a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста: "Берегиня" на 2021-2022 учебный год

Автор: Щербакова Оксана Раильевна Опубликовано: 2022-08-13 14:53:52

Документы для скачивания

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА- 6318258699527368586995 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ ДС № 9 «Малахитовая шкатулка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ В. Н. Ефимова Приказ №_ _ _ от 9 сентября 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БЕРЕГИНЯ» на 2021 – 2022 учебный год ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол от 9 сентября 2021 г. № 1 приказ № 325 Разработчик: Щербакова Оксана Раильевна воспитатель Г. Нижневартовск СОДЕРЖАНИЕ Стр. Паспорт программы 3- 5 1. Введение 5 1. 1. Пояснительная записка 5- 6 1. 2. Цели и задачи программы 6- 7 1. 3. Планируемые результаты 7 2. Основной раздел 7 2. 1. Содержание, структура и основные направления реализации программы 7- 9 2. 2. Технологии, методы, приемы, применяемые в программе 10- 12 2. 3. Структура занятия 12- 13 2. 4. Учебный план 13 2. 5. Календарно- учебный график 13- 14 2. 6. Календарно- тематическое планирование 14- 15 2. 7. Сроки реализации программы 15 2. 8. Материально- техническое обеспечение программы 15- 16 3. Система обследования. 16 4. Литература 16- 17 Паспорт программы Название программы «Берегиня» по развитию художественных способностей у детей Основания для разработки программы 1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4ч. 2 ст. 29, ч 3. ст 30, с. ч1. ст 91, ч. 1 ст101; 2. Постановлением Правительства РФ от 15. 08. 2013 года №706 «Об утверждении Правил оказания платных услуг»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПин 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»- Устав МБДОУ ДС № 9 «Малахитовая шкатулка» Заказчик программы Родители( законные представители) Юридический адрес Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка»» ул. Северная, д 66А Телефон 8 9129388029 Составитель программы Щербакова Оксана Раильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС № 9 «Малахитовая шкатулка» Исполнители программы Педагоги, дети, родители Цель программы Приобщение к социокультурным ценностям через использование ресурсов народного фольклора( изготовление кукол- оберегов) . Задачи программы 1. Познакомить детей с историей появления кукол в культуре народов России и их назначением. 2. Познакомить с различными видами кукол- оберегов. 3. Научить технологии   создания кукол- оберегов своими руками.   4. Приобщать к традициям народного фольклора. Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год Ожидаемые конечные результаты реализации программы 1. Знают историю возникновения, традиции создания и применения тряпичной куклы. 2. Знают различные виды кукол- оберегов. 3. Умеют изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания. 4. Умеют изготавливать куклу своими руками по традиционной народной технологии. 5. Разыгрывают с помощью тряпичных кукол различные ситуации соответствующие традиционным обрядам. Условия реализации программы В уголке творческой деятельности разместить различные  материалы для создания кукол: небольшие  лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки.    Чтобы дети могли не только  сами создавать кукол, но и играть с ними. Необходимо выделить локальные среды( уголки, центры) , отражающие особенности культуры и традиций русского народа: игровой уголок «Горница»; уголок ряженья с народными костюмами; библиотеку с собранием фольклорного материала; патриотический уголок; центр драматизации для разыгрывания сценок реальной жизни используя народную куклу; центр творчества. Система контроля за выполнением программы Система мониторинга Введение. 1. 1 Пояснительная записка. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе заметное место занимает развитие народных традиций. Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложноемироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по- прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является полихудожественное образование на региональном материале. Основная цель работы заключается в пробуждении у ребенка желания узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия с искусством родного края, обогащения собственной картины мира. Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу. Услуга предоставляется по программе «Берегиня», которая разработана на основе  методических рекомендаций Л. В. Кокуевой «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»,   И. Н. Котовой и  А. С. Котовой «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Занятия проводятся воспитателем высшей квалификационной категорией, в кабинете дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Малахитовая шкатулка», для детей дошкольного возраста 5- 7 лет посещающих дошкольное учреждение. Особенность программы «Берегиня» заключается в том, что знакомство с куклой и техникой ее изготовления происходит на ценностях народной и региональной культуры, через русские народные игры, использование малых фольклорных форм и народных сказок, воспроизведение годового цикла праздников, через знакомство с музыкальными произведениями. Количество детей в группе – 10, продолжительность занятий 30 минут, 2 раза в неделю. 1. 2. Ц ели и задачи программы. Ц ель программы: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов. способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.   на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству. Задачи программы: Прививать интерес и любовь к русской народной кукле как виду народного художественного творчества. Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы народные куклы. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства. Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству. Совершенствовать мелкую моторику детей. Развивать эстетический вкус при подборе цветовой гаммы и материалов для изготовления народных кукол. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников( создание музея народной куклы, народной игрушки, проведение календарных праздников, где главным атрибутом является народная кукла; организация семейного клуба, использование Интернет- ресурсов и др) . Воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям предков, трудолюбие, усидчивость. 1. 3. Планируемые результаты. После реализации рабочей программы в группе: оформлены мини- музей «Народная тряпичная кукла», «Народная игрушка»- созданы дидактические и развивающие игры; оформлены альбомы по знакомству с русскими праздниками и традициями,  народной одеждой; пополнена аудиотека записями народных песен, сказками; оформлен уголок для творческой деятельности детей( доступный материал для творчества, наличие  разных видов ткани, тесьмы, лент, бус и т. д. ) . После освоения содержания программы дети: могут выделить сходства и различия кукол, объяснить, что они означают, где и как используются; используют кукол в своей игре. могут выбирать материал, соответствующий изготовлению данной народной кукле и самостоятельно изготавливать народные куклы. обладают хорошо развитым эстетическим вкусом. проявляют активный интерес к культуре и традициям своего народа, участвуют в конкурсах народных традиций и фольклорного творчества. Родители: познакомились с традициями использования народных кукол и принципами организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре; стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в создании развивающей среды, в подготовке и украшении группы к народным праздникам и посиделкам, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, круглых столах. Основной раздел 2. 1 Содержание, структура и основные направления реализации программы. Месяц Тема занятия Содержание совместной деятельности с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь( хмурень) Русская народная кукла Познакомить с историей русской народной куклы, её назначением и материалами, из которых её изготовляют. Игра «Тихо куколка…», «Подарок Танюшке». Анкетирование родителей. Подбор материала для изготовления кукол. Куклы «День и ночь»( обереговые) Беседа о наступившей осен и, об осеннем празднике Осение ровноденствие- день равен ночи и с этого дня солнечное время будет уменьшаться, а темное увеличиваться, об осенних дарах природы. Дидактическая игра «Угадай на ощупь». Отгадывание загадок об урожае. Хоровод «Во саду ли, в огороде», игра «День и ночь» Октябрь( свадебник) Кувадка( обрядовая) Рассказ воспитателя о магическом действии куклы: оберегание младенца от злых духов. Народная игра «Ленок», «Кружева» Родительское собрание «Игры наших детей» Неразлучники( обрядовая) Знакомство с народным праздником Покров: с Покрова начинались свадьбы. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Народная игра «Заря- заряница». Хоровод «Выпал беленький снежок» Ноябрь( листовей) Кукла Параскева( обереговая) Беседа об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах. Народная игра «Подушечка». Н ародная песня «Ой, ниточка тоненькая» Консультация «Народная кукла в воспитании детей» Отдарок- на- подарок( обрядовая) Беседа об одаривании покровительницы женского мастерства Параскевы- Пятницы. Отгадывание загадок. Н ародная песня «Ой, ниточка тоненькая» Народная игра «Прялица» Декабрь( студень) Пеленашка( обереговая) Беседа об обереге для младенца от всего плохо и злого. Колыбельная песня «Ай качи, качи, качи». Разучивание честушки «Потяягунюшки- порастунюшки» Игра «Ладушки, ладушки» Мастер- класс для родителей «Куклы наших бабушек» Рождественский ангел( обереговая) Беседа о зимних Святках. Рассматривание атрибутов праздника. Загадывание загадок. Хоровод «Как на тоненький ледок» Январь( перезимье) Коляда( обрядовая) Рассказ о празднике, традиции ряжения, колядования. Разучивание и обыгрывание колядок. Народная игра «Бабка Ежка». Познакомить с особенностями гадания. Развлечение совместно с родителями «Пришла коляда- отворяй ворота! » Запуск проекта «Куклы из бабушкиного сундука» Крестец( обереговая) Беседа о празднике Крещение. Познакомить с приметами. Народная игра «Два Мороза». Февраль( снежень) Кукла колокольчик( обереговая) Беседа о Тимофее- полузимнике и Трифоне- перезимнике, куклах оберегах жилища. Знакомство с приметами праздников. . Беседа об обереге добрых вестей. Разучивание считалки «Колокольчик всех зовет». Игра «Прятки с колокольчиком» Открытое занятие с детьми для родителей «Изготовление куклы День и ночь» Куклы лихорадки( обереговые) Беседа об оберегах, защищающих человека от болезней.  