a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста средствами музыки»

Автор: Шугурова Наталья Евгеньевна Опубликовано: 2022-08-19 13:52:23

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 города Кузнецка

 

 

 

 

 

Сообщение

на городском методическом объединении

музыкальных руководителей

на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста средствами музыки»

 

 

 

 

 

Подготовила: Шугурова Н.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнецк - 2018 г.

 

 

 

      Все от природы музыкальны и понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей. Их развитие - одна из главных задач музыкального воспитания детей.  

 

          В зарубежной и отечественной литературе сенсорные музыкальные способности понимаются как качество различения основных свойств музыкальных звуков.  

        

Задачи музыкально – сенсорного развития детей дошкольного возраста:

  1. Развивать умение детей эмоционально откликаться на музыку разного характера;
  2. Развивать динамический, звуковысотный, тембровый слух;
  3. Развивать музыкально – ритмическое чувство;
  4. Развивать ладовое чувство.

 

        Развитие музыкально – сенсорных способностей детей дошкольного возраста  осуществляется во всех видах музыкальной деятельности (восприятие, музыкально – ритмические движения, пение и песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – игровое творчество, музыкально – дидактические игры).  Большую роль при этом играют музыкально – дидактические игры и пособия. А также разнообразие методов и приемов, применяемых музыкальным руководителем.

 

       Восприятие музыки – универсальный вид деятельности. Без восприятия невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

      Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, слова, обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Детям нравится игра «Чудесный мешочек», где игрушки могут разговаривать, двигаться с малышами, что способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Благодаря играм «В лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка» дети закрепляют пройденный материал, знания о различных музыкальных инструментах, приобщаются к умению различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части. Организация работы по восприятию музыки, организованной по форме:

«Музыкально - поэтическая гостиная» эффективна не только в плане развития музыкальности детей и их художественной культуры в целом , но и в плане их общего психологического развития: мышления, речи. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

      К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают определенного цвета). Или при прослушании «Колыбельной музыки» -  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.

   Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры - драматизации, музыкальные игры.

    Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

   Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий,

  с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Музыкальное лото «Солнышко и тучка» - развивает представления о характере музыки.

Муз. дидактическая игра «Ритмическое эхо»

Задачи: Развитие чувства ритма, творческого потенциала детей (придумать, повторить несложный ритмический рисунок), развитие ритмического слуха и координации движений.

Муз. дидактическая игра «Волшебная музыка»

Задачи: Учить определять музыкальные жанры, развивать музыкальную память, воображение. Закреплять в игровой форме знания музыкальной терминологии.

Муз. дидактическая игра «Волшебный оркестр»

Задачи: Расширение кругозора, знакомство с инструментами симфонического оркестра. Умение определять их по слуху в музыкальных произведениях. Классифицировать их, как струнные, духовые, клавишные, ударные.

Муз. дидактическая игра «Что звучит?»

Задачи: Развитие тембрового слуха, формирование устойчивого интереса к музыкально-образовательной деятельности.

 С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ 

         Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу ТЕМБР -  в музыке и КОЛОРИТ - в живописи, МЕЛОДИЯ  в музыке и РИСУНОК в живописи. Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства

     КОЛОРИТ- одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, ТЕМБР в музыке – главный фактор ее изобразительности, т. е КОЛОРИТ является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а ТЕМБР- наиболее «живописным «элементом музыки.

       Еще Аристотель писал, что краски в живописи подобны музыкальным созвучиям. В более поздние эпохи взаимосвязь музыки и цвета отмечали Р. Вагнер, А Белый,

 М. Чюрленис.

        Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи  колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный- трубы, синий- виолончели.

       Выдающиеся русские композиторы Н.Р-К и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Цвето-звуковые ощущения характерны не только для композиторов, художников. Они могут возникать у любого взрослого человека и у ребенка.

      Диагностические обследования детей младшего дошкольного возраста показали, что цвето- слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни, а для детей четвертого года жизни они не характерны. Дети пятого года жизни легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками.

   Занятия, на которых слушание музыки сочеталось с рисованием, строилось, как правило, следующим образом: детям предлагалась для прослушивания музыкальная пьеса, которую они слушали, анализировали на предыдущих занятиях. Музыку вспоминали, делились впечатлениями, а затем» рисовали» ее. Иногда дети воплощали в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествовала, беседа о музыке и ее анализ Музыка звучала и в самом процессе рисования, как необходимая «подпитка» Здесь она ни в коем случае не является просто» фоном» она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывать ассоциации дети воплощали в рисунках не только настроение музыки . но и особенности мелодики , ритма, процесс развития музыкального образа

       Большое внимание при прослушивании музыки уделяю анализу мелодии. Это обусловлено  тем   что , с одной стороны , МЕЛОДИЯ- основное выразительное средство, « душа музыки.», а с другой- мелодическая линия близка линии в живописи , и мы предполагаем, что наиболее яркие особенности мелодики прослушанных произведений найдут отражение в рисунках

        В рисунках детей находит отражение и РИТМ. В отличие от мелодии, анализу которой на занятиях уделяется много внимания ритмические особенности прослушиваемых произведений, как правило, не анализируются. Дети передают ритм посредством собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении , а затем он начинает « звучать» и в их рисунках

        ТЕМБР музыки – наиболее «живописный» компонент, также воплотился в рисунках детей. При этом чем более богатой была тембровая палитра музыкального произведения, тем боле яркими и насыщенными по колориту становились рисунки.

