Конспект логопедического занятия в старшей группе
Документы для скачивания
Конспект логопедическо го занятия в старшей группе: «В гостях у бабушки Лены и дедушки Сережи ». Цели: Развивать речевое дыхание, мелкую, общую и артикуляционную моторику, мимику, внимание; расширять словарный запас, закреплять навыки согласования прилагательных с существительными; увеличить объем памяти, заинтересовать детей. Вызвать у них эмоциональный отклик, формировать доброжелательность в общении, прививать уважение, заботливое отношение к пожилым людям. Оборудование: куклы дедушки и бабушки, конверт с письмом, картинки с изображением эмоций, карточки с артикуляционны ми упражнениями, картинки с изображением домашних животных, плоскостное изображение «хлев», цветные карандаши, альбомные листы, картинки( очки, палочка, шаль, лекарства, пряжа, спицы, газета, валенки, тапочки, и другие изображенные предметы. ) I. Организационный момент. Игровая мотивация. Дети входят в зал становятся в круг. Логопед: РЕБЯТА, СЕГОДНЯ МЫ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ГОСТИ. А КУДА, ДОГАДАЙТЕСЬ САМИ. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша. . . ( бабушка) Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый ……( дед) . Логопед: Правильно, мы отправляемся к дедушке с бабушкой. Они прислали нам письмо, сейчас я его вам прочитаю. « Здравствуйте дорогие ребята. Пишут вам бабушка Лена и дедушка Сережа. Очень просим приехать к нам, мы стали совсем старые и нам нужна ваша помощь. Мы вас ждем во второй день после выходных». Логопед: Ребята, поедем? Дети: Поедем! Логопед: Когда? Дети: Во вторник! Логопед: Ну тогда в путь! Едем на поезде! II. Основная часть Подвижная игра « Едем к бабушке» Стучат колеса –т ук- тук- тук ( дети медленно идут друг за другом, руки согнуты в локтях) . И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог И вкусный вынесет пирог Расскажет сказку про зверей Мы едем к бабушке своей. ( дети подходят к КУКЛАМ дедушки и бабушки, здороваются) Логопед: Ребята, почему- то дедушка и бабушка грустные! ? Ролевая гимнастика ( с помощью мимики показать старого уставшего дедушку, грустную бабушку, улыбающуюся бабушку) . Игра « Настроение». ( д ети подбирают под грустную или веселую музыку картинки с эмоциями) . Логопед: Давайте спросим, что с ними случилось? Ребята, они говорят, что стали старенькими и путают клички своих животных. Вот те и обиделись на своих хозяев. Игра « Перепутанка ». Жили- были дед и баба с маленькой внучкой. Кошку рыжую свою называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребенка, А еще у них была курица Буренка, А еще у них была собачонка Мурка. И еще –д ва козла- Сивка и Бурка. ( Ю. Черных) . Логопед: Как надо звать кота? Дети: ( Васька, Мурка) . - Собаку? ( Шарик, Жучка, Барбос) . - Коня? ( Сивка, Бурка, Звездочка, Смелый…) - Курицу? ( Пеструшка, Хохлатка) Логопед: Ребята, посмотрите, бабушка и дедушка повеселели, и они приглашают нас в гости. Бабушка испекла нам вкусные блины с малиновым вареньем! Пальчиковая игра « На блины». Стала бабушка гостей собирать ( хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху) . И Иван приди ( кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их) . И Степан приди Да и Андрей приди, Да и Матвей приди, И Митрошечка: - Ну пожалуйста! ( Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой) . Стала бабушка гостей угощать: ( хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху) - И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, ( левая рука поворачивается ладонью вверх, большой палец правой. Нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин) . А Митрошечке – сладкий пряничек! ( большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза) . Артикуляционная гимнастика « блинчик, вкусное варенье, чашечка». Пальчиковая игра «Бабушка нам чай сварила. . » Бабушка нам чай сварил а( правая рука помешивает чай) В него травки положил а( пальцы сыпят траву) . Ягодки, медочек( сгибать и разгибать пальцы) Мяточки листочек. Разнотравьем чай бога т( потереть одной ладошкой другую) Для здоровья просто клад! ( хлопки в ладоши) . ( Н. Бабаева) . Дыхательная гимнастика( дуем на горячий чай) ПИХ- ПАХ- ПОХ ПЫХ- ПУХ- ПИХ ПУХ- ПЫХ- ПАХ ПОХ- ПИХ- ПЫХ Давайте скажем спасибо за вкусное угощение! Логопед: А теперь ребята дедушка с бабушкой приглашают вас во двор к своим любимым животным. Хотите посмотреть кто это? Они спрятались в этом домике, который называется хлев, Ребята, а что такое хлев? Дети: ( помещение где живут животные, сарайчик, домик для животных. . ) . Логопед: Внимательно послушайте и угадайте кто в нем живет. Как только вы угадаете животное, оно вам сразу покажется. Дидактическая игра « Какой, какая, какие». ( дети по очереди подходят к хлеву, берут карточку, рассматривают ее и ставят на стенд) . Логопед: кто это? Дети: Это корова. - Какая она? - Она большая, рыжая с черными пятнами. Умная, дойная, рогатая… Логопед: - А кто это? Дети: - Это собака. - Какая она? - Маленькая, коричневая, умная, пушистая…. ( коза- маленькая, белая, рогатая, бодливая…Овца- маленькая, кудрявая, медлительная…. . Лошадь- большая, тонконогая, быстрая, вороная…. ) ( Так один ребенок описывает домашнее животное, а остальные добавляют) . Логопед: А если бы у вас были такие животные, какой хлев вы бы построили для своих животных? ( Дети рисуют свои постройки) . Логопед: Ребята, рассмотрите свои рисунки, как можно назвать их одним словом? Дети: Это домашние животные. - Какие они? - Добрые, полезные, нужные. Давйте подарим наши рисунки дедушке и бабушке. Логопед: Как хорошо что есть бабушки и дедушки! Они часто помогают нашим родителям нянчить нас когда они заняты, мы их любим за доброту, заботу, мудрость и ласку. Игра « Назови ласково». ( дедушка, дедуля, дедуня, деда, бабулечка, бабушка, баба Леночка, и т. д) Игра « Позаботимся о дедушке с бабушкой». ( дети выбирают картинки с предметами необходимые пожилым людям и выставляют их на стенд: ( очки, палочка, шаль, лекарства, пряжа, спицы, газета, валенки, тапочки. . ) ) Логопед: Дедушка Сережа и бабушка Лена очень довольны что мы приехали. А мы рады, что навестили пожилых людей и смогли им помочь. Логопед: А нас ребята тоже ждут дома. Скажем дедушке с бабушкой досвидания. Садитесь на свои места и поедем домой. III. Итог занятия: Ребята, к кому мы с вами ездили? В какой местности они живут? Каких домашних животных вы запомнили? Как называется помещение где живут домашние животные? Что нужно делать чтобы пожилые люди чувствовали себя хорошо? Список использованной литературы: Р. М. Хамидуллина. Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий. М: Издательство «Экзамен», 2009. И. Ф. Мулько. Социально- нравственное воспитание детей 5- 7 лет: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007 Л. Е. Белоусова. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкельштейн. - СПб. : « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003 М. С. РУЗИНА, С. Ю. Афонькин Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. - СПб. : КРИСТАЛЛ. 1997.