Разучивание заговоров. Март( протальник) Кукла масленица( обрядовая) Беседа о праздновании Масленицы. Познакомить с приметами, пословицами, поговорками, обрядами Масленицы. Разучивание хороводов «Маслёна», “Наша Масленица”. Народные игры «Карусель», «Горелки». Заучивание закличек. Выставка поделок «Народная кукла своими руками» Праздник «Масленица» Кукла мартинички( обрядовые) Рассказ о празднике Сороки. Разучивание закличек. Игра «Назови весенних птиц». Подвижная игра «Птички в гнездышке» Апрель( снегогон) Пасхальный зайчик( обереговая) Беседа о праздновании Пасхи. Знакомство с традициями и обрядами праздника. Игры «Катание яиц», «Стуканье яиц». Праздник «Светлая Пасха» Проведение родителями мастер- классов для детей Кукла подорожница( обереговая) Рассказ об обереге путнику в дороге. Игры «Отгадай на ощупь». Разучивание считалки «Покатилось колесо». Народная игра «Лошадки». Май( травник) Кубышка- травница( обереговая Рассказ об обереговой силе куклы от болезней. Игра «Отгадай по запаху». Хоровод «Трава моя, травушка». Мониторинг. Привлечение родителей к созданию мини- музея «Народная кукла» Кукла Желанница Беседа «Куклы- талисманы». . Поэтапное изготовление куклы Желанницы с детьми. Заучивание пословиц о трудолюбии. Слушание руских мелодий. Мониторинг. 2. 2 Технологии, методы, приемы, применяемые в программе. В работе с детьми по программе «Берегиня» постоянно присутствует ручной труд. На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику дети изготавливают обрядовые куклы. Методы организации образовательного процесса: Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей. Для последовательной реализации педагогических задач на занятиях целесообразно использовались следующие методы обучения: Методы эмоционального стимулирования художественно- практической деятельности Создание ситуации успеха Поощрение Использование игр и игровых форм организации Создание ярких наглядно- образных представлений Методы развития познавательного интереса Создание познавательной ситуации Создание ситуации творческого поиска Создание креативного поля Волевые методы Предъявление учебных требований Формирование ответственного отношения к работе Оперативный контроль Социальные методы Постановка системы перспектив Развивающая кооперации. Принципы и подходы в реализации программы: Принцип нормативности. Рабочая программа разработана основываясь на «Национальную доктрину образования в российской федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования № 1155 от 17. 10. 2013г. » Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации; «Порядок организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Принцип системности. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик. Принцип системно – деятельностного подхода. Содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Принцип компетентностного подхода. Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, определенных целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования. Игровой принцип. Заключается в том, что при реализации рабочей программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность. Принцип регионального подхода. Учитывает специфику национальных и социокультурных условий севера. Принцип управляемости реализацией программы. Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно- образовательного процесса. Принцип индивидуализации. Предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей. Принцип интеграции. Воспитательно- образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности. Принцип комплексно- тематического построения. Осуществляется через реализацию совместных тематических проектов, событийных праздников, земледельческого календаря. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Особое внимание в программе уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью необходимо использовать как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях( «Игры наших детей») , консультации( «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»; «Народная кукла в жизни современного ребенка», «Играем вместе с детьми») , анкетирование, организация совместных календарных праздников( «Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха») , просмотр открытых занятий( «Изготовление куклы День и ночь») , так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер- классы( «Куклы наших бабушек», «Рождественский ангел», «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам народной культуры») , «заочные путешествия» и «заочные экскурсии» в музеи народных мастеров с использованием Интернет- ресурсов, работа семейного клуба «Домашний очаг», конкурсы поделок народных кукол, создание мини- музея, участие в ярмарках, выставках, народных праздниках и др. 2. 