 

 

Еще одним из видов музыкальной деятельности детей являются музыкально-ритмические движения. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения.

В процессе основной образовательной деятельности значительную часть времени отвожу разучиванию различных движений под музыку. Упражняю детей ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. Для того чтобы музыкально - ритмическая деятельность детей проходила более успешно, обучение элементам танцевальных движений осуществляю в сочетании с музыкально-дидактическими играми и выполнением творческих заданий. С первых занятий способствуем развитию у детей стремления самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.

В музыкально-дидактических играх в младшем возрасте можно использовать игрушки, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. При разучивании плясок, хороводов, танцев так же использую озвученные игрушки и музыкальные инструменты.

Активно развиваю и обогащаю двигательную реакцию детей. В этом большую помощь оказывают игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети не только определяют, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и другие, но и передают в движении неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре. Интересные игровые творческие задания провожу после повторного слушания нового музыкального произведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Ребенок говорит: «Это музыка-танец, она веселая и танцевать ее надо легко и весело» и начинает выполнять поскоки. Сережа придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый вид польки мы видим в движениях других детей. Один за другим дети включаются в танец. В итоге танцует вся группа.

Игровые приемы способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

 

В процессе обучения пению хорошо формируется звуко-высотный и ритмический слух. Но характер этого обучения должен отвечать определенным требованиям, в том числе и сенсорным. Для чистого интонирования часто использую игру «Музыкальный телефон», которая помогает детям выразительно исполнять ту или иную песню.

Для закрепления знакомых песен провожу игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах.

При исполнении любой песни детьми,стараемся правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. В свободное время также провожу музыкально-дидактические игры, связанные с пением, например «Музыкальный магазин».

Дети очень любят игры, которые помогают им определить движение мелодии: это и «Лесенка-чудесенка» и магнитная доска, на которой, выкладывая ноты-кружочки, дети учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по высоте.

Учитывая возможности детского голоса, никогда не поем с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даем распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона ("Две тетери" русская народная мелодия, "Воробей" музыка Герчик). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

После знакомства с песней, прослушав ее и обсудив содержание и характер, в первую очередь перед разучиванием мелодии прохлопываем ритм песни, а сложные в ритмическом отношении места, выкладываем на магнитной доске, используя при этом музыкально-дидактические игры: «Научим матрешек танцевать», «Ритмическое лото».

Работу по использованию музыкально-дидактических игр и пособий в процессе пения строю поэтапно.

 

  1. Начинаю работу с закрепления знаний о высоких, средних и низких звуках. Упражняю в чистом пропевании этих ступеней на звуках (си - соль#-ми). Дети пропевают, называя звуки, если звучит с движением вверх мелодия, то поют «низкий – средний – высокий», если с движением вниз, соответственно «высокий – средний - низкий». Передают графически, выкладывая кружочками на магнитной доске (цветными кружочками).
  2. В старшем дошкольном возрасте дети должны уже уметь определять на слух направление мелодии, ее скачки, выкладывать на магнитной доске (кружочками) рисунок мелодии, распеваясь на песенках: «Едет, едет паровоз», «Зайчик», «Иванушка», «Лягушка», «Муха», «Радуга», «Такси», «Яблочко»; муз. Е. Горбиной, В. Гайдуковой, сл.Е. Лаврентьевой «Коза», «Мячик».
  3. Формируя устойчивый ладотональный слух у детей, закрепляю понятие о ступенях, учу пропевать их в разной последовательности.
  4. Упражняю графически передавать мелодию песни «Тень-тень, потетень», упражняю в чистом пропевании этих звуков.
  5. Продолжаю формировать ладотональный слух (ощущение и нахождение тоники). Для этого использую русскую народную песню «Как у наших у ворот», играя в музыкально-дидактическую игру «Ученый кузнечик».

Упражняем детей в чистом пропевании одного звука, развиваю умение детей самостоятельно определять долгие, короткие звуки и передавать их чередование в знакомых попевках графически на магнитной доске: «Небо синее» Е.Тиличеевой, «Аты-баты», «Воробей», «Дон-дон», «Киса», «Шапка».

Для развития музыкально-сенсорных способностей нужна среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки.

 

  Музыкально – дидактические игры как средство развития сенсорных способностей.

Дидактические игры открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковых и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры, моделирующие звуко-высотные и ритмические отношения мелодии.

   Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач.

Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Этот вид напоминает хорошо известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы, цвета, объема предметов. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания. Имеются в виду не только игры – пособия (нотное лото, музыкальные шкатулки, музыкальные лесенки и. т. д., но и игры с пением и движением.

Игры отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям. В связи со структурой музыкально – дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил.

Обобщенно правила направлены на какое-то преимущество:

- входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка, или котенок (различение высотных отношений в игре «Чей домик?»);

- становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов («Бубен с погремушкой»);

- выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр»);

- и наоборот, не выполнившие задания выходят из игры, получают меньше очков и. т. д.

В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.

  • Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш): «Солнышко и тучка», «Подбери музыку», «Чей это марш?», «Три танца».
  • Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах: «Узнай сказку», «Подбери картинку».
  • Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности: «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».
  • Пособия, развивающие чувство ритма у детей: «Прогулка», «Ритмическое лото», «Определи по ритму».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

 Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития.

Необходимо развивать:

*способность подражания и воспроизведения,

*умение смотреть и слушать,

*умение сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать.

От сенсорного развития зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.

 

 

 

Оставить комментарий: