«РАЗГОВОР О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ»
«РАЗГОВОР О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ»
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
О пользе классической музыки сказано очень много, она и оздоравливает, и воспитывает музыкальный вкус, и гармонизирует эмоциональный фон и много всего другого… Хотелось бы подчеркнуть: когда в доме с самого рождения малыша звучит классическая музыка, она становится для него естественной средой.
СОВЕТЫ:
ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ КАКОЙ МУЗЫКИ ЖЕЛАТЕЛЬНО ОТКАЗАТЬСЯ МАЛЫШАМ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ДО ДВУХ ЛЕТ:
· Самым маленьким детям необходимо избегать прослушивания опер, оперных арий, романсов. Повторимся, мамин голос вне конкуренции. Также можно папин или бабушкин.
· Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр или даже его половина представляют для малыша страшный шум. А медные духовые инструменты, тарелки – заставляют его вздрагивать. Если все-таки произведение оркестровано, выбирайте камерный состав, какой, например, требуется для исполнения фортепианных концертов В. Моцарта.
· Те произведения, которые несут огромный эмоциональный заряд, которые вызывают сильное сопереживание, вплоть до слез. Например, фортепианные концерты С.Рахманинова (№2, №3)
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИ:
· Пусть в детской звучит моноинструмент, то есть одно фортепиано, одна гитара, одна флейта и т. д. Существует множество переложений, аранжировок классических произведений для одного инструмента. Ребенок легче привыкает к звукам музыки, выделяет и запоминает мелодию или мотив.
· Разделять музыку для бодрствования от музыки перед сном. Когда малыш играет, поставьте ему такой диск: танцы, музыкальные портреты животных придутся ему по душе. Ну, а перед сном – «мягкий» Моцарт, «кружевной» Шопен.
· Выбирайте музыку, которая понравится вам самим. Делитесь с ребенком позитивными эмоциями. В качестве компромисса, ставьте ту музыку, к которой у вас ровное отношение.
· Как и во всех сферах жизни, здесь нужна мера. Очень хорошо будет, если вы включите 5-минутный фрагмент после завтрака. Наблюдайте за реакцией малыша: не нравится – ещё один вариант, не понравился следующий – лучше отложить, вернётесь к музыке позднее. Если всё прошло хорошо, назавтра включите тот же фрагмент, но уже на 10 минут и т. д. Установите громкость чуть тише, чем нужно вам, у детей отличный слух.
Теперь, прежде чем перейти к списку произведений для детей, остановимся на главном детском композиторе – В. А. Моцарте. Юный Моцарт начал творить, когда ему ещё не было шести лет, поэтому считается, что он смог пронести простоту, ясность форм через всё своё творчество.
НЕМНОГО ФАКТОВ:
· Только музыка Моцарта активизирует практически все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в высших процессах сознания.
· Именно в произведениях Моцарта чаще всего выдержан ритм чередования тихо-громко, который точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга.
· В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, по их мнению, она помогла снизить в стране раннюю детскую смертность.
· Музыка Моцарта исцеляет потому, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше, вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга – это напрямую стимулирует мышление и улучшает память.
ИТАК, ПРЕДЛАГАЕМ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ДЕТЯМ:
· В.А.Моцарт. Соната для фортепиано №1 До мажор. Прослушивание этого произведения делает продуктивной любую деятельность ребенка (рисование, игра кубиками и т. д.)
· В.А.Моцарт. Соната для двух фортепиано с оркестром Ре-мажор. Целебные свойства этой музыки заключаются в уменьшении количества эпилептических атак, что доказано и медиками, и учёными. Под такую музыку хорошо делать зарядку, играть в подвижные игры.
· Л.В.Бетховен. «Лунная соната» №14. Снимает раздражительность, невроз.
· И.Штраус. Полька «Трик-Трак» - пришло время попрыгать, потанцевать. Танцуйте вместе с ребенком, помогая ему развивать чувство ритма.
· Ф.Шопен. Прелюдия №1 До мажор. Она поднимает жизненный тонус, улучшает настроение, активность и самочувствие.
· Ш. К. Сен-Санс. «Карнавал животных». 14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир, развивает воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах, и львов, и слонов, и лебедя. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.
· Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля». Ещё одно музыкальное произведение, обладающее четким образом. Попробуйте покружиться вместе с ребенком – эта скоростная интермедия – замечательное сопровождение для развития вестибулярного аппарата!
В заключении хотелось бы добавить, если у вас дома есть любой музыкальный инструмент, пользуйтесь им! Необязательно быть Ростроповичем, достаточно придумать красочный образ… С самого раннего возраста давайте ребенку в руки колокольчик, затем бубен, позже губную гармошку и дудочку. Последние два инструмента стимулируют развитие речи, что очень актуально в наше время. Не забывайте о фортепиано, даже старенький инструмент даст понятие о том, как щебечут птички или топает медведь.
ДЕРЗАЙТЕ! И РАССКАЖИТЕ НАМ О СВОИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ!!!