3 Структура занятия Каждое занятие с детьми состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть  включает приветствия и разминочные упражнения, направленные на активизацию детей или на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения в зависимости от актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Содержание о сновной части: а)   игры и упражнения, использование фольклора, чтение стихов и сказок направленные на погружение детей в мир народной культуры, формирования познавательного интереса к истории  России. б)  тематические беседы на диалоговой основе, предполагающие ознакомление детей с историей и традициями изготовления народных кукол;   в)  анализ образца куклы( называние используемых материалов и определение последовательности изготовления куклы) . г) изготовление основы куклы. Работа по изготовлению куклы проводилась как в репродуктивном режиме – в процессе поэтапного показа последовательности выполнения, так и в творческом режиме, предусматривающем воплощение собственных замыслов на основе использования усвоенных технологий при создании. д) оформление куклы – закрепление наиболее древних и устойчивых форм русской одежды. Заключительная часть  – подведение итогов, рефлексия занятия, ритуал прощания. Важным итоговым этапом является просмотр созданных детьми кукол. Для этого организуется однодневная мини- выставка по итогам занятия. Немало важным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной куклы – сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием  частушек, песен. Так как вся работа ведется в соответствии с народным календарем, дети в процессе изготовления кукол знакомятся с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа.   2. 4 Учебный план. Периодичность занятий в неделю Продолжительностьзанятия Количеств о з анятий в месяц Количество занятий в год 2 раз 30 мин 8 72 часа 2. 5 Календарно- учебный график. Месяц Количествочасов в месяц занятий в неделю в год сентябрь 8 2 октябрь 8 2 72 ноябрь 8 2 декабрь 8 2 январь 8 2 февраль 8 2 март 8 2 апрель 8 2 май 8 2 2. 6 Календарно – тематическое планирование. № Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе теоретические практические 1. Русская народная кукла. 2 1 1 2. Кукла «День и ночь» 6 1 5 3. Кувадка 3 1 2 4. Неразлучники 5 1 4 5. Кукла «Параскева» 5 1 4 6. Отдарок- на- подарок 3 1 2 7. Пеленашка 4 1 3 8. Рождественский ангел 4 1 3 9. Коляда 5 1 4 10. Крестец 3 1 2 11. Кукла «Колокольчик» 4 1 3 12. Куклы «Лихорадки» 4 1 3 13. Кукла «Масленица» 4 1 3 14 Кукла «Мартинички» 4 1 3 15 Пасхальный зайчик 4 1 3 16 Кукла «Подорожница» 4 1 3 17 Травница 4 1 3 18 Желанница 4 1 3 72 18 54 2. 7 Сроки реализации программы. Сроки реализа ции программы 1год( 2021 – 2022 уч. год) 2. 8 Материально- техническое обеспечение программы. Для реализации рабочей программы в группе созданы соответствующие материально – технические условия. Имеются: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, макет русской избы, подворья, старинные предметы быта, посуда, утварь, народные костюмы, библиотека с произведениями устного народного творчества книги, средства для изобразительной деятельности, народные игрушки, атрибуты для проведения народных игр, папка с образцами( схемы) изготовлении тряпичных кукол. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды: Известно, что окружающая детей предметно- развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности. С этой целью необходимо создать условия для самостоятельн ого изготовления кукол. В уголке творческой деятельности разместить различные  материалы для создания кукол: небольшие  лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки.    Чтобы дети могли не только  сами создавать кукол, но и играть с ними.  Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, научиться пеленать  и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыграть драматизации. При создании предметно- развивающей среды группы необходимо выделить локальные среды( уголки, центры) , отражающие особенности культуры и традиций русского народа: игровой уголок «Горница»; уголок ряженья с народными костюмами; библиотеку с собранием фольклорного материала; патриотический уголок; центр драматизации для разыгрывания сценок реальной жизни используя народную куклу; центр творчества. 3. Система обследования. Форма организации: мониторинг-  диагностическая карта. Данные карты позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми( как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр. ) ; игровой деятельности; познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности) ; проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность) ; художественной деятельности; физического развития. 4. Литература. Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования № 1155 от 17. 10. 2013г. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис Пресс», 2003г. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками». Методическое пособие для педагогов ДОУ. Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004г. Дайн Г. Л. , Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : “Культура и традиции”, 2007. Котова И. Н. , Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб. : “Паритет”, 2006. – 240 с. Князева О. А. , Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2000. Майер А. А. Видение развития ребенка в культурно- исторической парадигме/ / Дошкольное образование: начало века: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 9- 10 октября 2003 г. - Барнаул: Изд- во БГПУ, 2003. - С. 122- 130.   Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы – М. : Издательство «Ладога- 100», 2007 Шайдурова Н. В. методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой –Барнаул: АлтГПА, 2010 Народные игрушки[ электронный ресурс] – режим доступа: http: / / www/ rukukla. ru. Традиционная народная кукла[ электронный ресурс] – режим доступа: http: / / tn- kukla. livejournal. com Народная кукла[ электронный ресурс] – режим доступа: http: / / kozmyash. ru

Оставить комментарий: