Проект "Организация работы по речевому развитию детей"
Документы для скачивания
Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы Выполнила Козлова т. В. МБДОУ №28 г. К узнецк Одной из ведущих задач, которую решают педагоги нашего учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Актуальность речевого развития детей Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. О развитии личности ребенка невозможно судить без оценки его речевого развития. В психическом развитии речь имеет исключительное значение. Речь – это ядро, находящееся в центре многих линий развития ( мышления, памяти, воображения и эмоций) . Развитие высших отделов психики тесно связанно с развитие речи, ведь именно от овладения связной речью зависит успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Именно поэтому проблема развития речи является наиболее актуальной задачей педагогического процесса. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области « Речевое развитие » направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач : Задачи речевого развития в подготовительной группе : Овладение речью как средством общения и культуры • Обогащение активного словаря • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи • Развитие речевого творчества • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы • Формирование звуковой аналитик о- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основные направления работы по развитию речи детей : - Развитие словаря ( освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение) - Воспитание звуковой культуры( развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову- Развитие связной речи ( диалогическая ( разговорная) речь, монологическая ( рассказывание) . - Формирование элементарного осознания явлений языка и речи ( различие звука и слова, нахождение места звука в слове) - Формирование грамматического строя ( морфология, синтаксис, словообразование) В работе по развитию речи используются следующие методы : Наглядные: 1. Наглядные методы: наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов. Словесные: - Чтение и рассказывание художественных произведений; - Заучивание наизусть; - Пересказ; - Обобщающая беседа; - Рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: - Дидактические игры; - Игры- драматизации; - Инсценировки; - Дидактические упражнения; - Пластические этюды; - Хороводные игры. Принципы развития речи : Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов. 2. Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. 3. Принцип развития языкового чутья ( «чувства языка») . Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений. 4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности. 5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. 6. Принцип обеспечения активной речевой практики. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. 7. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что- то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Для развития речи используются разнообразные средства : • общение взрослых и детей; • культурная языковая среда, речь воспитателя; • обучение родной речи и языку на занятиях; • художественная литература; • различные виды искусства ( изобразительное, музыка, театр) . Речевое развитие в игровой деятельности детей Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» ( А. П. Усова) . Сюжетно – ролевые игры Сюжетно – ролевая игра в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. Мы используем разные сюжетно ролевые игры: «Кафе» «Парикмахер» «Моряки» «Больница» Подвижные игры. Дидактические игры На сегодняшний день мы используем много игр, вот некоторые из них. " Найди слово противоположное по смыслу" ( антонимы) . Например: " Снег белый, а земля. " . 1) Игра «Цепочка слов» Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность. 2) Игра «Живые буквы» Задача: закрепить навыки звукобуквенного анализа. 3) Игра «Топни- хлопни» Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки. 4) Игра «Выбери картинки» Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание. И многие другие. Игра: «Знакомство» Цель: Учить детей знакомиться с новыми людьми. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать культуру поведения. Игра: «Похвали автора» Цель: Учить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать доброжелательность и эмпатию. Игра: «Встреча с другом» Цель: 1. Учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми. 2. Развивать навыки речевого общения. 3. Воспитывать эмпатию и культуру поведения. И многие другие. Речевое развитие в театрализованной деятельности Речевое развитие детей в образовательных областях Беседа после чтения; Рассматривание; Игровая ситуация; Дидактическая игра; Интегративная деятельность Чтение; Беседа о прочитанном; Игра- драматизация; Показ настольного театра; Разучивание стихотворений; Театрализованная игра; Режиссерская игра Проектная деятельность; Интегративная деятельность; Решение проблемных ситуаций; Разговор с детьми Режимные моменты Ситуация общения в процессе режимных моментов; Дидактическая игра; Чтение ( в том числе на прогулке) ; Словесная игра на прогулке; Наблюдение на прогулке; Труд; Игра на прогулке; Ситуативный разговор; Беседа; Беседа после чтения; Экскурсия; Интегративная деятельность; Разговор с детьми Разучивание стихов, потешек; Сочинение загадок Окружающая среда Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажё ры: • мыльные пузыри; • воздушные шары; • трубочки для сока со стаканами; • вертушка; • наборы различных семян для выкладывания картин; • маленькие зеркала для индивидуальной работы детей; • волчки; • различная мелкая мозаика; • шнуровки; • пальчиковый театр; • счетные палочки; • матрешки; • бусины; • массажный шипастый мячик. Уголок книги «В гостях у книжки» Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. - детские книги по теме недели; - любимые книги детей ( книги по интересам) ; - сезонная литература; - тематические альбомы; Уголки для игровой деятельности детей Самостоятельная деятельность Сюжетно- ролевая игра; Подвижная игра с текстом; Игровое общение; Все виды самостоятельной детской деятельности предполагающе е общение со сверстниками; Хороводная игра с пением; Игра- драматизация; Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; Дидактическая игра Использование современных технологий в работе с детьми : Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор. Игры и творческие задания для развития выразительности речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Технология обучения детей составлению метафор. Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.