Исплользование здоровьесберегающих технологий в ГПД
Документы для скачивания
Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровье сберегающие технологии в работу школ. В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально- активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ школы. Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся школ в частности. Я в своей работе использую здоровьесберегающие технологии. Исхожу из того, что физическая активность детям необходима для нормального роста и развития. Обязательной составляющей режима является активно- двигательная и физкультурно- оздоровительная деятельность воспитанников, в том числе на свежем воздухе. Спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования являются важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся. Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Творчески организована спортивная работа с воспитанниками ГПД, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы дети могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку. Отдельное внимание отвожу гигиене- все дети имеют сменную обувь, перед едой моют руки ( у каждого есть бумажное полотенце) . Помещения, в которых занимаются дети, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру. Большой вклад в постановку состояния здоровья учащихся играет двухразовое питание. В различных формах воспитанники ГПД получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т. д. Для учащихся организована работа кружков : - футбол; - танцевальный; - театральная студия; - «Комната здоровья »; - «Весь мир театр». Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся. В программу деятельности группы продленного дня включена целевая программа « Здоровье. Образ жизни», которая заключает в себе следующие задачи: • формирование установки на здоровый образ жизни; • сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье; • развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела; • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека. В режим дня воспитанников ГПД включен комплекс оздоровительных мероприятий : - клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров – закаляйся! », «Как устроен человек? », «Лакомств – 1000, а здоровье одно! », «Вредные привычки», «Всемирный день здоровья » и др. - физкультминутки на занятиях, гимнастика для глаз; - подвижные игры на прогулках: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», «День и ночь», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Пустое место» и др. - спортивные часы: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета». - общешкольные спортивные соревнования «Папа, мама, я- спортивная семья»; - Дни здоровья; - выпуски газет; - беседы врача. В кабинете оформлен стенд: « Если хочешь быть здоров ». Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью. Целевая программа « Здороье. Образ жизни» рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей: 7- 10 лет. Цель: обучить детей бережному отношению к своему здоровью, приемам сохранения здоровья. Задачи: • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; • обеспечение физического и психического саморазвития. Формы: беседы, игры, КВН, праздники, театрализованные постановки. В своей работе ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Здесь учитывается, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Ожидаемый результат: Дети должны уметь: • организовать свою учебную и досуговую деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни; • противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье; • правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Ежедневно проводиться прогулка ( до 1, 5 ч) на свежем воздухе с большой двигательной активностью. Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно- мышечной. В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому огранизму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы ГПД. Занятия в ГПД начинаю с часовой прогулки. Стараюсь, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т. д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту. После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки провожу физминутки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им требуется моя помощь. Между подготовкой разных предметов делаем перерыв 10- 15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. После самоподготовки дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия и занятия студий чередуются по дням недели. На заседании ШМО обсуждаются вопросы по планированию работы, делимся опытом, изучаем нормативные документы, знакомимся с новинками методической литературы. Вывод: Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от: • активного участия в этом процессе самих учащихся; • создание здоровьесберегающей среды; • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов; • планомерной работы с родителями;