"Организация познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста".
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называют орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.
Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы с детьми раннего возраста. У детей формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность - сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Для детей раннего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира.
Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п.
Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.
С маленькими детьми выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. Познакомить детей с тем, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Познакомить детей со свойствами и качествами такого материала как камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как - горох и фасоль.
Основное содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
Экспериментирование с песком и с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.
Игры с водой способствуют развитию исследовательской деятельности у детей раннего возраста. Сначала рассказать, что вода жидкая, ее можно наливать в чашечку, и предложить малышам игру «Напои зверюшек». Расставить небольшие стаканчики около зверюшек, и предлагать ребенку налить в каждый стаканчик воды из кувшина. В процессе игры дети убеждаются, что вода жидкая, к тому же они учатся переливать воду из одного сосуда в другой, стараясь не разлить ее.
Далее, выливая воду из кувшина в надувной шарик, стакан, бутылочку, формочку наглядно показать малышу, что вода может принимать различную форму. Можно поиграть с детьми в игру «Волшебники», используя воду и разноцветную гуашь. Дети с интересом будут наблюдать, как прозрачная вода по мановению волшебной палочки-кисточки вдруг станет зеленой, красной, синей или желтой. В ходе этой игры дети узнают, что вода может быть прозрачной и цветной, закрепляются также названия цветов. Такие игры-эксперименты вызывают у детей большую радость, удивление от своих небольших открытий, чувства удовлетворения от проделанной работы появляется интерес к познанию нового.
Одна из забав детей этого возраста – игра в песочнице. Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. Педагоги могут совместить игру и эксперимент. Сначала предложить малышу насыпать сухой песочек в ведерко и высыпать его обратно. Можно помочь Зайке или Мышке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Так мы учимся отсеивать песок. Во время игры обращаем внимание малышей на главное свойство сухого песка – сыпучесть. Закрепляя знания об этом, показать детям, как при помощи воронок насыпать песок в бутылочку.
Далее, знакомство детей с сырым песком. Сухой песок смачиваем водой и вместе с детьми замечаем, что он уже не рассыпается, он стал липкий и из него можно делать куличики. И тут открывается широкий простор для фантазии. С сырым песком можно проводить различные игры. Кроме куличиков можно делать домики для зверей. Можно также слепить пироги, используя формочки.
Таким образом, в процессе игр с песком дети узнают, что сухой песок состоит из мелких зернышек – песчинок, он сыпучий, но из него нельзя строить куличики, а сырой песок – липкий и из него получаются замечательные куличики. Кроме приобретения новых знаний малыши во время таких игр пополняют свой словарный запас, развивают мелкую моторику и у них появляется интерес к творчеству.
При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста нужно учитывать возрастные особенности детей.
Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.
Дети по природе своей исследователи. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности.
У детей в возрасте 2 – 3 лет очень важно развивать интерес к познанию окружающего мира. Интерес побуждает к поиску новых знаний. Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.