a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте

Автор: Пимушкина Елена Дмитриевна Опубликовано: 2022-08-10 18:31:36

Документы для скачивания

« Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь». Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую( звуковая культура) , лексическую, грамматический строй, связную речь. ДЕТИ 3 – 4 ЛЕТ В этом возрасте у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения, хотя в большинстве случаев речь детей этого возраста далеко несовершенна. Она характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Но это не означает, что не следует заниматься с детьми, чтобы их речь была внятной, неторопливой и громкой( варьировать силу голоса, высоту и темп речи) . Лучшим образцом служит речь взрослого. Замечания не лучший способ исправить ошибки ребенка, тем более, что они вполне естественны в этом возрасте. Если ребенок в возрасте 3 лет не произносит или неправильно произносит согласные звуки, особенно шипящие, свистящие, сонорные( р, л) – это надо воспринимать как явление вполне допустимое. Вместе с тем упражнения, направленные на их постановку у ребенка очень важны. Это звукоподражания ветру( ш- ш- ш) , мотору( р – р – р) , часам( тик – так) , насосу( с – с – с) , водичке( ть – ть – ть) и др. Если у ребенка не воспитано внимание к звуковой стороне речи, слуховое внимание, или он не проявляет никакого интереса к ней и занятиям ею, то это может негативно сказаться на овладении им другими сторонами речи: лексикой, грамматикой( не говоря уже о произношении и интонационной выразительности) . ДЕТИ 4- 5 ЛЕТ На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли. Более свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Основное внимание уделяется звуковой культуре и хорошей дикции. Попутно развивают фонематический слух, речевое дыхание, интонационную выразительность и темп речи. Дети в этом возрасте в большинстве своем уже четко произносят все звуки родного языка. Если ребенок нечетко произносит свистящие, шипящие и сонорные согласные звуки – нужно обратить на это внимание. Дети могут выделять звук в слове, в специально подобранном речевом материале( потешки, чистоговорки, считалки и т. д. ) Ребенок 4 лет восприимчив к ритмико- слоговой структуре слов настолько, что может подобрать слова- друзья: овечка- печка, галка- палка. Кроме того, у детей хорошо развит голосовой аппарат, они могут менять громкость голоса( произносить громко или тихо одни и те же слова, фразы) , а также варьировать темп речи( говорить быстро, медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки) . Дети используют интонационную выразительность чтения стихов, сказок, инсценируя их, читают по ролям, разными голосами за животных и персонажей. ДЕТИ 5- 6 ЛЕТ Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Если недостатки произношения носят устойчивый характер, следует обратиться к логопеду. Отчетливая речь становится нормой для 5- летнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных коррекционных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданный звук. Этому способствует такой материал, как стихи, потешки, считалки. У детей 5 лет появляется критическое отношение к своей речи и речи сверстников и взрослых. Они уже знают, как согласовываются прилагательные с существительными в роде, числе; правильно используют существительные единственного и множественного числа в родительном падеже; употребляют в речи сложноподчиненные предложения. Однако возможны и ошибки: « ботинков »( вместо ботинок) , « тапочков »( вместо тапочек) и др. ДЕТИ 6- 7 ЛЕТ( подготовительная к школе группа) У детей этого возраста недостатки в произношении встречаются редко, лишь в отдельных случаях( в норме) . Некоторые дети продолжают неправильно произносить шипящие или сонорные, реже – твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. С такими детьми индивидуально занимается логопед. Обычно дети 6 лет говорят внятно и четко. Ошибки бывают в правильности постановки ударения. Кроме того, с детьми, у которых обнаруживаются недостатки в умении управлять голосом, изменять темп речи, а также в овладении интонационной выразительностью, логопед организует дополнительные занятия для развития речевого слуха и внимания. Речь ребенка обогащается грамматическими формами и конструкциями. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова. И самое главное, дети способны критически относиться к своим грамматическим ошибкам, они, как правило, стремятся к правильности и точности речи. Если ребенок 6 лет не овладел лексикой, грамматикой родного языка, то причину недоразвития речи можно обнаружить, обратившись за помощью к специалистам( логопеду, психологу, дефектологу) .

Оставить комментарий: