a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Кейс-технология в работе дошкольников"

Автор: Шашкина Марина Юрьевна Опубликовано: 2022-08-30 18:39:10

Документы для скачивания

Консультация для педагогов на тему: « К ейс- технологии в работе с дошкольниками» Внедрение в  образовательный  процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров  дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные  образовательные стандарты. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование  кейс- технологий в дошкольном образовании. Внедрение  кейс- технологий в дошкольном образовательном  учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Кейс- технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Название  кейс- технология произошло от латинского  « casus »  - запутанный, необычный случай; а также от английского  « case »  - портфель, чемоданчик. Впервые работа с  кейсами  в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3- 4 года. Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший  кейс  должен удовлетворять следующим  требованиям: • соответствовать четко поставленной цели создания; • иметь соответствующий уровень трудности; • иллюстрировать типичные ситуации; • развивать аналитическое мышление; • провоцировать дискуссию; • иметь несколько решений. При всём  многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило,   кейс включает в себя: • ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни, • контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации, • комментарий ситуации, представленный автором, • вопросы или задания для работы с  кейсом, • приложения. К  кейс- технологиям  относятся: •  метод  ситуативного анализа( метод  анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения;   кейс- стадии;   Кейс- иллюстрации; фото- кейсы) ; •  метод инцидента; •  метод  ситуационно- ролевых игр; •  метод  разбора деловой корреспонденции; • игровое проектирование; •  метод дискуссии. Например: Ситуационно- ролевая игра. Цель- в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально- психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей  метода  инсценировки — ролевая игра. Игровое проектирование: Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного  типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Сущностью  кейс- технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» ( С. Л. Рубинштейн) . В процессе освоения  кейс- технологий дети: • учатся получать необходимую информацию в общении; • умение соотносить свои устремления с интересами других; • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; • учатся отстаивать свою точку зрения; • умение принимать помощь. Кейс- технологии формируют навыки коммуникативного воздействия  детей: • происходит формирование у детей навыков работы в команде; • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; • развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; • обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; • учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений. Метод кейсов  включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно- образовательном процессе. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих ( других воспитанников и воспитателя)  на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь  дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Метод кейсов  способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у  дошкольника  вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается  кейс  от проблемной ситуации? Отличительной особенностью  кейс- метода  является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.   Кейс не предлагает дошкольникам  проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании  кейса. Содержащаяся в  кейсе  проблема не имеет однозначного решения; суть  метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее  целесообразное  решение и разработать практическую модель его реализации. В практике  дошкольного образования  можно широко использовать  Кейс- иллюстрации,   кейс- фото. Кейс- иллюстрация- это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс- иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку  дошкольниками  своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс- иллюстрации активизируют мысль детей, развивают  воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. В  «фото –  кейс »   входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к  кейсу, который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. Вывод: Кейс  - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение  кейс- технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Оставить комментарий: