Конспект занятия для детей подготовительной группы "Река и ее обитатели"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31 «Забава» города Обнинска Конспект НОД «Река и ее обитатели» Подготовила: Количева Светлана Васильевна Обнинск, 2019 Цель: Формирование у детей познавательного интереса к природе и осознанно- правильного отношения к ней. Программные задачи: 1. Расширять знания детей о растительности и обитателях водоемов. 2. Пополнить и активизировать словарь детей новыми словами: рогоз, клоп- водомерка, жук- плавунец, головастики, кувшинки, названия рыб( щука, сом, ерш, карась) . 3. Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании звуков природы. 4. Прививать детям навыки экологически грамотного поведения на водоемах. 5. Воспитывать осознанно- бережное отношение детей к природе. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье». Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация воспитателя «Река и ее обитатели». Ход непосредственно- образовательной деятельности: 1. Организационный момент Воспитатель: Ребята, послушайте мою загадку: «Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, узкий кончик в роднике, а широкий в море». ( Ответы детей: река) . Воспитатель: Хотите отправиться на речку? ( Ответ детей: да) . Воспитатель: Но сначала мы с вами вспомним правила поведения на реке. Какие правила вы знаете? ( Ответы детей: «Нельзя купаться без присмотра взрослых», «Нельзя пить воду из реки»…) Воспитатель: Молодцы, а теперь в путь! Дорожка к реке узкая, поэтому вставайте в колонну по одному, по камешкам идите осторожно, кочки перешагивайте. ( Ходьба по массажным дорожкам) . Слайд 1. Воспитатель: Мы попали в речное царство. Посмотрите как здесь красиво! А что же мы можем здесь услышать? ( Прослушивание звуков реки в аудиозаписи) . Слайд 2. Воспитатель: Дети, как вы думаете, какая вода в реке? Дидактическая игра: «Какая вода в реке? » Воспитатель дает ребенку речной камушек. Дети передают его и по очереди называют прилагательные о воде( чистая, холодная, мокрая, прозрачная, голубая, журчащая и т. д. ) Воспитатель: Смотришь на реку и кажется в ней нет ни малявок, ни окуней. Только бежит голубая вода, петляя по лугу, не зная куда. Река ведь не просто течет и течет, она интересною жизнью живет. Воспитатель: Дети, а вам интересно познакомиться с жителями этого таинственного царства? ( Ответ детей: да) . Воспитатель: Давайте посмотрим, какие растения мы можем здесь встретить? Кто знает, как называется это растение? ( Ответ детей: камыш) . Слайд 3. Воспитатель: В народе его просто называют камыш, а научное понятие – рогоз. У него длинные, узкие листья, а вверху – коричневый, словно бархатный початок. Воспитатель: Еще я хочу рассказать о растении стрелолист. Его так называют потому, что его листья похожи на треугольный наконечник стрелы. У него тоже длинный и тонкий стебель, а из сушеных листьев можно испечь вкусные лепешки. Слайд 4. Воспитатель: Дети, посмотрите на это красивое растение. Как оно называется? ( Ответ детей: кувшинка) . Слайд 5. Воспитатель: Правильно. Листья кувшинки лежат сверху воды, корни длинные, крепко держатся за илистое дно. Посмотрите, кто это бегает по воде? ( Ответ детей: жучки) . Слайд 6. Воспитатель: Это клоп- водомерка, он очень быстро бегает по воде и не тонет, так как он очень маленький и легкий. Его ножки смазаны жиром и широко раздвинуты, как будто он скользит на лыжах по воде. Воспитатель: А это жук- плавунец. По названию можно догадаться, что он хороший пловец. Это жук- хищник. Сам маленький, а питается головастиками и рыбешками. Слайд 7. Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, кто такие головастики? ( Ответ детей: это маленькие дети лягушки) . Слайд 8. Воспитатель: Давайте посмотрим по схеме, как из икринки появляются лягушки. ( Рассказ ребенка по схеме) . Слайд 9. Воспитатель: Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитные и безобидные, их не следует ловить и обижать. Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, мух, очищают воду, являются кормом для речных птиц. А еще лягушки украшают реку своим пением – кваканьем. ( Прослушивание аудиозаписи – кваканье лягушек) . Воспитатель: Ребята, послушайте загадку еще про одного жителя реки: «Ползет наоборот, задом наперед. Все под водой хватает клешней». ( Ответ детей: рак) . Слайд 10. Воспитатель: Своими клешнями рак защищается и ловит добычу, а усами ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. Раки живут только в чистой воде. Воспитатель: А вот и рыбье царство – гордость реки, пища для животных и людей. Давайте отгадаем загадки про рыб. Слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16. «Он колючий, но не еж, а речная рыба …»( Ответ детей: ёрш) . «Зубастых щук таясь, стороной проплыл …»( Ответ детей: карась) . «Там в воде под бурунами, в глубине в подводной яме Машет грозно плавниками, шевелит в пылу усами. Царь реки могучий …»( Ответ детей: сом) «Здесь его и трон и дом». Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немножко отдохнем. Пальчиковая игра «Рыбки» Пять маленьких рыбок Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Играли в реке, Руки прижаты друг к другу, Лежало большое переворачиваем их с боку на бок. Бревно на песке И рыбка сказала: Ладони сомкнуты, чуть округлены. «Нырять здесь легко! » Выполняем ими «ныряющее» движение. Вторая сказала: Грозим пальцем, «Ведь здесь глубоко». Быстро качаем ладонями( дрожь) . А третья сказала: «Мне хочется спать! » Четвертая стала чуть- чуть замерзать. А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Запя стья соединены, Плывите скорей, ладони раскрываются и соединяются. Чтобы не проглотил! » Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями( рыбки уплывают) . Воспитатель: Ребята, а что это за страшная рыба притаилась в зарослях? ( Ответ детей: щука) . Слайд 17. Воспитатель: Щука – хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам. Воспитатель: Ребята, кто из вас отдыхал на реке? ( Ответы детей: ……) . Воспитатель: Дети, на реке любят отдыхать все, но не все знают, как надо правильно себя вести. Надо отдыхать на реке так, чтобы река на нас не обиделась, чтобы она всегда была чистой. Я сейчас прочитаю вам рассказ о том, как люди обидели речку. Слайд 18. Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Жила- была голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и жуки, и речные птицы. Я приглашаю к себе в гости. Приходите искупаться и отдохнуть. Я буду вам рада! » – говорила речка. Однажды к ней в гости пришла семья: папа, мама и мальчик Костя. Они расположились на берегу и стали отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала огромный букет белых лилий, но они быстро завяли и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их на берегу, а некоторые разбил камнем. Потом он поймал лягушку и раздавил её, потому что он их не любил. И еще он наступил на большого черного жука, который проползал рядом. Когда семья собиралась уходить домой, они спрятали все пустые банки, пакеты, грязную бумагу в кусты. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости. Воспитатель: Какой была речка до прихода людей? Как семья обидела речку и ее жителей? ( Ответы детей: чистая, прохладная, веселая; развели костер, сорвали цветы, раздавил лягушку, наступил на жука; спрятали мусор в кусты) Воспитатель: Дети, а вы знаете, что семья обидела речку не потому, что хотела это сделать специально, а потому, что не знала правила поведения на отдыхе и не задумывалась над тем, что к реке надо бережно относиться. Если люди будут знать, что речку нельзя обижать, то реки на Земле будут всегда голубыми. Исследовательская работа Сравнить воду в двух стаканчиках. В одном вода чистая, в другом –грязная. Воспитатель: Дети, в какой воде могут жить рыбы, раки? ( Ответ детей: в чистой) Воспитатель: Чтобы вода во втором стаканчике стала чистой, надо ее очистить с помощью фильтра. Слайд 19. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. Воспитатель: Благодаря вашим усилиям речка выздоровеет. Мы с вами через маленький фильтр очищали воду, а есть большие специальные фильтры, которые очищают воду, текущую в реку с заводов. Воспитатель: Ребята, понравилось вам в речном царстве? ( Ответ детей: да) Воспитатель: Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это прекрасное царство реки? ( Ответы детей: не бросать мусор в реку, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков и головастиков, не мучить лягушек) Воспитатель: Мы с вами обязательно будем беречь природу и она встретит нас тепло и ласково. Ну, что ребята нагулялись, наигрались, а теперь пора возвращаться в группу. Слайд 20.