Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Документы для скачивания
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук И. Буква И » Цели: Коррекционно- образовательные: - дать понятие о механизме образования звука И; - познакомить ребят с многозначными словами. Коррекционно- развивающие: - учить детей образовывать слова с уменьшительно- ласкательными и увеличительными суффиксами; - развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти; - развитие умения составлять из частей целостное изображение предмета; - учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции; Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность. Оборудование: предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква[ И] , раздаточный материал( буквы И из бархатной бумаги) , атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск( танцевальная мелодия) . Словарная работа: Глас( древнерусское слово) – голос. Ход занятия: 1. Оргмомент. Снятие психоэмоционального напряжения. Логопед: Ребята! Доброе утро! Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки( показ картины) , давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас откройте глаза. ( Берёт зажжённую свечу) . Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо. Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения. Дети: Доброе утро! Логопед: Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение. 2. Чтение стихотворения. Выделение начального звука в слове «иголка». «Есть иголки у ежа. Есть иголки для шитья. И у ёлки есть иголки » Логопед: - Какое слово прозвучало несколько раз? Дети: - Вы повторяли несколько раз слово «иголки». Логопед: - Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф. Ребёнок: - Иголки разные. Логопед: Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными. Давайте запомним это слово. Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово». Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка». - И- и- и- иголка. - Какой звук я выделяла голосом? Дети: Звук[ и] . Логопед: Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук[ И] . 3. Артикуляция звука и его характеристика. Логопед: - Давайте все вместе произнесём звук[ и] . Дети: - И. Логопед: - Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым. Как вы думаете, этот звук длинный или короткий? Давайте проверим. Дети произносят звук. Вопросы: Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык? Дети: - При произнесении звука[ И] нам не мешали губы, язык. Логопед: - Этот звук поётся? Дети: - Этот звук можно петь. Логопед: - Действительно, звук[ И] поётся. В его образовании участвует голос. Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные». Звук[ И] – гласный звук. Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука[ И] . Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук[ И] – гласный звук и обозначается красной фишкой. 4. Упражнение с чётками. Логопед: - Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки. Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину. «И у дедушки есть. И у бабушки есть. И у мамы есть. И у папы есть. И у нас есть. Чтоб его узнать, Надо вслух назвать» Дети: Это имя. ( Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос) . Логопед: - Я называла имена детей. Есть имена и у пальчиков. Гимнастика для пальчиков и глаз. Идут четыре братца навстречу старшему. - Здравствуй, большак! - говорят. Здорово, Васька- указка, ( Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза) . Мишка- серёдка, Гриша сиротка Да крошка Тимошка! ( Дети подходят к столам и садятся на стульчики) . 5. Игровое упражнение «Не ошибись! » Установка: - Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук[ и] , то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой. Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма. Логопед: - Кто из вас назовёт имена со звуком[ и] в начале слова? ( Вызывает одного из ребят) . - Молодец! Ты внимательно слушал меня. Теперь я попрошу вас соединить части картинки. Кого вы видите перед собой? Дети: - Да это же лошадки! Логопед: А как они подают голос? Дети: И- и- го- го! Логопед: Какой звук вы услышали в этой песенке? Дети: - Звук[ и] . Логопед: - А как зовут детёныша лошади? - Жеребёнок. Логопед: Жеребёнок вырастет и превратится в коня- скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем. 6. Киргизская народная игра «Скачка» Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу. В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек. 7. Сказка о братьях Ик, Ищ. Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку. Жили- были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ. Ик был маленький, а Ищ – огромный( показ «портретов») У Ика был домик, а у И ща – домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике. ( Проводится игровое упражнение «Закончи предложение») . У Ика не рот, а … У Ика не нос, а … У Ика не глаз, а … и т. д. А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера. У И ща, не рот, а… У Ища не нос, а … У И ща не глаз, а … Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище. В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста. Дети: - Это звук [ и] . Логопед: - Как вы думаете, можно ли увидеть звук[ И] ? Ребёнок: - Звуки мы не видим. Логопед: - Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки( буквы) . Звук[ И] обозначается буквой[ И] . Вот как она выглядит( показ буквы) . Возьмите свои буковки и обведите их пальцем( работа с раздаточным материалом) . Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком» 8. Итог занятия. Логопед: - С каким звуком вы сегодня познакомились? - Можно ли этот звук петь? - Как называются звуки, которые поются? - Какой буквой обозначается звук[ И] ? Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии. Литература 1. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя» Москва, издательство «Мозаика- Синтез», 2006г. 2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Москва, издательство «Мозаика- Синтез», 2010г. 3. Г. А. Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» Санкт- Петербург, издательство « Каро », 2008г.