a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Кем быть?"

Автор: Ивлиева Юлия Викторовна Опубликовано: 2022-08-09 16:13:35

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 г. Кузнецка

(МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка)

 Проектная деятельность

по трудовому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

 группы компенсирующей направленности № 9

на тему «Кем быть?"

Подготовили: воспитатель

Ивлиева Ю.В. 

2020 г.                     

 (Слайд №2)

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно - познавательный.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Время реализации: долгосрочный (2019-2021 учебный год).

Возраст участников: старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель – логопед, родители.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

 

(Слайд №3)

Введение:

В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности у дошкольников. Именно поэтому стала актуальной проблема развития нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых. Детям старшего дошкольного возраста часто задают вопрос «Кем ты хочешь стать?», ставив их уже в этом возрасте перед выбором будущей профессии. Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни каждого человека процесс, который однажды придется сделать каждому из наших воспитанников. Но, как показала практика, кругозор дошкольников о мире профессий недостаточен, поверхностен в силу своих возрастных особенностей. Это и стало причиной выбора работы в данном направлении.

 

Поэтому чем раньше мы начнем знакомить их с миром профессий, значимостью трудовой деятельности как для отдельного человека, так и для общества, тем легче будет подростку сделать этот нелегкий выбор, от которого будет зависить его социализация и успешность в современном мире.

(Слайд №4)

Не профессия выбирает человека,

а человек профессию.

Сократ.

Новизна проекта: ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

(Слайд №5)

Цель проекта: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

Задачи:

  • Дать детям начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.
  • Предоставить возможность использовать свои знания и силы в доступных видах деятельности.
  • Сформировать у детей эмоционально – положительное отношение к труду и профессиональному миру.
  • Привлечь семьи к непосредственному участию в образовательной деятельности по данной теме на основе педагогического сотрудничества.

(Слайд №6)

 Предполагаемый результат:

  • Имеют разнообразные представления о мире профессий.
  • Используют свои знания и умения в игровой, трудовой, познавательно- исследовательской и творческой деятельности.
  • Сформировано положительное отношение к трудовой деятельности, уважительно относятся к труду и продуктам труда взрослых.

 

. Этапы работы:           (Слайд №7)

  1. Подготовительный.

- определение темы, постановка цели и задач, (на слайде)

- определение методов и приемов работы,

- подбор методической и художественной литературы, (показать картотеку)

- подбор демонстрационного материала по теме,

- подбор пособий, загадок и игр по данной теме, (показать картотеку)

подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр);

подготовка информации для родителей: оформление папок-передвижек; консультаций, размещение справочной информации по тематике. (показать папку «Работа с родителями по трудовому воспитанию)

- оглашение целей и задач проекта детям и родителям.

(Слайд №8)

  1. Основной этап. Реализация проекта

В процессе проектной деятельности были задействованы все образовательные области:

- Социально – коммуникативное развитие.

- Познавательное развитие.

- Речевое развитие.

- Художественно – эстетическое развитие.

- Физическое развитие.

 

Работа велась по двум направлениям:

Информационно – познавательный блок

(накопление теоретических знаний о мире профессий)

Блок трудовой деятельности

(Использование накопленных знаний в разных видах деятельности)

- экскурсии, целевые прогулки.

- наблюдения за трудом взрослых

- НОД

- видеопрезентации

-                    - беседы

-                    - рассказ

-                    - составление рассказов по плану

-                    - работа с наглядным материалом

-                    - дискуссии

-                    - игровые ситуации - загадки

-                    - просмотр тематических мультфильмов

-                    - чтение художественной литературы

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)

- дежурства (в центре природы, по столовой, по занятиям)

- поручения

- хозяйственно – бытовой труд

- труд в природе

- ручной труд

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)

- моделирование ситуаций

- конкурсы

- викторины

- развлечение

 

(Слайд №9)

Средства обучения

  • Иллюстрации;
  • Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • Разрезные картинки;
  • Настольно-печатные игры;
  • Дидактические игры;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • Компьютерные презентации;
  • Видеоуроки по теме;
  • Игровой материал группы;
  • Демонстрационный материал по теме «Профессии»;
  • Картотека подвижных игр по ОБЖ;
  • Подборка художественной литературы по теме;
  • Конспекты занятий, досугов, развлечений;
  • Папки-передвижки, тематические консультации для родителей.

 

Предлагаем вашему вниманию фотоотчет по проектной деятельности «Кем Быть?» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности № 9 и остановимся непосредственно на наиболее интересных формах и методах работы в данном направлении.

(Слайд №10)

 Сентябрь:

  • Тематическая книжная выставка «Знакомство с миром профессий»
  • Рассматривание демонстрационного материала «Профессии» - выявление кругозора детей о мире профессий.
  • Беседа «Кем я хочу стать?» - выявление индивидуальных предпочтений детей.
  • Раскрашивание раскрасок «Профессии»
  • Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  • Экскурсия в пожарную часть.
  • Сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные»

 

Октябрь:

(Слайд №11-12)

  • Наблюдение за работой дворника.
  • Труд на территории и групповом участке детского сада

(Слайд №13)

  • Наблюдение за работой младшего воспитателя.
  • Дежурство по столовой
  • Самообслуживание: первые трудовые навыки по застеланию постели.
  • Хозяйственно – бытовой труд (поручения) протирание игровых полочек и игрушек.

(Слайд №14)

  • Ежедневное дежурство в центре природы. (показать заполненный календарь природы)

(Слайд №15)

Ноябрь:

  • Экскурсия в кабинет медицинской сестры (знакомство с с профессиями врач, мед.сестра).
  • Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»
  • П/и «Оказание первой медицинской помощи»
  • Аппликация «Витамины круглый год»
  • Лепка «Микробы»

(Слайд №16-17)

Декабрь:

  • Экскурсия на кухню детского сада (знакомство с профессиями: повар, помощник повара, кладовщик)
  • Совместная трудовая деятельность учителя – логопеда по темам «Овощи», «Профессии» - «Готовим овощной салат».

(Слайд №18)

Январь:

  • Видиопрезентация «Театральные профессии»
  • Игры в различные виды театров.

(Слайд №19)

  • Ручной труд «Изготовление настольного театра»

(Слайд №20)

  • Презентация «Профессии неба»
  • Ручной труд с элементами конструирования «Самолет»

(Слайд №21)

Февраль - Март:

  • Беседа о профессиях «Профессии наших родителей»
  • Сюжетно – ролевые игры «Строитель», «Швейное ателье», «Магазин», «Парикмахерская».
  • Аппликация «Строим блочный дом», «Дом трех медведей»
  • Рисование «Мамины помощники»
  • Труд «Ремонт игрушек», самообслуживание «Приведи себя в порядок», «Помоги другому…»

(Слайд №22)

  • Презентация «Профессия – слесарь»
  • Сюжетно – ролевая игра «Автомастерская»

(Слайд №23)

Сентябрь:

  • Рассказывание из личного опыта «Кто работает в школе».
  • Заучивание стихотворения «Что такое школа» Л. А. Арсеновой
  • Рассматривание альбома «Школа. Школьные принадлежности.»
  • Игровое упражнение «Собери портфель», «Школьные предметы: учитель – ученик»
  • Дежурство по занятиям
  • (Слайд №24)
  • Сюжетно – ролевая игра «Школа»

(Слайд №25)

  • Экскурсия в прачечную детского сада.
  • Хозяйственно – бытовой труд «Постираем кукле платье»
  • Сюжетно – ролевая игра «Семья»

(Слайд №26)

Октябрь:

  • Рассматривание сюжетных картинок по теме «Работники сельского хозяйства» (Показать альбом «Профессии»)
  • Составление рассказов по теме.
  • Труд на огороде детского сада.

(Слайд №27)

  • Рассказ воспитателя о профессиях цветовод, садовник.
  • Совместный труд «Рассаживание комнатных растений»
  • Коллективный труд «Сбор семян цветочных культур на клумбах д/с» (Показать набор «Семена цветов»)
  • Труд в уголке природы «Уход за комнатными растениями»

(Слайд №28)

  • Встреча с сотрудником ДПС
  • Мероприятие «Профилактика дорожного травматизма»
  • П/И «Светофор»
  • Д/И «Ходит палочка по кругу»

(Слайд №29)

Ноябрь:

Экскурсия в библиотеку

(Слайд №30)

  • Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
  • Совместный труд «Ремонт книг», «Изготовление книжных формуляров» для с/р игры.

 

На протяжении всей проектной деятельности использовались и другие формы работы, которые расширяли кругозор детей о мире профессий и значимости любого труда:

- чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок о труде, загадки по теме «Профессии». (Картотека)

- пальчиковые игры (Картотека)

- моделирование ситуаций  типа «Сошьем кукле Тане платье».

- проблемные вопросы типа «Если ты не будешь трудиться….», «Что будет, если…»

- видеоуроки «Тетушки Совы» по теме «Профессии» и др.

Работа по ознакомлению с трудом взрослых будет продолжаться до конца этого учебного года. Но уже сейчас можно говорить о первых результатах проектной деятельности.

 

(Слайд №31)

III этап.  Заключительный.

  1. Дети проявляют интерес в познании профессионального труда взрослых.
  2. Проявляют самостоятельность и инициативу в выполнении посильных трудовых действий.
  3. Активно применяют полученные знания в сюжетно – ролевых играх, режиссерских играх. Ведь «… именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности…. Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка…» (А. Г. Асмолов)
  4. Осмысленно понимают значимость труда и необходимость профессиональной деятельности взрослых.
  5. Уважительно относятся к людям разных профессий и продуктам их труда.              

В ходе проектной деятельности планируется проведение спортивного итогового мероприятия «Кем быть?».

(Слайд №32-33)

 

Список литературы

1.     Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2016.

2.     Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - Москва: ИЛ, 2014

3.     Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова.- Москва: Высшая школа, 2009.

4.      Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

5.      Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: Сфера, 2012.

6.      Нищева, Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014.

7.      Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

8.     Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями / Е.И. Шаламова. - М.: Детство-Пресс, 2012.

9.     Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2014.

 

 

Оставить комментарий: