Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. В.Бианки "Сова".
Документы для скачивания
Технологическая карта урока ФИО учителя: Байлукова Марина Николаевна Класс: 2" В" УМК Школа России Предмет. Литературное чтение. Тема. В. Бианки «Сова». Тип урока: изучение нового материала. Цель: учить определять главную мысль текста. Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, портрет писателя, таблички с речевым материалом, иллюстративный материал, макет, учебник Л. Ф. Климанов, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч 1. - М. : Просвещение, 2013 Планируемые результаты Предметные знания, предметные действия УУД регулятивные познавательные коммуникативные личностные- формировать умение использовать простейшие виды анализа текста: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - ставить учебную задачу самостоятельно. - осуществлять поиск информ ации в учебнике; - производить простые логические действия( анализ, сравнение) при обсуждении позиций инженеров и мужика на расчистку площади. - строить речевые высказывания; - использовать знаково- символические речевые модели( схемы) для высказывания суждений. - формировать внутреннюю позицию школьника при совместной работе на уроке. Ход урока Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Формы организации деятельности обучающихся Содержание педагогического взаимодействия Результат взаимодейств ия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока Диагностика достижения планируемых результатов урока Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся( предметные, познавательные, регулятивные) 1 Организацион ный этап. Самоопределе н ие к деятельности. Фонетическая зарядка. - Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку. - Активизация деятельности учащихся. - Создание условий для улучшения произносительных навыков. Фронтальная- обмен информацией между учителем и детьми в классе. Диалог с учащимися. Постановка вопросов для оценивания готовности к уроку. - Доброе утро, ребята! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. - Какое у вас настроение? - Какой сейчас урок? Почему? Организация и проведение речевой зарядки. - Назовите первый пункт плана урока. - С каким звуком проведем речевую зарядку? с ас – рассказ ска – сказка читать рассказ читать сказку Будем читать( что? ) …. Вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) . Организовывать свое рабочее место. - Быстрое включения учащихся в диалог и ритм урока. - Настрой на хорошее произнесение звуков. Установка: «Назовите первый пункт плана урока». Определение детьми пошаговости действий на уроке. 2 Актуализация знаний. - Актуализация мыслительных операций необходимых и достаточных для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии. Фронтальный опрос- корректирующая информация со стороны учителя на ответы детей. Организует подводящий диалог, включает учащихся в работу. - С биографией какого писателя на прошлом уроке мы познакомились? - Что объединяет все произведения В. В. Бианки? Вступать в диалог( отвечать на вопросы, уточнять непонятное) . - Называют автора и тематику его произведений. - Учащиеся могут осознанно строить речевые высказывания в устной форме. Работа с речевыми моделями в процессе дискуссии. 3 Постановка цели и задач урока. - Создание проблемной ситуации. - Актуализация личного жизненного опыта. - Фиксация новой учебной задачи. Фронтальный опрос- корректирующая информация со стороны учителя на ответы детей. Учебное сотрудничество детей и учителя в процессе побуждающего диалога с использованием опорных карт. Организует деятельность по" выходу" на тему, цель урока. Учитель побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока. Слайд №1. - Птица: ушки на макушке, И большая голова. Взгляд сердитый, клюв могучий, Как зовут её? Слайд №2. - Что вы знаете о сове? - Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся. - На кого они охотятся? - Что помогает им охотиться? Какую пользу приносят совы? Слайд №3. - Откройте учебник на странице 146, какое произведение мы будем читать? - Какая наша цель? Вступать в диалог( отвечать на вопросы) . Ориентироваться в учебнике. Формулировать тему и учебную задачу урока коллективно. - Учащиеся могут осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. - Учащиеся могут определять область знания и незнания, способа действий по теме урока. В рамках учебного сотрудничества наглядно( на доске) з афиксирован а тема и цель урока. 4 Зрительная физминутка. - Создание условия для снятия зрительного напряжения. физминутка Организация физминутки. Формирование личностной позиции к своему здоровью. 5 Усвоение новых знаний( работа с текстом произведения) . - Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста – сказки- несказки, участвовать в их обсуждении. - Определение главной мысли произведения. Использование словесной и наглядной учебной информации. Фронтальная форма обучения- подводящая проблемный диалог для усвоения новых знаний. Самостоятельное чтение произведения. Организует учебное взаимодействие учеников и коллективное обсуждение. - Понравилось ли вам это произведение? Слайд №4. - Назовите г лавных героев. - Ребята, а почему текст назвали «Сова»? Можно ли ему дать другое название? Какое? Слайд №5. - Как можно заменить слова и выражения? Клевер кормовистый- …, цветень- …, отчаянная- …, нынче- … Слайд №6. - Скажите, сказку или рассказ мы читали? - К какому виду сказок отнесете эту сказку? - Бианки называет свои истории «сказки- несказки ». Как вы думаете, почему? - Какие сказочные приемы использовал автор? Слайд №7. - Почему сова рассердилась на старика? - Что же случилось, когда сова перестала летать на луг? - Покажите на макете, что стали делать мыши? - На кого охотятся мыши? Где у шмелей гнезда? - Почему шмели нужны лугу? Какую пользу они приносят? - Что произошло с клевером на лугу? - Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? - Что же пришлось сделать старику? - Простила старика сова? Находить необходимую информацию в тексте литературного произведения. Читать текст, задавать вопросы, уточняя непонятое. Читать в соответствии с целью чтения. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, о бобщения. Использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях. Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её. Формулировать своё высказывание вслух, используя речевое клише: «Я думаю. . . »- Учащиеся обогатили свой пассивный и активный словарь. - Смысловое чтение. - Учащиеся могут найти в тексте необходимую информацию. - Умеют выражать свои мысли при отождествлении текста, макета. - Умеют осуществлять сравнение действий объектов. 6 Закрепление. - Фиксация на доске главной мысли произведения. - Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения через самопознание при работе с информацией. Учебное сотрудничество детей и учителя. Работа в парах. Организует работу с пословицами. Слайд №8. - Какое из этих предложений можно назвать пословицей? Объясните ее значение. 1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. 2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. 3. Была здорова, стала тощая, стала сбавлять молока. Слайд №9. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста? Включает учащихся в групповую работу. Слайд №10. - Какая связь между чаем с молоком и совой? Через сказку Бианки показал, как все в природе взаимосвязано. Попробуем восстановить эту цепочку. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Соотносить пословицы с содержанием литературного произведения. Представлять информацию в виде схемы. Строить речевые высказывания. - Ученики могут сформулировать речевое высказывание, отражающее главную мысль произведения. - Могут подобрать пословицу, отражающую главную мысль произведения. - Умеют договариваться, получать общий результат, оценивать личный вклад в работу в паре. В рамках учебного сотрудничества наглядно( на доске) з афиксирован а главная мысль произведения. 7 Рефлексия( подведение итогов) . Совместное обсуждение достижения поставленной цели урока и самооценка личных достижений учащихся. Фронтальная- обмен информацией между учителем и детьми в классе. Диалог с учащимися. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Слайд №- С каким произведением мы познакомились? - Какого жанра? - Какова главная мысль сказки? - А как вы, дети, можете помочь природе? Закончите предложение: «Сегодня узнал …», «Было интересно …» «Урок дал мне для жизни …». Оформлять свои мысли в устной форме. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению знаний. - Оценка своих достижений на уроке. Работа с речевыми моделями в процессе дискуссии. 8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обобщение новых знаний. Самостоятельное выполнения задания. Объясняет сущность домашнего задания: - Подготовить пересказ сказки или читать по ролям или нарисовать иллюстрацию к сказке. Проявлять творческие способности. Строить речевые высказывания. Осознанное выполнение домашнего задания.