a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Разные комплексы артикуляционной гимнастики.

Опубликовано: 2015-01-20 19:02:20

Документы для скачивания

Артику ляционная гимнастика" Тру- Ля- ля  Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т. е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Обычно нарушаются следующие группы звуков:     Свистящие( с, с ь, з, зь, ц)   Шипящие   ( ш, ж, ч, щ)   Сонорные  ( л, л ь, р, рь, й)   Задне- язычные( к, к ь, г, гь, х, хь) Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.   -   Загнать мяч в ворота   1. Вытянуть губы вперед трубочкой   2. Длительно дуть на ватный шарик, загоняя      его между двумя кубиками     -   Месим тесто  1. Улыбнуться  2. Немного приоткрыть рот                          3. Пошлепать языком между губами – « пя- пя- пя- пя- пя …»                    4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5     -  Блинчик  1. Улыбнуться  2. Приоткрыть рот                          3. Положить широкий язык на нижнюю губу                          4. Удерживать под счет от 5 до 10      -  Кто дальше загонит мяч?  1. Улыбнуться  2. Положить широкий язык на нижнюю губу                          3. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край                             стола     -  Чистим зубки  1. Улыбнуться  2. Показать зубы, приоткрыть рот                          3. Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и                             верхние зубы   Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.      -  Вкусное варенье  1. Слегка приоткрыть рот  2. Улыбнуться                          3. Широким языком облизать верхнюю губу( нижняя челюсть                             должна быть неподвижна) .      -  Месим тесто  1. Улыбнуться  2. Немного приоткрыть рот                          3. Пошлепать языком между губами – « пя- пя- пя- пя- пя …»                          4.  Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5      -  Блинчик  1. Улыбнуться  2. Приоткрыть рот                          3. Положить широкий язык на нижнюю губу                          4. Удерживать от 5 до 10      -  Грибочек  1. Улыбнуться  2. Показать зубы, приоткрыть рот                          3. Поцокать языком, будто едешь на лошадке                          4. Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот( язык                             будет напоминать шляпку грибка, а растянутая                             подъязычная связка – его ножку) .      -  Кто дальше загонит мяч?  1. Улыбнуться  2. Положить широкий язык на нижнюю губу                          3. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край                             стола      -  Гармошка  1. Улыбнуться, приоткрыть рот  2. Сделать «грибочек»( т. е. присосать широ     кий  язык к небу)                          3. Не отрывая языка открывать и закрывать рот( зубы не                             смыкать)     -   Парашютик  1. Улыбнуться, приоткрыть рот  2. На кончик носа положить ватку                          3. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней                             губе, сдуть ватку с носа вверх   Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л      -  Месим тесто  1. Улыбнуться  2. Немного приоткрыть рот                          3. Пошлепать языком между губами – « пя- пя- пя- пя- пя …»                          4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5     -  Вкусное варенье  1. Слегка приоткрыть рот  2. Улыбнуться                          3. Широким языком облизать верхнюю губу( нижняя челюсть                             должна быть неподвижна) .     -  Пароход гудит  1. Губы в улыбке  2. Рот приоткрыт                          3. Длительно произнести звук « ы- ы- ы »     -  Индюки болтают  1. Приоткрыть рот  2. Положить язык на верхнюю губу                          3. Языком быстро двигать по верхней губе – « бл- бл- бл »     -  Качели  1. Улыбнуться  2. Приоткрыть рот, показать зубы                          3. Кончик языка упереть за верхние зубы( удерживать под                             счет)                          4. Кончик языка упереть за нижние зубы( удерживать под                             счет) .  Поочередно менять положение       Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р      -  Чистим зубки  1. Улыбнуться  2. Приоткрыть рот                          3. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить»                             поочередно верхние и нижние зубки     -  Маляр  1. Губы в улыбке  2. Приоткрыть рот                          3. Кончиком языка погладить( «покрасить») небо, делая                             движения языком вперед- назад     -  Кто дальше загонит мяч?  1. Улыбнуться  2. Положить широкий язык на нижнюю губу                          3. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край                             стола      -  Вкусное варенье  1. Слегка приоткрыть рот  2. Улыбнуться                          3. Широким языком облизать верхнюю губу( нижняя челюсть                             должна быть неподвижна) .     -  Индюки болтают  1. Приоткрыть рот  2. Положить язык на верхнюю губу                          3. Языком быстро двигать по верхней губе – « бл- бл- бл »     -  Барабанщик  1. Улыбнуться  2. Открыть рот                          3. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося                             звук Д: д- д- д( сначала медленно, постепенно убыстрять                             темп) . Нижняя челюсть неподвижна. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплекс №1. « Оркестр». Детям предлагаются предметные картинки, соответствующие названиям упражнений. Это вносит игровой элемент. Мы в оркестр пойдем скорей, С музыкой ведь веселей. Там трещотка и гармошка – поиграй язык немножко. Твои губы – трубочка – Превратились в дудочку. В эту дудку смело дуй: ду – ду – ду да ду – ду – ду. ( « Трубочка». В ытянуть сомкнутые губы вперёд. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5- 10) . Язык к нёбу подними, Челюсть ниже опусти, Рот открой, потом закрой – Гармонист ты неплохой. ( «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот( как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка) . Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении) . Меж зубов язык лежал, Дуньте, чтоб он задрожал. Язычок дрожит так четко, Получается- трещотка. ( «Трещотка». Широкий язычок положить на нижнюю губу, сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Язык вибрирует и слышится характерный звук) . Язычок вверх подними, бугорки во рту найди. Постучи в них поскорей д- д- д- д. Барабанщик, веселей! ( « Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося зв ук[ д] : д- д- д. Сначала звук[ д] произносится медленно. Постепенно убыстрять темп. ) Комплекс №2. «Доскажи словечко». Чтобы шить могли мы с толком, Нужна острая …………………( иголка) . ( « Иголочка ». Открыть рот, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 15 сек. ) . Чтоб вск о пать скорей нам грядку В огород возьмем ……………. ( лопатку) . ( « Лопаточка ». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5- 10 сек) Чередование «Иголочка»- «Лопатка». Подкрепимся, съедим кашку, Сладкий чай нальем мы в. . …. ( чашку) . ( «Чашечка». У лыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а затем, загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх) . Чтоб поднять нам настроенье, Съедим вкусного ……………( варенья) . ( «Вкусное варенье». С легка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в с торону) . А на лестнице у Веньки П осчитаем мы ……………. ( ступеньки) . ( «Ступеньки». Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3- 5 секунд) . Комплекс №3. «Прогулка». Чтобы язычок размять, Приглашаю погулять. Встретится препятствий много, Тем и хороша дорога. ( На изображенном линией пути расположены картинки – символы артикуляционных упражнений) Вот заборчик из зубов. Улыбнись- забор готов. ( Губы ратянуть в улыбку, показывая зубы. Удерживать их в таком положении 10 сек. ) . Нас арбузом удивили Рот пошире мы открыли. ( Широко открыть рот. Удерживать его в таком положении 10 сек. ) . Загудела дудочка – Губки сделай «трубочкой ». Вот заборчик из зубов. Улыбнись- забор готов. Все пружинку делать будем, Язычок мы вниз закрутим. ( Рот широко открыть. Спрятать язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка и придержать его зубами) . Вот качели на аллее, Язычок сел на качели. ( Рот открыть широко. Попеременно тянуться высунутым языком к носу и к подбородку) . Мы юлу подарим другу. Язычок идёт по кругу. ( Рот приоткрыть. Максимально высунуть язык изо рта. Медленно проводить языком по губам по кругу в одну и другую стороны) . Комплекс № 4. « Пазлы ». Соберите пазлы и прочтите слово. «Улыбка». Перевернув пазлы, найдете картинки для разминки языка. 022860 «Шарики». ( В спокойном темпе поочерёдно надувать правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую) . «Накажем непослушный язык». ( Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: « пя – пя – пя ») . «Покусаем язык». ( Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык) . «Лопаточка». «Ступеньки». «Индюк». ( Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать языка от губы- как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышался бл- бл( как индюк болбочет) . Комплекс № 5. «Разноцветные квадраты» синий желтый красный зеленый голубой розовый оранжевый белый коричневый Двигаться по квадратам нужно в названном направлении, по окончании движения назвать цвет квадрата, который необходимо открыть и выполнить предложенное упражнение. Ходы начинаются с белого квадрата: Влево, вверх – зеленый квадрат – « Змейка»( узкий язык двигается вперед – назад) Вверх, вправо, вправо – красный квадрат – « Блинчик»( Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5- 10 сек) Вниз, влево – голубой квадрат – «Пароход гудит»( Приоткрыть рот и длительно произносить звук[ ы] ( как гудит пароход) . Влево, вверх – синий квадрат – «Охотник идет по болоту»( Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щёки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлопающий звук. ) Вправо, вниз, вниз – белый квадрат – « Индюк». Комплекс № 6. Назовите три картинки. Из трех слов выберите одно, которое отличается по звучанию. Выполните соответствующее упражнение. Винт- «Заборчик»- бинт. Дом – «Лопаточка»- сом. «Чашечка»- венок- савок. Банан – «Парус » – диван. ( Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуть ся бугорков за верхними зубами и удержать в таком положении) . «Грибок» – паук – индюк. ( Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка- его ножку. ) Барабан – ветка – клетка. «Барабанщик».

Оставить комментарий: