Разные комплексы артикуляционной гимнастики.
Документы для скачивания
Артику ляционная гимнастика" Тру- Ля- ля Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т. е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Обычно нарушаются следующие группы звуков: Свистящие( с, с ь, з, зь, ц) Шипящие ( ш, ж, ч, щ) Сонорные ( л, л ь, р, рь, й) Задне- язычные( к, к ь, г, гь, х, хь) Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц. - Загнать мяч в ворота 1. Вытянуть губы вперед трубочкой 2. Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками - Месим тесто 1. Улыбнуться 2. Немного приоткрыть рот 3. Пошлепать языком между губами – « пя- пя- пя- пя- пя …» 4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5 - Блинчик 1. Улыбнуться 2. Приоткрыть рот 3. Положить широкий язык на нижнюю губу 4. Удерживать под счет от 5 до 10 - Кто дальше загонит мяч? 1. Улыбнуться 2. Положить широкий язык на нижнюю губу 3. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола - Чистим зубки 1. Улыбнуться 2. Показать зубы, приоткрыть рот 3. Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч. - Вкусное варенье 1. Слегка приоткрыть рот 2. Улыбнуться 3. Широким языком облизать верхнюю губу( нижняя челюсть должна быть неподвижна) . - Месим тесто 1. Улыбнуться 2. Немного приоткрыть рот 3. Пошлепать языком между губами – « пя- пя- пя- пя- пя …» 4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5 - Блинчик 1. Улыбнуться 2. Приоткрыть рот 3. Положить широкий язык на нижнюю губу 4. Удерживать от 5 до 10 - Грибочек 1. Улыбнуться 2. Показать зубы, приоткрыть рот 3. Поцокать языком, будто едешь на лошадке 4. Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот( язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку) . - Кто дальше загонит мяч? 1. Улыбнуться 2. Положить широкий язык на нижнюю губу 3. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола - Гармошка 1. Улыбнуться, приоткрыть рот 2. Сделать «грибочек»( т. е. присосать широ кий язык к небу) 3. Не отрывая языка открывать и закрывать рот( зубы не смыкать) - Парашютик 1. Улыбнуться, приоткрыть рот 2. На кончик носа положить ватку 3. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л - Месим тесто 1. Улыбнуться 2. Немного приоткрыть рот 3. Пошлепать языком между губами – « пя- пя- пя- пя- пя …» 4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5 - Вкусное варенье 1. Слегка приоткрыть рот 2. Улыбнуться 3. Широким языком облизать верхнюю губу( нижняя челюсть должна быть неподвижна) . - Пароход гудит 1. Губы в улыбке 2. Рот приоткрыт 3. Длительно произнести звук « ы- ы- ы » - Индюки болтают 1. Приоткрыть рот 2. Положить язык на верхнюю губу 3. Языком быстро двигать по верхней губе – « бл- бл- бл » - Качели 1. Улыбнуться 2. Приоткрыть рот, показать зубы 3. Кончик языка упереть за верхние зубы( удерживать под счет) 4. Кончик языка упереть за нижние зубы( удерживать под счет) . Поочередно менять положение Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р - Чистим зубки 1. Улыбнуться 2. Приоткрыть рот 3. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки - Маляр 1. Губы в улыбке 2. Приоткрыть рот 3. Кончиком языка погладить( «покрасить») небо, делая движения языком вперед- назад - Кто дальше загонит мяч? 1. Улыбнуться 2. Положить широкий язык на нижнюю губу 3. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола - Вкусное варенье 1. Слегка приоткрыть рот 2. Улыбнуться 3. Широким языком облизать верхнюю губу( нижняя челюсть должна быть неподвижна) . - Индюки болтают 1. Приоткрыть рот 2. Положить язык на верхнюю губу 3. Языком быстро двигать по верхней губе – « бл- бл- бл » - Барабанщик 1. Улыбнуться 2. Открыть рот 3. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д- д- д( сначала медленно, постепенно убыстрять темп) . Нижняя челюсть неподвижна. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплекс №1. « Оркестр». Детям предлагаются предметные картинки, соответствующие названиям упражнений. Это вносит игровой элемент. Мы в оркестр пойдем скорей, С музыкой ведь веселей. Там трещотка и гармошка – поиграй язык немножко. Твои губы – трубочка – Превратились в дудочку. В эту дудку смело дуй: ду – ду – ду да ду – ду – ду. ( « Трубочка». В ытянуть сомкнутые губы вперёд. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5- 10) . Язык к нёбу подними, Челюсть ниже опусти, Рот открой, потом закрой – Гармонист ты неплохой. ( «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот( как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка) . Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении) . Меж зубов язык лежал, Дуньте, чтоб он задрожал. Язычок дрожит так четко, Получается- трещотка. ( «Трещотка». Широкий язычок положить на нижнюю губу, сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Язык вибрирует и слышится характерный звук) . Язычок вверх подними, бугорки во рту найди. Постучи в них поскорей д- д- д- д. Барабанщик, веселей! ( « Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося зв ук[ д] : д- д- д. Сначала звук[ д] произносится медленно. Постепенно убыстрять темп. ) Комплекс №2. «Доскажи словечко». Чтобы шить могли мы с толком, Нужна острая …………………( иголка) . ( « Иголочка ». Открыть рот, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 15 сек. ) . Чтоб вск о пать скорей нам грядку В огород возьмем ……………. ( лопатку) . ( « Лопаточка ». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5- 10 сек) Чередование «Иголочка»- «Лопатка». Подкрепимся, съедим кашку, Сладкий чай нальем мы в. . …. ( чашку) . ( «Чашечка». У лыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а затем, загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх) . Чтоб поднять нам настроенье, Съедим вкусного ……………( варенья) . ( «Вкусное варенье». С легка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в с торону) . А на лестнице у Веньки П осчитаем мы ……………. ( ступеньки) . ( «Ступеньки». Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3- 5 секунд) . Комплекс №3. «Прогулка». Чтобы язычок размять, Приглашаю погулять. Встретится препятствий много, Тем и хороша дорога. ( На изображенном линией пути расположены картинки – символы артикуляционных упражнений) Вот заборчик из зубов. Улыбнись- забор готов. ( Губы ратянуть в улыбку, показывая зубы. Удерживать их в таком положении 10 сек. ) . Нас арбузом удивили Рот пошире мы открыли. ( Широко открыть рот. Удерживать его в таком положении 10 сек. ) . Загудела дудочка – Губки сделай «трубочкой ». Вот заборчик из зубов. Улыбнись- забор готов. Все пружинку делать будем, Язычок мы вниз закрутим. ( Рот широко открыть. Спрятать язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка и придержать его зубами) . Вот качели на аллее, Язычок сел на качели. ( Рот открыть широко. Попеременно тянуться высунутым языком к носу и к подбородку) . Мы юлу подарим другу. Язычок идёт по кругу. ( Рот приоткрыть. Максимально высунуть язык изо рта. Медленно проводить языком по губам по кругу в одну и другую стороны) . Комплекс № 4. « Пазлы ». Соберите пазлы и прочтите слово. «Улыбка». Перевернув пазлы, найдете картинки для разминки языка. 022860 «Шарики». ( В спокойном темпе поочерёдно надувать правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую) . «Накажем непослушный язык». ( Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: « пя – пя – пя ») . «Покусаем язык». ( Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык) . «Лопаточка». «Ступеньки». «Индюк». ( Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать языка от губы- как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышался бл- бл( как индюк болбочет) . Комплекс № 5. «Разноцветные квадраты» синий желтый красный зеленый голубой розовый оранжевый белый коричневый Двигаться по квадратам нужно в названном направлении, по окончании движения назвать цвет квадрата, который необходимо открыть и выполнить предложенное упражнение. Ходы начинаются с белого квадрата: Влево, вверх – зеленый квадрат – « Змейка»( узкий язык двигается вперед – назад) Вверх, вправо, вправо – красный квадрат – « Блинчик»( Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5- 10 сек) Вниз, влево – голубой квадрат – «Пароход гудит»( Приоткрыть рот и длительно произносить звук[ ы] ( как гудит пароход) . Влево, вверх – синий квадрат – «Охотник идет по болоту»( Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щёки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлопающий звук. ) Вправо, вниз, вниз – белый квадрат – « Индюк». Комплекс № 6. Назовите три картинки. Из трех слов выберите одно, которое отличается по звучанию. Выполните соответствующее упражнение. Винт- «Заборчик»- бинт. Дом – «Лопаточка»- сом. «Чашечка»- венок- савок. Банан – «Парус » – диван. ( Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуть ся бугорков за верхними зубами и удержать в таком положении) . «Грибок» – паук – индюк. ( Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка- его ножку. ) Барабан – ветка – клетка. «Барабанщик».
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий