Доклад на педсовет "Оздоровительно - развивающая работа с дошкольниками"
Документы для скачивания
Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 « Семицветик » Доклад на педсовет «Оздоровительно- развивающая работа с дошкольниками» Воспитатель Гончарова Е. Ю. ноябрь 2020 г. Современное состояние общества, обусловленное высокими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни человека при формировании культуры здоровья всей нации. Все это выдвигает перед системой образования, в том числе и дошкольного, требования реализовывать в ходе учебно- воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание ценностного отношения к здоровому, рациональному образу жизни, навыков индивидуального самосбережения и культуры здоровья. Вышесказанное в полной мере соотносится и к области физкультурно- оздоровительной работы в системе дошкольного образования. Главная цель оздоровительной работы в детском саду- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Основные задачи физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ: о хран ять и укрепл ять здоровь е детей; ф ормирова ть жизненно необходимы е двигательны е умени я и навык и ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. р аз ви в ать физически е качеств а; создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности; в оспита ть потребност ь в здоровом образе жизни. Успех решения задач в этом направлении определяется здоровьесберегающей средой ДОУ, включающей мат ериально- техническое оснащение, о рганизацию двигательного режима, оздоровительную работу, систему мероприятий по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни. Физкультурно- оздоровительная работа строится на основе мониторинга физического развития( определение уровня физического развития, физической подготовленности, с учетом физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья и охватывает все направления развития: познават ельное, речевое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное. Модель физкультурно- оздоровительной работы представлена комплексом мероприятий: двигательный режим, профилактические мероприятия, закаливающие мероприятия, взаимодействие с семьями воспитанников. Система лечебно- профилактической работы включает в себя соблюдение режима, правильную организация сна, прогулки на свежем воздухе, з акаливание, массаж, фитотерапия, профилактика заболеваний( например, регулярный( 10- дневный) прием кислородного коктейля в сезон простуд) Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованны режим дня, методически проведение режимных процессов( кормления, сна, туалета) , создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и, прежде всего для движений ребенка. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движению. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма. Физическое воспитание детей сейчас наиболее актуально. Профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки, повышению иммунитета к заболеваниям. В целом, с раннего возраста вырабатывает у ребенка культурно- гигиенические навыки. Сообразно развитию пяти физических способностей существуют комплексы поддержания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, направленные на развитие физических качеств. Физические способности: выносливость – самое главное, это способность максимально долго поддерживать физическую нагрузку малой и средней интенсивности; сила – развиваем, используя гантели, качаем пресс; ловкость – применяют упражнения со скакалкой, мячом и другим спортивным инвентарем; быстрота( скорость) – развивающие упражнения на быстрый старт( эстафета, соревнования) : гибкость – используются элементы гимнастики, аэробики, растяжки. В дошкольных учреждениях существует несколько видов оздоровительно- развивающей работы: Утренняя гимнастика Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно – мышечного аппарата, деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышает возбудимость центральной нервной системы, что способствует улучшению функций опорно- двигательного аппарата и внутренних органов. Продолжительность утренней гимнастики 8- 10 минут. Включает в себя ходьбу, бег, прыжки, 6- 8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6- 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены музыка, игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы. В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения. Физкультминутка Физкультминутки( продолжительность 2- 3 минуты) проходят в паузах на организованной образовательной деятельности по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, аппликации. Цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление( обычно это 12- 16 минута работы) . Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или в центре группового помещения( потягивания, наклоны, движения рук, подпрыгивания, полуприседания, ходьба) Физкультминутка обычно сопровождается текстом, связанным или несвязанным с темой занятия. Особенно интересно и эмоционально они проходят с музыкальным сопровождением: дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1- 2 куплета песни, сопровождая импровизированными движениями. Если признаков утомляемости у детей не наблюдается, физкультминутку можно и не проводить. Ритмическая гимнастика Особенностью ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнений упражнений задается ритмом музыкального произведения. В ней используется комплекс различных сре д ств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно- сосудистую систему, наклоны и приседания – на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения – на центральную нервную систему. Упражнения в партере( партерная гимнастика- упражнения на полу в разных позах: сидя, лежа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела их укрепление их, на развитие гибкости в суставах) развивают силу мышц и подвижность в суставах. Подвижные игры в режиме дня Их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму. На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, затем – игра( например, сначала прыжки в игровой форме «с кочки на кочку», затем игра «Найди свой домик») . При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным – вначале игра, затем – ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде, например. Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, они не вызывают такого интереса, как игры. Физические упражнения после сна Организм ребенка после сна требует постепенного «про б уждения» и подготовки к активной деятельности. Не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам. Можно провести точечный массаж и массаж стоп. Зимой проводить их рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, летом- на воздухе. Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья Физкультурный досуг продолжительностью 30- 45 минут организуется 1- 2 раза во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного и того же возраста, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам или теме. Один раз в квартал планируются дни здоровья. В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.