Консультация для воспитателей
Документы для скачивания
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей. Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук( ручной ловкости) , оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи. Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка. Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий. Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки. Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки. Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во- первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во- вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в- третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свой ств пр едметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций. На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом( желательно не песком) . Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке. Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1- 2- руки в стороны- в дох; 3- 4- руки вниз перед собой( или за спину) , мешочек переложить в левую руку- выдох. То же, мешочек в левой руке. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1- руки в стороны; 2- правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3- руки в стороны, ногу опустить; 4- исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1- руки в стороны- вдох; 2- 3- наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку- выдох; 4- и. п. То же, наклон к правой ноге. Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли( жонглирование одним предметом) . Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1- 2- подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3- 4- то же. То же, мешочек в левой руке. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1- 4- подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1- 4- подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2- 4 м друг от друга. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по- турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает- передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается. 2. Дети стоят по кругу, водящий- в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим. Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. . Матерчатый мяч( размером с теннисный) и зготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20- 25 см, толщиной 0, 5- 1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким- нибудь ленточным материалом. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию. Когда следует обратиться за помощ ью к детскому логопеду Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2- 6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки. Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания. Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений? На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам( например, при некоторых заболеваниях) , а также уже имеющим какие- то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах. На что же обратить внимание у своего ребенка: если в 3- 3, 5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь( при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных( р, л) звуков является нормой) ; если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас( в норме – около 2000 слов) , не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй( при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма) ; если в 5- 6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т. ч. с сонорными согласными( звуками «р» и «л») ; ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений( при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании) . Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике. Детский логопед поможет: скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми « вибрантами » – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм( нечеткость произношения, «проглатывание» слов) , заикание и другие; подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии( неспособность к чтению) или дисграфии( к письму) , вовремя направив ребенка с специалисту; провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т. д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.