Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Документы для скачивания
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Суханова Ж. Ю. Цель: Помочь воспитателям в работе по развитию моторики у дошкольников. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе многочисленных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно действуют на развитие коры головного мозга. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, перебирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук( сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков( использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др. , застегивание и расстёгивание застежек, завязывание шнурков и т. д. ) Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как: «Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед- назад сначала одной, потом другой рукой; «Я колючек не боюсь»( с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой; «Непослушные шарики»( Используются шарики разной фактуры — деревянные, резиновые) — дети катают их по столу вперед- назад, в стороны, по кругу» «Дует, дует ветерок»( с использованием резиновых груш разного размера) . Сжимая грушу дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги. Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста. Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их. «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать желудь, каштан или крупные фасолины. «Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки; «Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки; «Курочка Ряба» — коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают; «Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки. 2. Пальчиковые игры. Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие игры: «Лапки- царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук. Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и старшем возрасте до 10–15 минут в день. Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение. 3. Игры и упражнения с мелкими предметами( зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки) . Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом. Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка»( сортировка) , «Разложи пуговицы( бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы»( нанизывание, чередование по цвету, форме) , «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания. 4. Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок»( разматывание) , «Развяжи бантики»( развязывание) , «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши»( нанизывание на шнурок крупных бусин) . Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков. 5. Игры и упражнения со счетными палочками. Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик»( с использованием плоскостных изображений) . С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу»( с использованием схем) , «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений. 6. Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно. 7. Игры и упражнения с прищепками. Для развития силы рук, соотносящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно младшим детям предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие. 8. Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки. Раскрашивание раскрасок развивает согласованные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки. Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении. 9. Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит уровень умений зависит от владения собственными руками. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику. В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто. Младшие дошкольники отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ- топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формирования у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме( бутылка, баночка) , придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом( бусы, блестки, природный материал) . 10. Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой( хоровод) или по диагонали( снежинки) . Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции. Работа с бумагой( обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок( оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласованности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости. 11. Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков с использованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений. Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штрихами, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинными параллельными отрезками. Во время штриховки нельзя выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки. 12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям предлагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй лабиринт». При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.