a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тема опыта по самообразованию:"Ознакомление дошкольников с истоками русских традиций, через Лэпбук"

Автор: Щербакова Оксана Раильевна Опубликовано: 2022-08-15 08:07:24

Документы для скачивания

Описание педагогического опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9" Малахитовая шкатулка" Щербаковой Оксаны Раильевны Тема опыта: " Ознакомление дошкольников с исто ками русских традиций, через Лэ пбук" Условия возникновения опыта Стратегической целью развития образовательного учреждения на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально- экономического, культурного и духовного процветания страны. На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки», которая представляет собой апробированную образовательно- воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Сейчас можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу с детьми. В начале учебного года я разработала пособие, опираясь на книгу из серии «Социокультурные истоки» «Дружная семья». Это авторские пособия, которые привлекают к себе внимание необычностью, яркостью, новизной. Темой пособия является создание Лэпбука «Русский народный костюм». Лэпбук( lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое( кармашки, фигурные конверты, книжки- гармошки, книжки- раскладушки, фон, игры и т. д. ) Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. При этом  - это не просто поделка. Это заключительный этап   исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы совместно со взрослыми( воспитателем или родителями) . Заполнять эту папку может, как  взрослый с помощью интернет –р есурсов, так и дети с помощью рисунков, аппликации, коллажей.   Все иллюстрации, загадки, стихи из лэпбука можно использовать и на занятии, и в других видах деятельности.   Зачем же нужен лэпбук? Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Особенно это ценно для детей « визуалов ». Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.  Ребенок научится совместной работе по сбору и систематизации информации. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому( для малышей – кармашки с карточками или фигурками,   а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д. ) . Создание лэпбука – это увлекательное творческое занятие! Цель лепбука по данной теме:   Применение новой технологии – интерактивной папки( лэпбука) для закрепления знаний у детей об истоках русских традиций на примере лэпбука «Русский народный костюм» Задачи:   1. Изучить и подобрать материал по теме «Русский народный костюм», «Русские узоры»; 2. Изготовить схемы, кармашки, сюжетные картинки, фото; 3. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому, через изучение Русский народный костюм; 4. Воспитывать чувство патриотизма, любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Предварительная работа с детьми: Оформление развивающей предметно- пространственной среды группы в соответствии с темой пособия: предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты( детские) . Презентация « Русский народный костюм ». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки. Рисование декоративное «Весёлые матрёшки» Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.  Показ изготовления обрядовой куклы- закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков. Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа. Результативность использования лэпбука:   1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников.   2. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми 3. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) ; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Ожидаемый результат: Сформировать интерес к изучению русской народной культуры; Иметь представления о традициях русского народа; Приобщать к традициям русского народа; Имеют представления о национальном костюме русского народа; Бережное отношение к предметам быта, про изведениям народного творчества, гордость за свой народ 2. Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание  лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы ( планирование и поиск информации)  можно осуществлять дома. Конечно, создание  лэпбука  необходимо осуществлять в рамках занятия, чтобы было видно работу каждого, чтобы у ребят была возможность поделиться друг с другом своими открытиями. Также от педагога требуется дополнительная подготовка. Ведь  лэпбук  - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому Вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему 1. Противоречия, препятствующие достижению: - много затрачивается время для изготовления пособия- большая нагрузка на глаза- психическая нагрузка- нарушение осанки детей 2. Пути решения противоречий: - использую гимнастику для глаз- соблюдение максимальной работы 10- 15 минут, согласно нормам СанПин- соблюдение нагрузки информации с учетом возраста детей- применение здоровье сберегающих технологий( физминутки, гимнастики для осанки и т. д. ) Что не говори, у ИКТ технологиий есть и положитель ные и отрицательные стороны. Таким образом, ИКТ является одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития ребенка. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровью ребенка. Необходимо умелое составление здоровьесберегающих технологий в применении ИКТ. 3. Актуальность опыта Социально- экономическое развитие современного человечества неразрывно связано с научно- техническим прогрессом. Информационн о- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых идей, которые должны способствовать на замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно- образовательный процесс дошкольных учреждений. Лэпбук  - это не просто метод, это полёт фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребёнке  «зерно»  открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога- лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. 4. Новизна опыта ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, продуктивная и др. Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов. Почему технология « лэпбук » актуальна в наше время? 1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно- развивающей среде: - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. - пригоден к использованию одновременно группой детей( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) ; - обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ; - является средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; - вариативен( есть несколько вариантов использования каждой его части) ; - его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; - обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. 2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской  деятельности взрослого с детьми: - включенность воспитателя наравне с детьми, - добровольное присоединение детей к деятельности, - свободное общение и перемещение детей во время деятельности, - открытый временной конец деятельности( каждый работает в своем темпе) . 5. Теоретическая база опыта Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей" Это интересно! " , детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки- лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Научной литературы по технологии « лепбук » на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука. Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой- то определенной теме. При этом лэпбук- это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. » 6. Технологии опыта  Рассмотрим   этапы создания лэпбука.      1. Выбор т емы. Тема может быть как общей, так и более конкретной. Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда  они сами  подсказывают педагогу, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Дети 5- 7 лет обычно активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущего пособия.       2. Составление плана будущего лэпбука. Необходимо определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.         3. Рисование макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино. Этим обычно занимается сам воспитатель, так как именно он будет заниматься окончательной сборкой готового лэпбука.     4. Создание лэпбука  в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста принимать посильное участие в этом процессе: вырезывать, приклеивать, складывать элементы  в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность,   чувство ответственности за собственную работу. В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами: 1. Принцип доступности. Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, и их возрастным особенностям. 2. Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. 3. Руководствуясь принципом научности, я преследую только одну лишь цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала. 4. Принцип творческой активности. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны. 5. Принцип наглядности. Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно- образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Работа ведется по трем направлениям: - Работа с детьми; - Работа с педагогами; - Работа с родителями. Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация. Работа с детьми построена по следующим направлениям: 1. Интеллектуальное развитие; 2. Развитие внимания; 3. Развитие восприятия и памяти; 4. Развитие речи. В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактическим играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию. Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе. Работа с педагогами: Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. П ровожу открытые занятия, посещаю занятия коллег. Разработки и презентации, конспекты занятий, консультации выкладываю на свой личный сайт и делюсь им в сетях Интернет. Работа с родителями: В свою работу подключала родителей. Провела собр ание" Что такое лэ пбук? " , мастер – класс: «Как сделать лэ пбук? ». Здесь была предста влена выставка лэ пбуков, в процессе которых родит ели ознакомились с заданиями, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Провела анкетирование ро дителей" Мой ребенок и лэ пбук" , а также проконсультировала родит елей по теме «Использование лэ пбука на занятиях" , " Дети и лепбук: что такое хорошо и что такое плохо" . В перспективе я планирую: 1. изготовит ь новые интерактивные папки- лэ пбуки для дошкольников; 2. создать картотеку лепбуков, пополнять ее; 3. сделать лэ пбуки для каждого ребенка по каждой изученной теме с помощью этого материала. 7. Трудоемкость опыта Трудоемкость ра боты заключается в разработке лэ пбуков, затрачивает моног о времени, в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач. Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие воспитателя. 8. Анализ результативности опыта В результате анализа диагностических исследований познавательного развития детей и исходя из результатов диагностики за 2015- 2016, 2016- 2017 учебный год, можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы: 1. Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала. 2. Уровень речевого развития – увеличился словарный запас. 3. Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания. 4. Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация. Усвоение программного материала составляет 100% . По данным педагогической диагностики прослеживается положительная динамика освоения воспитанниками образовательной программы ДОУ: художественно- эстетическое развитие 2015- 86% , 2016- 90% , социально- коммуникативное развитие 2015- 91% , 2016- 94% , познавательное развитие 2015- 82% , 2016- 88% . Использование лэ пбука в ДОУ позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний. 9. Адресные рекомендации по использованию опыта Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы: Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человечка, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Использование лэ пбука в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий. В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм педагога во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к детям, а именно к себе. Дети могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но задача воспитателя состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё самое лучшее. Таким образом, лэ пбук – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, участвую в конкурсах профессионального мастерства" Педагогические инициативы" , провожу открытые занятия, посещаю занятия коллег. Разработки и презентации, конспекты занятий, консультации выкладываю в сети Интернет. Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( утверж- ден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155) 2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга»/ / Обруч. 2015. №4. С. 29–30. 3. Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень»/ / Дошкольное образование. 2014. №11; 12 4.   Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112  с. 5  Кашицева О. А. Что такое лэпбук.  [ Электронный ресурс] . – Режим доступа:   http: / / konkurs- dlya- pedagogov. info/ seminar- praktikum- dlya- pedagogov- chto. . . 6.  Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [ Электронный ресурс] . – Режим доступа:   https: / / infourok. ru/ proekt- lepbuk- prednaznachen- dlya- sovmestnoy- deyateln. . . 7.  Пестова Э. Г. Лэпбук. [ Электронный ресурс] . – Режим доступа:   http: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ materialy- dlya- roditeley/ 2016/ 01/ 06/ lepbuk Приложение 1 Паспорт методического пособия « Лэпбук «Русские узоры » Краткое описание:   Лэпбук «Русские узоры» представляет собой тематическую интерактивную папку- раскладушку из 4 страниц. Он изготовлен из плотных обложек от старых детских книг с использованием самоклеющейся пленки, цветного картона, иллюстраций из детских раскрасок. Цели:   Расширение представлений детей о народном декоративно- прикладном творчестве. Развитие речи и неречевых психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Развитие самостоятельности. Формирование бережного отношения к творческому наследию своего народа. Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам. 300990132715 Составные части лэпбука: 1. Альбом «Расписная игрушка» Задачи:   расширение представлений о народном декоративно- прикладном искусстве России, развитие памяти, слухового восприятия, связной речи детей. Материалы:  альбом с текстом и иллюстрациями.   Количество игроков: не ограничено. Правила игры:  чтение альбома, ответы на вопросы по тексту. 81915550545 2. Игра «Найди картинку» Задачи:  развитие зрительного восприятия, внимания. Материалы:  альбом с текстом и иллюстрациями, 2 гармошки с картинками изделий народного декоративно- прикладного искусства. Количество игроков: не ограничено. Правила игры:  после прочтения странички альбома и рассматривания иллюстраций, найти похожие картинки на гармошках 34290549910 3. Игра «Игрушки на ярмарке» Задачи:  развитие зрительного восприятия, внимания. Материалы:  силуэты барышень, кавалеров и лошадок дымковской, филимоновской и каргопольской игрушки. Количество игроков: 1- 3. Правила игры:  подобрать к каждой барышне своего кавалера и лошадку. 34290410210 4. Игра «Предмет- контур- силуэт» Задачи:  развитие восприятия формы предмета, внимания, наблюдательности. Материалы:  цветные, контурные и силуэтные изображения предметов народного декоративно- прикладного искусства. Количество игроков: 1- 5. Правила игры:  подобрать к каждому цветному изображению подходящий контур и силуэт. 34290320675 5. Игра «Русский народный костюм» Задачи:  развитие внимания, наблюдательности, операции сравнения, связной речи. Материалы:  папка с изображениями костюмов жителей разных областей России. Количество игроков: не ограничено. Правила игры:  рассматривание костюмов. Описание деталей костюма, цветовых сочетаний и узоров, характерных для костюмов. Сравнение костюмов жителей разных областей России. left198755 6. Игра «Найди отличия» Задачи:  развитие внимания, наблюдательности, операции сравнения.   Формирование умения составлять предложения с союзом А. Материалы:  парные карточки с изображениями матрешек, отличающихся 5- 8 деталями. Количество игроков: 1- 4. Правила игры:  рассмотреть пару карточек. Назвать отличия, используя предложения с союзом А. Если в игре участвует несколько детей, устраивается соревнование: кто назовет больше отличий. 91440574040 7. Книжка «История матрешки» Задачи:  расширение представлений о матрешке: истории создания, технологии изготовления, особенностей росписи. Развитие памяти, слухового восприятия, связной речи детей. Материалы:  книжка с текстом и иллюстрациями. Количество игроков: не ограничено. Правила игры:  чтение книжки, ответы на вопросы по тексту. 43815305435 8. Игра «Разрезные картинки» Задачи:  развитие восприятия, воссоздающего воображения, образного мышления, мелкой моторики. Материалы:  картинки, разрезанные на 3- 4 части. Количество игроков: 1- 3. Правила игры:  собрать разрезную картинку. Если играют несколько детей, устраивается соревнование: кто быстрее соберет картинку. 43815449580

Оставить комментарий: