a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Метод каталог"

Автор: Шашкина Марина Юрьевна Опубликовано: 2022-08-30 18:48:56

Документы для скачивания

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20- х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом « тыка » слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание. Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок: наличие положительного и отрицательного героев; зло, причинённое отрицательным героем; борьба положительного героя со злом; п рисутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства. Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро( зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Предполагаемый ход действия сказки: Жил- был… И был он какой? . Умел делать что? . Делал он это, потому что… Но в это время жила- была… Она была… Однажды между ними случилось… Им помогла… Сделала она это, чтобы… и т. д. Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т. п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.    Метод  каталога       Метод  разработан профессором  Берлинского  университета Э. Кунце в 1932  г.   Суть  его   заключается  в построении  связного  текста  сказочного  содержания  с  помощью  выбранных  наугад  выбранных  носителей( персонажей,   предметов, действий)   и  т. д.        Рекомендуется  научить   детей  составлять  логически  связный  текст,   в  котором  добро  побеждает  зло. Действия  должны   происходить  в  определенном  месте  и  времени.        Метод  создан   для  снятия  психологической  инерции  и  ломки  стереотипов  в  придумывании  сказочных  героев,   их  действий  и  описания  места  действия.         С  детьми   3- 3, 5  лет  работа  проводится  с  помощью  «чудесного  мешочка». В  нем   могут  находиться  игрушки или  картинки-   объекты  для  составления  двух- трех  предложений  связного  текста  с  помощью  вопросов.       Для  составления   сказок  с  детьми  старше  4  лет  используют незнакомые  им  тексты. Алгоритм  составления   сказки     о. Педагог  выбирает   книгу,   с  помощью которой  будет составляться  сказка     о.   Задает  детям   вопросы:       Пример. Задав  первый   вопрос  «Жил- был( кто? ) , воспитатель  открывает  книгу  на  любой  странице  и  предлагает  ребенку  указать  пальцем  на  любое  слово. Допустим  он   выбрал  слово « пенек». Педагог   говорит: «Жил- был  пенек!   Значит, история   будет  про  пенек , который  попал  в  беду».       Ответ  на   следующий  вопрос  ищется  на  любой другой   странице   книги. Если   наугад  выбранное  слово  не  соответствует  нужной  части  речи,   его  необходимо  переделать  или  попросить  ребенка  показать  другое  слово  на  этой  же  строчке. Надо  стремиться   включить  в  текст  создаваемой  истории словосочетание  или  все  предложение,   слово  из  котороговыбрал   ребенок.    о.   Дети  с   помощью  педагога «собирают» в  единое  целое  ответы,    найденные  в  книге.    о.   Придумывают  название   получившейся  сказки.    о.   Один  или   несколько  детей (   по  желанию)   восстанавливают  текст.    о.   Организуется  продуктивная   деятельность Методические  рекомендации     Чтобы  дети   во  время  занятия  не  теряли  интереса  к  сочинительству,   необходимо: - проводить работу( задавать  вопросы,   «собирать» сюжет)   в  быстром  темпе; - эмоционально  реагировать   на  каждый  ответ( удивление,   радость,   испуг  и  т. д. ) ; - если  дети   устали,   прекратить  искать  ответы  в  книге,   а  придумать  вместе  с  ними  окончание  истории. о.   В  работе   с  детьми  седьмого  года  жизни  роль  ведущего  может  взять  на  себя  ребенок. Воспитатель  осуществляет функцию  контролера. о.   Можно  предложить   детям  рассказать  дома  придуманную  сказку  и  проиллюстрировать  ее  с  помощью  рисунков. о.   Для  закрепления   последовательности  вопросов,   с  помощью  которых  создается  сказочный  текст,   педагог  предлагает  им  вспомнить. Примерная  цепочка   вопросов  для  детей  3- 4  лет: о.   Жил- был( кто? ) о.   С  кем   он  дружил? о.   Пришел  злой   кто? о.   Кто  помог   друзьям  спастись7 Примерная цепочка  вопросов   для  детей 5- 7  лет: о.   Жил- был - кто? о.   Какой  он   был? о.   Что  умел   делать? о.   Пошел  гулять( путешествовать)   куда? о.   Искать( что?   Кого? ) о.   Встретил  злого   кого? о.   Что  этот отрицательный  герой  делал(   или  умел  делать? ) о.   У  нашего   героя  был  друг? Кто? Какой  он   был? о.   Как  он   мог  помочь  главному  герою. о.   Что  стало   со  злым? о.   Где  наши   друзья  стали  жить? о.   Что  они   стали  делать.

Оставить комментарий: