Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном развитии дошкольников
Документы для скачивания
Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном развитии дошкольников
«Если мы хотим научить думать,
то прежде мы должны научить
придумывать» Дж. Родари
Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ. ТРИЗ подходит для всех, кто хочет развить творческую деятельность дошкольника. С помощью этой технологии можно успешно активизировать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление дошкольника, а так же эффективнее использовать основную программу обучения.
Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной творческой активностью.
Одними из наиболее популярных инновационных педагогических технологий, адаптированных и активно используемых в дошкольной педагогике, являются теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения. Созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального развития ребенка.
Использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, мышление, гибкость, подвижность, системность; качества личности - активность, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Внедрения педагогических технологий ТРИЗ. Реализация технологии ТРИЗ с детьми проходит через НОД, во всех видах музыкальной деятельности, так как отдельные элементы творческого системного мышления формируются и развиваются уже на начальном этапе становления личности – в дошкольном возрасте. Основными педагогическими средствами развития системного мышления являются дидактическая игра и творческие задания. В результате которых формируется системное мышление, умение наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность поиска и творчества, дети учатся видеть связи, имеющиеся в различных областях окружающего мира.
Первая часть технологии ТРИЗ - построена на основе Кругов Луллия (Метод морфологического анализа). Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание, как художественно – образное отражение действительности. С помощью Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах.
Общее описание технологии: работа построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название «Круги Луллия». Существует 2 вида кругов: 1 вид - когда одинаковые по диаметру круги между собой не скреплены, а 2 вид - когда разные по диаметру круги нанизаны на стержень. У обоих видов сверху устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободна двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов.
Изобретение Р. Луллия взято за основу системы игровых упражнений. Она позволяет формировать у детей понятия «объект-признак-проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам. Наши игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта подрастающего человека.
Особенности использования кругов Луллия с детьми. Для проведения тренингов с детьми необходимо подготовить пособие. Вырезать круги, стрелку, картинки. Соединить круги и стрелку. Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 3 кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8: с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом; в работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом; дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются три круга с 8 секторами на каждом).
Тренинги с Кругами Луллия можно проводить на музыкальных занятиях (НОД, так и вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Расположить картинки на кругах. Раскручиваются круги, и рассматриваются сочетания картинок, на которые указывает стрелка.
Существует 4 типа тренингов:
1 тип «Найди реальное сочетание» Под стрелкой объединяются картинки, формирующие реальную картину мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
2 тип «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов, и как можно достовернее объясняется необычность их взаимодействия.
3 тип «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4 тип «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Вместе с ребенком формулируются проблемы, выдвигаются идеи по их решению.
В НОД с помощью Кругов Луллия закрепляем и систематизируем знания детей о музыкальных инструментах, композиторах, прослушанных музыкальных произведениях.
В разделе слушание музыки используем игру «Определи настроение музыкального произведения». Цель - активизировать ассоциативное мышление и воображение, закреплять использование цветофункционального метода.
Работа с пособием по 1 типу:
а) подбирать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения (например к пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны» - пиктограмму с сердитым выражением).
б) к пиктограммам настроения подбирать соответствующие музыкальные произведения (к пиктограмме спокойного выражения на торжественно).
Работа по 2 типу - случайно соединив пиктограмму с картинкой, ребенок попытается объяснить этот вариант, проявив фантазию (например, если грустная пиктограмма совпадет с картинкой ранней весны).
«Отгадай чье произведение?». Цель - закреплять знания детей о произведениях крупной формы: оперы, балета; о композиторах их создавших, развивать память, воображение, ассоциативное мышление.
Работа с пособием по 1 типу: прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Черномора с портретом Глинки и т. п.)
По 2 типу: при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, если бы совпала картинка «Бабы-Яги» не с портретом Чайковского, а с Григом, можно пофантазировать, что музыка этого произведения была бы более доброй и светлой, т. к. Грига называют художником в музыке и т. п.).
В разделе музыкально-ритмические движения используем такой круг Луллия: первый круг – сказочные герои, второй круг – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя.
В разделе исполнительское творчество: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением.
Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы.
Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к творческому мышлению.
Метод обучения составлению рассказа об объекте по алгоритму
Музыкально – дидактическое пособие «Волшебная дорожка» Предназначено для закрепления элементарных теоретических знаний о музыке для детей старшего дошкольного возраста
Функции пособия: дает зрительные представления о жанре, форме, темпе, регистре музыкального произведения; развивает системность мышления. Цель: составление связного рассказа-анализа о прослушанном музыкальном произведении. Описание: пособие создано на основе метода обучения составлению рассказа об объекте по алгоритму «Волшебная дорожка» (ТРИЗ–технологии). Активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.
Задание: пройди по дорожке и расскажи об услышанной музыке.
Композитор: портрет композитора – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение. Работа со схемой Каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать.
Жанр: кит помогает определить жанр музыки (песня, танец, марш).
Настроение произведения: смайлик напоминает о настроении.
Высота звучания: Винни - Пух с шариком – подсказывает назвать регистр (звуковысотность).
Инструменты: Человек с гитарой - напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение.
Динамика: Громкоговоритель - определяет громкость звучания и динамические оттенки.
Темп: человечек на велосипеде – подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения. Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.
Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы, и успешно применяют их в самостоятельной деятельности.
Символическая аналогия и мнемодорожки
Интересно на занятиях проходит словесная игра «Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми о том, например, что осень – это хорошо или плохо? Плохо – почему? (Потому, что холодно, идут дожди). Хорошо – почему? (Потому, что собирают урожай и. т. д). Или другой пример: самодельный музыкальный инструмент - это хорошо? (Хорошо - почему?) Потому, что можно придумывать разную музыку или её звучание). А плохо – почему? (Нет нот, можно, придумав, не запомнить, забыть, самодельный музыкальный инструмент может легко сломаться и. т. д.)
Очень удачно проходят приёмы разучивания и исполнения песен
По схемам, используя метод «Символическая аналогия». Мнемотехника
Цель использования мнемотехники: развитие слуховой и зрительной памяти, для разучивания песен, стихов.
Основная задача: развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности.
Методика знакомства и разучивания песен с помощью картинок:
- Прослушивание музыкального произведения;
- Беседа о характере произведения,
- Демонстрация мнемотаблицы.
- Разучивание текста по фразам, с использованием таблиц.
- Закрепление текста песни.
Дети сами или с помощью педагога придумывают ассоциации, рисунки- символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Вот, например, как выглядит мнемодорожка к песням :
Песня «Осень» муз. Ю. Михайленко, сл. В. Петренко
Песня «Дождик» р.н.м. обр. Г. Лобачева, сл. А. Барто
Песня «Паровоз» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Песня «Елочка» му. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен
Синтетика. Эмпатия.
Очень интересны возможности метода незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит приём эмпатии - личностного уподобления, способности ребенка отожествлять себя с кем- либо или с чем- либо, уметь сопереживать объекту.
Пример использования данного приёма в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например, в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского - «Клоуны», в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса.
Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует.
Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.
Метод типового фантазирования
Развивать образное мышление детей при помощи игры «Волшебники»
В основе лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом этого метода является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Дробления-Объединения, Времени, Увеличения- Уменьшения, Наоборот, Оживления-Окаменения Игра приветствие «Поздороваться как мышка или как медведь», игра Великаны и Гномы, игра «Звездочёты и роботы», исполнение детьми свободных танцев плясок на праздниках.
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Метод каталога
Применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.
Метод фокальных объектов
Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия.
Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.
Занятие с применением элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширения кругозора и словарного запаса.
Всё это представляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и в других видах деятельности.
В результате проведения НОД с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. С целью использования элементов ТРИЗ в музыкальной деятельности я изготовила пособия, которые можно использовать не только в Н О Д, но и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Заключение: Таким образом занятия с применением элементов ТРИЗ, являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.