a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение на педагогическом совете из опыта работы по проблеме: «Планирование образовательной работы с дошкольниками по краеведению»

Автор: Молчанова Ирина Александровна Опубликовано: 2022-09-24 22:26:08

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Сообщение на педсовете из опыта работы по проблеме: « Планирование образовательной работы с дошкольниками по краеведению » Составила: Воспитатель   Молчанова И. А. Современная практика системы дошкольного образования достаточно хорошо оснащена методической литературой: программами, методиками, педагогическими технологиями, практическими пособиями по краеведению.  Однако подобное «богатство» не всегда выручает нас педагогов. Почему? А потому, что очень важно уметь из этой методической россыпи создать красивый узор! То есть, как вы догадались, речь идет об умении планировать свою работу. У многих из нас педагогов возникают вопросы – а нужно ли вообще заранее планировать деятельность на каждый день, если ход деятельности должен определяться возникшей образовательной ситуацией? - Во- 1, календарное планирование в текстовой форме, как документ, необходим как доказательство того, что основная образовательная программа действительно реализуется в доо. Поэтому в календарном планировании нужно отражать содержательные задачи и мероприятия, которые присутствуют в ООП ДО, с тем, чтобы реализовать их в течение года.  И еще обязательно нужно отражать мероприятия формируемой части Программы. - Во- 2, календарное планирование необходимо каждому педагогу для того, чтобы увидеть целостную и комплексную картину образовательной работы с детьми, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. - В- 3, планирование – это способ подготовки педагога к образовательным встречам с детьми. Составление плана помогает заранее определить комплекс мероприятий, которые можно предложить детям, из которых они смогут выбрать наиболее близкие им, которыми они смогут увлечься, которые будут отражать их интересы. И еще при планировании основополагающим должны быть принципы организации образовательного процесса, которые сформулированы и прописаны в Федеральных государственных требованиях к структуре Основной образовательной программы дошкольного образования. Какие это принципы? - развивающий характер образовательной деятельности, - научная обоснованность и практическая применимость, - полнота, - необходимость и достаточность, - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, - учет возрастных возможностей и особенностей, - комплексно- тематический принцип построения, в основе которого  лежит концентрированное распределение программного материала, т. е. рациональная последовательность его изложения, сочетание тем и их чередование, закрепление тем и совершенствование планов в структуре не только учебного года, месяца, но и недели и самое важное дня.  Таким образом ланирование- важная составляющая часть организации образовательной деятельности в доу. От того, насколько оно грамотное и верное, зависит результат деятельности по данному направлению работы в каждой группе. Краеведческий материал- важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. А что  же такое краеведение? Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это- наследство, оставленное нам предками. Это- живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это- опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это- то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков. Содержание краеведческого образования дошкольников включает в себя 4 взаимосвязанных компонента, которые мы учитываем при планировании: - познавательный – знания, которые характеризуют человека, труд, природу, культуру и общество в их взаимодействии, - ценностный – осознание детьми значения краеведения как универсального материала в рамках познавательной, эстетической, практической деятельности, - нормативный- овладение правилами поведения в социуме, - деятельностный – овладение видами и способами полезной практической деятельности, направленной на формирование знаний, представлений краеведческого содержания. Во ФГОС ДО представлены задачи краеведческого содержания в образовательной области «Познавательное развитие». Круг задач мы конкретизировали и определили в следующем векторе: - Формирование у дошкольников системных представлений об истории города, культуре, промышленности, спорте, достопримечательностях, известных людях и т. д. ; - Формирование первичных представлений об Отечестве, представлений о социокультурных   ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.  - Формирование гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. - Развитие у ребёнка умения использовать различные источники получения информации: взрослый, сверстник, книга, интернет, телевизор и т. д. ; - Формирование активной позиции при взаимодействии с окружающей        средой:         проявление        творчества, самостоятельности, стремления к созидательной деятельности; - Воспитание нравственных чувств: ответственность за малую родину, сопричастность к её судьбе; уважение к людям, населяющим город; формирование толерантности. Вы спросите, а возможна  ли реализация алгоритма планирования образовательного процесса на учебный год? Да возможна и можно представить ее следующим образом: Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами. ( «Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», « Сурский край», «Дом и семья» и т. д. ) . Или планирование на основе празднично- событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско- взрослого коллектива( День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д. ) . Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н. А. Коротковой: первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей( общественные события, праздники) ; второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач( внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое? », «Что с этим делать? », «Как это действует? ») ; четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое- то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. Все эти факторы, могут использоваться  для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: «расширить и обобщить знания детей о Пензенском крае, его истории», или «формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе.         Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно- развивающую среду группы( выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т. д. ) . Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим: выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка( детей) ; отбор педагогического содержания( из разных образовательных областей) ; выделение события недели, основной формы организации детско- взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом; отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности; практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели; продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении; Значимым подспорьем для планирования по данной проблеме является Муниципальная программа « Юный кузнечанин », в рамках которой определено содержание и организация образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Немаловажным моментом является комплексно- тематический подход к планированию образовательной деятельности, что предусматривает интеграцию образовательных областей. Какие формы и методы в направлении краеведения мы используем при планировании? Они разнообразны: - Это совместная  непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания; - Беседы, которые  используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы; - Экскурсии,  обеспечивающие  знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города- Праздники, развлечения  - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край. - Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Значимым в работе методом является  метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о  малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Особое место занимают  краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например: «Найди герб», «Собери герб, флаг»,  «Угадай национальный костюм»,  «Красный огонек».  «Знаешь ли ты? » и другие. Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно- пространственной среды в рамках-   центров краеведения   и отражение изменений в планировании их содержания  и организации разных видов детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к  воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед нами  новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как  виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Виртуальная экскурсия представляет собой программно- информационный продукт в виде видео- , ауди о- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места города, родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса. Также можно отразить в планировании разные виды и направления работ в созданных в доу мини- музее  краеведческого содержания. .   Создание в группе мини- музея и отражение образовательной деятельности в рамках планирования имеет большое значение как для организации экскурсий, бесед- путешествий  с детьми, так и для сотрудничества  с семьей( мастер- классы, встречи с интересными людьми города, фольклорные посиделки и др. ) Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как   коллекционирование, которое также отражается в планировании, и в частности такие виды детской деятельности, как игры с объектами коллекций, задания творческого характера( «Придумай продолжение и нарисуй», «Оформи рамку») логические игры- цепочки, ( типа «Найди», «Разложи», «Угадай», «Составь» на примере марок, открыток, значков с изображением улиц города, народов, населяющий Пензенский край, людей, прославивших нашу область) . Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания, обогащают краеведческий багаж. В планировании краеведческого материала находят отражение следующие  приемы   объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям( «если, то», доказательствам. Не менее важны и такие, как:  введение народных, сказочных, фольклорных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя. Большой популярностью с детьми старшего дошкольного возраста пользуются такие приемы, как творческие задания, составление коллажа,   «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов  краеведческой  деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно- исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Планируя работу по краеведению, мы,  прежде всего, должны сами продумать содержание, формы и методы работы, дидактическое обеспечение, выделение основных, ярких, значимых моментов. Ознакомление с темой  проходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения  материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.  И еще один момент: можно предложить детям принять участие в планировании предстоящей деятельности. Каким образом они могут принять участие в этом процессе? Начиная с детьми уже среднего возраста можно обсудить предстоящую и желаемую деятельность, дать возможность детям высказаться о том, что они знают и что хотят узнать, чем им нравится заниматься и т. д. Обсуждение может быть как обо всем, так и по заданной теме. Например, «что вы хотите узнать об улице Тухачевского? » или «Как мы будем готовиться к празднику 9 мая? ». Все предложения детей нужно обязательно принять и зафиксировать( можно зарисовать или записать) , а потом включить в календарное планирование. Для подобных обсуждений подходят такие формы, как групповой сбор, круг друзей, беседы индивидуальные и групповые и т. п. Важен этап планирования в технологии проектной деятельности. Когда дошкольники озадачены проблемой проекта, начинается поиск путей ее решения. Дети при поддержке взрослого пытаются придумать и выдвинуть те идеи и мероприятия, которые помогут решить эту проблему и, таким образом, формируется план. Если план зафиксирован( зарисован или записан на плакате) можно предложить детям самим определить и последовательность деятельности: что сначала, а что потом, что сегодня, а что завтра и т. д. Подводя итог, хочется сказать: любой самый хороший план не заменит драгоценных минут общения и взаимодействия с ребенком. Мое пожелание – планирование должно быть удобным, кратким и емким и не отнимало у нас педагогов много времени, а предоставляло много времени для увлекательной и интересной деятельности с детьми.

Оставить комментарий: