a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Формы организации обучения дошкольников конструированию» (опыт работы)

Автор: Кочукова Татьяна Александровна Опубликовано: 2022-08-30 22:52:38

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»» «Формы организации обучения дошкольников конструированию»( из опыта работы) Воспитатель: Кочукова Т. А. Дорогобуж 2021г. Конструирование  – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. В своей работе я использую следующие ф ормы организации обучения детей конструированию. Конструирование по образцу Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаю образцы построек.  В качестве образца служ ат рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путём изменения предыдущей. Конструирование по модели Детям в качестве образца предлагаю модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагаю определённую задачу, но не даю способа её решения. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам Д етей сначала обучаю строить простые схемы, чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать  конструкции  по простым чертежам, схемам. Конструирование по условиям Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяю лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение( например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта) . Детям предлагаю общую тематику конструкций( «Птицы», «Город» и т. п. ) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. К онструирование по замыслу В сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. З амысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника. Поэтому формир ую у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям. Т. е. подво жу детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего- конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть. На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы. Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего- конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего и его аналогов из небольшого количества деталей( 3- 5 детали) . Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали. После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно- ролевых играх.       На данном этапе своей работы, занимаясь с детьми лего- конструированием, я усложняю виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.      Дети не только индивидуально выполняют постройки, но и работают в парах, микрогруппах, а также выполняют коллективную работу. Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Одним из любимых видов лего- конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры.   При организации работы я стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки,  считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками. Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно- ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт, предметы быта. Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности. Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что, создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего- конструктор, я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются. В лего- конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов. Провела опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО, анкетирование «Любите ли вы конструировать? »       В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что- то новое. Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу. По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.  

Оставить комментарий: