ходе проектной деятельности планируется проведение спортивного итогового мероприятия «Кем быть?».
(Слайд №32-33)
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2016. 2. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - Москва: ИЛ, 2014 3. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова.- Москва: Высшая школа, 2009. 4. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. 5. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: Сфера, 2012. 6. Нищева, Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. 7. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. 8. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями / Е.И. Шаламова. - М.: Детство-Пресс, 2012. 9. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2014. |