a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Презентация проекта "Мир вокруг нас"

Автор: КОЗЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Опубликовано: 2022-09-24 19:15:34

Документы для скачивания

Познавательно- исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас»( Опытно- экспериментальная деятельность)   Содержание Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта. Участники проекта. Цель и задачи проекта. Предполагаемые результаты. Сроки реализации проекта. Материал и оборудование. Список использованной литературы. Этапы реализации проекта: - подготовительный, - основной; Мониторинг. Работа с родителями. Приложения.   «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». ( Китайская народная мудрость. ) Краткая аннотация Данная работа посвящена опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытн о- экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки. Актуальность Ребенку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально- организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно- предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья( за счет повышения общего уровня двигательной активности) . Проект позволит: Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно- экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе. Участники проекта: Дети, воспитатели, родители старшей группы. Цель и задачи проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно- экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях. Задачи проекта: - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; - Знакомить с различными свойствами веществ( твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. ) ; - Развивать представления об основных физических явлениях( отражение, преломление света, магнитное притяжение) ; - Развивать представления детей о некоторых факторах среды( свет, температура воздуха и её изменчивость; вода- переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух- его давление и сила; Почва- состав, влажность, сухость; - Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; - Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; - Развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру; - Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию. - Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач; - Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. Предполагаемые результаты: Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Сроки реализации: с сентября по март учебного года. Материалы и оборудование: Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки- соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки( по количеству детей) , оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point. Список литературы: 1.  «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005. 2.  «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004. 3. Поддьяков А. И.  «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объекто м- «черным ящиком»  Вопросы  психологии, 1990 №5. 4. Поддьяков Н. Н.  «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995. 5. Прохорова Л. Н. , БалакшинаТА. « Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», « Формирование  начал экологичес кой культуры дошкольников»( из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 6. Рыжова Н. А.  «Волшебница –в ода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка- Пресс, 1997. 7. РыжоваН. А. « Игры с водой и песком»,   Обруч, — № 2. 8. Рыжова НА.   «Опыты с песком и глиной»  Обруч, — № 2. 9. Тугушева Г. П. , Чистякова А. В.  «Игра- экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста»,   Дошкольная  педагогика, 2001. — № 1. 10. Цыплякова О. «Где же пятый океан? » Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. 11.  Интернет ресурсы.   Этапы реализации проекта Подбор методической литературы, интернет- ресурсов. Разработка перспективного плана работы с детьми. Разработка конспектов занятий с детьми по опытн о- экспериментальной деятельности. Организация развивающей среды в группе- оформление уголка по экспериментированию. Анкетирование родителей. Разработка перспективного плана работы с родителями. Оформление консультативного материала для родителей. Краткая аннотация: Содержание опытно- экспериментальной деятельности построено: специально- организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей Формы работы: Занятия; Эксперименты; Беседы; Наблюдение и труд; Работа в лаборатории.   Перспективный план работы с детьми Сентябрь   Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие №1 «Наша Земля» Глобус» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами( океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. «Что есть на нашей Земле» Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой. Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы. Оформление альбомов о водных ресурсах Экскурсия в рощу. Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус» Мониторинг 2 неделя Занятие №2 «Как хлеб на стол пришёл» Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа «Виды хлеба» Цель: показать детям хлебные изделия( баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др) . Сравнить их свойства и состав. Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями. Оформление уголка «Хлеб» Экскурсия на поле. Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал» 3 неделя Занятие №3 «Свойства некоторых вещей» Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас. Учить пользоваться журналом научных наблюдений. «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит? » В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов( стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)   4 неделя Занятие №4 «Наши помощники- органы чувств» Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов( нос, глаза, язык) . Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ Беседа «Мы такие разные» Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других( волосы, руки, цвет глаз и другие особенности) . Предложить детям дома наблюдать за домашними животными( особенности их органов чувств) Рисование: «Мой портрет»   Октябрь   Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие №5 «Волшебница соль» Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор. Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег. Рассказывать детям о том, как добывают соль( солончаки) . Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли. Наблюдать за работой повара( как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)   2 неделя Занятие №6 Занятие «Бумага – наша помощница» Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением Беседы: «Берегите бумагу» «Где изобрели бумагу» «Почему бумага разная? »     3 неделя Занятие №7 «Свойства песка» Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. Беседа «Горы» Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале. Наблюдать за песком в песочнице( сухой, сырой, лепится) . Оформить выставку изделий из стекла Постройки из песка на участке 4 неделя Занятие №8 «Сердце» Цель: Познакомить детей с назначением сердца, показать его положение. Познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. р ассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца Прививать навыки ЗОЖ Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой. Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей. Плакат с изображением сердца, муляж сердца. Экскурсия в детскую консультацию   Ноябрь   Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие №9 «Вулканы» Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов «Цунами» Беседа с показом видеофильма «Торнадо. Ветер» Беседа с показом видеофильма Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентац ии о я влениях природы   Просмотр открытого занятия «Вулканы». 2 неделя Занятие №10 «Магнит. Как достать скрепку? » Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля. Учить рисовать схемы. Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы     3 неделя Занятие №11 «Удивительные камни» Цель: Показать виды камней( галька, булыжник, гранит) . Закреплять знания об их свойствах( холодные, тяжёлые) . Расширять знания детей о свойствах камней. «Где применяются камни? » В группе организовать выставку различных камней( гранит, булыжник, камни разной формы и размеров) .   4 неделя Занятие №12 «Наше здоровье» Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением. Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье. В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания( воздушные, водные) . Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья. Экскурсия в рощу   Декабрь   Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие №13 «Зачем нужна вода» Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении( море, океан, колодец и др) . Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде. Беседы с показом опытов «Солёная вода» Беседы об охране воды. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками( если есть) Изготовление цветного льда. Экскурсия на реку Нерль 2 неделя Занятие №14 «Свойства воды» Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды( бесцветная, не имеет запаха, без вкуса) . Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация. Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественн о- эстетические качества. «Где применяется вода» На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему? » Просмотр открытого занятия «Свойства воды» 3 неделя Занятие №15 «Свойства снега и льда» Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.   Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика» Цель: Учить сравнивать снег и лёд. Рисуем снежные постройки 4 неделя Занятие №16 «Опорно- двигательный аппарат» Цель: Расширять представления детей о строении нашего тела. Дать понятие о значении костей, их расположении в нашем теле. Показать позвоночник, его значение. Учить детей анализировать, делать выводы. Расширять знания о пользе физкультуры, спорта. Прививать навыки ЗОЖ Беседа «Что полезно есть для укрепления костей».   Физкультурный досуг совместно с инструктором по физической культуре)   Январь   Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Каникулы Каникулы Каникулы Каникулы 2 неделя Занятие №17 «Круговорот воды в природе» Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность.     В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе. 3неделя Занятие № 18 «Где прячется воздух. Свойства воздуха» Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном( ветер) . На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать( воздух чистый, прозрачный, прохладный) Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время( «Поиграем носиком») Просмотр открытого занятия «Свойства воздуха" 4 неделя Занятие № 19 Цель: «Градусник. Термометр» Учить работать в лабораторных условиях. Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды( тёплой и холодной) , температуру воздуха, температуру тела. Беседы о назначении приборов для измерения температуры Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры Вместе с детьми сделать поделку из картона «термометр»   Февраль   Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие № 20  «Волшебное электричество? Живые волосы» Цель: Познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним( только со взрослым! ! ! ) . Познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. Опыты с использованием трения. Использовать проектор для наглядности( показ презентации) . «О звёздах» Беседа с показом презентации. Беседовать о применении электричества в современном мире. Оформить альбом «Главные ГЭС в России» Выставка бытовых электроприборов. Экскурсия к Петровской ГЭС, по возможности посетить подстанцию 2 неделя Занятие № 21  «Огонь наш друг и враг» Цель: Познакомить со свойствами огня( выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др) . Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём. Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах. Показ презентации «Как добывали огонь наши предки» Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей» Экскурсия к ППЧ №50 3 неделя Занятие № 22  «Виды масла, его применение и свойства» Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов. Беседа с показом презентации «Египет. Мумии, Масла» Оформить альбомы о разных странах. Показать детям разные виды аромамасел Экскурсия в химическую лабораторию Петровской СОШ 4 неделя Занятие № 23  «Пищеварение» Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать основы правильного питания, прививать навыки ЗОЖ Беседовать о вкусовых предпочтениях детей. Режим питания. Для чего его необходимо соблюдать. Альбом «Полезные и вредные продукты», «Как правильно сидеть за столом»     Март   Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие № 24  «Посадка лука» Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука( почва и опилки) . Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях( свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал. Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями. Учить соблюдать безопасность. Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста. Закреплять знания классификации растений( трава, кусты, деревья, цветы) Наблюдаем за ростом лука. Посадить лук в тени и на солнце. Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы( мать и- мачеха, подснежник, первая трава) 2 неделя Занятие № 25  «Свет и тень» Цель: П онять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.       3 неделя Занятие № 26 «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины? » Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства( тёплое, светлое) . Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала. Показ презентации о солнечной системе. Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей» «Что такое загар» Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце   4 неделя Занятие № 27 Итоговое( занятие проводится с учётом пожеланий детей. Можно провести КВН, викторину)     Мониторинг   Мониторинг- Анализ результатов проекта. Работа с родителями Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. - Анкетирование. - Перспективный план работы с родителями- Беседы, обсуждения на родительских собраниях. - Консультации для родительского уголка. - Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. - Участие в выставках, смотрах- конкурсах и т. д. - Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. Заключение Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно- воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную( с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Оставить комментарий: