a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Организация работы по речевому развитию детей"

Автор: КОЗЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Опубликовано: 2022-09-24 19:17:14

Документы для скачивания

Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы Выполнила Козлова т. В. МБДОУ №28 г. К узнецк Одной из ведущих задач, которую решают педагоги нашего учреждения, является  развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Актуальность  речевого развития детей Разговаривая с  детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей  работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. О  развитии  личности ребенка невозможно судить без оценки его  речевого развития. В психическом  развитии  речь имеет исключительное значение. Речь – это ядро, находящееся в центре многих линий  развития ( мышления, памяти, воображения и эмоций) . Развитие  высших отделов психики тесно связанно с  развитие речи, ведь именно от овладения связной речью зависит успешность обучения в  школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное  развитие. Именно поэтому проблема  развития  речи является наиболее актуальной задачей педагогического процесса. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области  « Речевое развитие »  направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков  речевого   общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач  :   Задачи  речевого развития в подготовительной группе  : Овладение речью как средством общения и культуры     •    Обогащение активного словаря     •     Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи     •     Развитие речевого  творчества     •     Развитие  звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха     •    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы     •    Формирование звуковой аналитик о- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основные направления  работы по развитию речи детей  : -   Развитие словаря ( освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)     - Воспитание звуковой культуры( развитие  восприятия звуков родной речи и произношения,   любви и интереса к художественному слову-   Развитие связной речи ( диалогическая ( разговорная)  речь, монологическая ( рассказывание) .     - Формирование элементарного осознания явлений языка и речи ( различие звука и слова, нахождение места звука в слове)     - Формирование грамматического строя ( морфология, синтаксис, словообразование) В  работе по развитию   речи используются следующие методы  :   Наглядные: 1.   Наглядные методы: наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по  группе предметов. Словесные: - Чтение и рассказывание художественных произведений; - Заучивание наизусть; - Пересказ; - Обобщающая беседа; - Рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: - Дидактические игры; - Игры- драматизации; - Инсценировки; - Дидактические упражнения; - Пластические этюды; - Хороводные игры. Принципы  развития речи  : Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и  речевого развития  детей базируется на понимании речи как  речемыслительной деятельности, становление и  развитие  которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и  развивается  в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали  развитию  всех познавательных процессов. 2. Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к  развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. 3. Принцип  развития языкового чутья ( «чувства языка») . Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях  речевого общения. С  развитием  «чувства языка»  связано формирование языковых обобщений. 4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой  речевой способности. 5. Принцип взаимосвязи  работы  над различными сторонами речи. Реализация этого принципа состоит в таком построении  работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе  развития  одной из сторон речи одновременно  развиваются и другие. 6. Принцип обеспечения активной  речевой практики. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет  выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения.   Речевая  активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. 7. Принцип обогащения мотивации  речевой деятельности. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения,   снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что- то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Для  развития   речи используются разнообразные средства  : •         общение взрослых и детей; •         культурная языковая среда, речь воспитателя; •         обучение родной речи и языку на занятиях; •         художественная литература; •         различные виды искусства ( изобразительное, музыка, театр) .   Речевое развитие  в игровой деятельности детей Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще  «недоросли»,   а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая  группа становится  «играющим коллективом»  ( А. П. Усова) . Сюжетно – ролевые игры Сюжетно – ролевая игра в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует  развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных  речевых  ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.   Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. Мы используем разные сюжетно ролевые игры: «Кафе» «Парикмахер» «Моряки» «Больница» Подвижные игры. Дидактические игры На сегодняшний день мы используем много игр, вот некоторые из них. " Найди слово противоположное по смыслу"  ( антонимы) .   Например: " Снег белый, а земля. " . 1) Игра  «Цепочка слов» Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас,   развить слуховое внимание, сообразительность. 2) Игра  «Живые буквы» Задача: закрепить навыки звукобуквенного анализа. 3) Игра  «Топни- хлопни» Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки. 4) Игра  «Выбери картинки» Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас,   развить зрительное внимание. И многие другие. Игра:   «Знакомство»   Цель: Учить детей знакомиться с новыми людьми.   Развивать навыки речевого общения. Воспитывать культуру поведения. Игра:   «Похвали автора»   Цель: Учить детей выражать свои положительные эмоции по поводу  работ других детей.   Развивать навыки речевого общения. Воспитывать доброжелательность и эмпатию. Игра:   «Встреча с другом» Цель: 1. Учить детей правильно общаться при  встрече  с друзьями и знакомыми. 2.   Развивать навыки речевого общения. 3. Воспитывать эмпатию и культуру поведения. И многие другие. Речевое развитие  в театрализованной деятельности Речевое развитие  детей в образовательных областях Беседа   после чтения; Рассматривание; Игровая   ситуация; Дидактическая   игра; Интегративная   деятельность Чтение; Беседа о   прочитанном; Игра- драматизация; Показ   настольного театра; Разучивание   стихотворений; Театрализованная   игра; Режиссерская   игра Проектная   деятельность; Интегративная   деятельность; Решение проблемных    ситуаций; Разговор с    детьми   Режимные моменты Ситуация   общения в процессе режимных   моментов; Дидактическая   игра; Чтение ( в   том числе на прогулке) ; Словесная   игра на прогулке; Наблюдение   на прогулке; Труд; Игра на   прогулке; Ситуативный   разговор; Беседа; Беседа   после чтения; Экскурсия; Интегративная   деятельность; Разговор с    детьми Разучивание   стихов, потешек; Сочинение   загадок   Окружающая среда Для  развития речевого  дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажё   ры: • мыльные пузыри; • воздушные шары; • трубочки для сока со стаканами; • вертушка; • наборы различных семян для выкладывания картин; • маленькие зеркала для индивидуальной  работы детей; • волчки; • различная мелкая мозаика; • шнуровки; • пальчиковый театр; • счетные палочки; • матрешки; • бусины; • массажный шипастый мячик. Уголок книги  «В гостях у книжки» Задачи:  Освоение родного языка; воспитание духовной культуры,   развитие  представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. - детские книги по теме недели; - любимые книги детей ( книги по интересам) ; - сезонная литература; - тематические альбомы; Уголки для игровой деятельности детей Самостоятельная деятельность Сюжетно- ролевая игра;   Подвижная игра с текстом;   Игровое общение;   Все виды самостоятельной детской   деятельности предполагающе е   общение со сверстниками;     Хороводная игра с пением;   Игра- драматизация;   Чтение наизусть и отгадывание  загадок в   условиях книжного уголка;   Дидактическая игра Использование современных технологий в  работе с детьми  : Обучение  детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор. Игры и творческие задания для  развития  выразительности речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Технология обучения детей составлению метафор. Развитие   речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей,   развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Оставить комментарий: