a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщенный опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Сухановой Жанны Юрьевны .

Автор: Суханова Жанна Юрьевна Опубликовано: 2022-10-03 00:52:01

Документы для скачивания

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования » структурное подразделение Кукуйский детский сад Обобщенный о пыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Сухановой Жанны Юрьевны. д. Кукуй «У м ребенка находится на кончиках его пальцев" . В. А. Сухомлинский Введение Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Оказывается, рука имеет самое большое" представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Мелкая моторика является ничем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Кстати, применительно к моторике кисти и пальцев можно использовать термин «ловкость». Мелкая моторика включает в себя разнообразные движения, начиная с примитивных жестов( например, захват предметов) до мельчайших движений, на основе которых, кстати, формируется почерк ребенка. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.     И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.  Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 2. 1 Значение игр на развитие мелкой моторики. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности- руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики( пальчиковая гимнастика) , воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в" Ладушки- ладушки», показывать" Козу рогатую" . Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже- различного вида конструктора, например, " Лего" , когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. 2. 2. Виды игр для развития мелкой моторики. Мелкую моторику рук развивают: - различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; - игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку( только под контролем взрослых) ; - игры, где требуется что- то брать или вытаскивать, сжимать- разжимать, выливать- наливать, - насыпать- высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; - рисование карандашом( фломастером, кистью и т. д. ) ; - застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазание( на спортивном комплексе, по лесенке и т. д. ) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3. 1.   Актуальность  моей работы заключается в том, что на всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений- ключевые понятия для периода дошкольного возраста. Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Предполагаемый результат: дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук через пальчиковые игры, самомассаж, игры, развивающие мелкую моторику рук; познакомятся с разными техниками аппликации( обрывная аппликация, аппликация с использованием круп и др, улучшится речевой уровень, звукопроизношение, словарный запас детей пополнится новыми словами, что расширит кругозор) ; Для родителей: Помощь родителей по развитию мелкой моторике рук у детей. Для педагога:  Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту. В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно- игровой деятельности в режимные моменты: - Утренняя гимнастика. - Самостоятельная деятельность. - Организованная образовательная деятельность. - Непосредственная образовательная деятельность. - Прогулка. - Самообслуживание. - Работа с родителями. - Индивидуальная работа. - Продуктивная деятельность. Средства решения задач: - Научно- методическая литература. - Диагностика детей. - Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики. - Подгрупповые и индивидуальные занятия. - Работа с родителями. Новизна опыта   состоит в разработке системы работы с детьми, в подборе  методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками( аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке) ; игры с пуговицами( застегивать- расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др. ) ; занятия со счетными палочками, спичками( выполнение заданий  по схеме и без неё) ; работу с бумагой( аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами) . Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми младшей группы. У детей пришедших в группу не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики и развитие речи у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук и речи. Диагностику проводила по следующим критериям этапов: 1 этап. ( начальный) . Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 5 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного известным физиологом  Марианиллой Кольцовой. Задания теста были таковы: На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задаётся наводящий вопрос «Что это? »  Ребенок должен назвать предметы. 0 баллов- ничего не называет 1 балл- один- два названных предмета 2 балла- три названных предмета 3 балла- четыре- пять названных предметов 2. Попросите ребёнка «Покажи вот так» ( показывая один указательный палец) 0 баллов- не показывает 1 балл- показывает 3. Попросите ребёнка «Покажи вот так»( Показывая два пальца- указательный и средний) 0 баллов – не показывает 1 балл- показывает один палец 2 балла- показывает два нужных пальца 4. Попросите ребёнка «Покажи вот так»( Показывая три пальца- указательный, средний и безымянный) . 0 баллов- показывает один палец. 1 балл- показывает два пальца из трёх предложенных. 2 балла- показывает все три пальца в нужной последовательности. 5. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу. Задайте вопрос «Что это? » 0 баллов- называет от 1- 2 предметов 1 балл- называет от 3- 6   предметов 2 балла- 7- 13 предметов 3 балла- 13- 18 предметов 4 балла- 19- 25 предметов Оценочная таблица 11- 12 баллов Высокий уровень развития 6- 10 баллов Средний уровень развития 1- 5 баллов Низкий уровень развития Результаты теста распределились следующим образом:   из 12 детей. В ысокий уровень развития речи- 4 детей. Средний- 3 детей. Низкий- 5 детей. Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий. Высокий уровень:  точное воспроизведение движения. Средний уровень:  основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения. Низкий уровень:  отсутствие основных элементов в структуре движения. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Перед собой я поставила цель. Целью  моей педагогической работы  является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Для достижения цели были обозначены  задачи: Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности; Развитие  воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности; Обогащение предметно- развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук; Повышение компетентности родителей в вопросе   развития   мелкой моторики  с использованием разнообразных форм, методов и приемов. Объект:  дети 2- 4 года. Предмет:  особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму. Гипотеза:  При создании педагогических условий  развитие моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов. Формы работы:  - совместная деятельность воспитателя с детьми;  - индивидуальная работа с детьми;  - свободная самостоятельная деятельность самих детей; - консультативная работа с родителями. 3. 2. Методы и приемы. Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использовала следующие методы: Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям-   объяснения  при рассматривании наглядных объектов,   рассказы о  них,   вопросы  и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия. Наглядно- действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно- чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть. Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания. Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: - различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; - решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев. массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки; пальчиковые игры со стихами, со скороговорками; пальчиковый театр; лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала( семена, крупы, ракушки и т. д. ) ; нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем При организации игр детей с предметами я придерживаюсь   двух основных принципов: 1. Посильность требований; 2. Постепенность усложнения. Иначе говоря, если для самых маленьких я использую наглядный показ, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше я побуждаю его действовать по словесному указанию, по воображению. Продумала разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно- дидактической игры, сюжетных картин и т. д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей. Д анная работа проходила по этапно: Этапы Содержание работы Сроки 1. Организационно- диагно стический 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Диагностические срезы. 4. Определение цели и задач работы над темой. 2017г. - 2018г. работы над темой II. Теоретико- прогностический 1. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов 4. Методическое обеспечение 5. Подготовка материально- технической базы 2018 г. - 2019г. работы над темой III. Практи ческий 1. Внедрение ППО, системы мер, направлен ных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих, проме жуточных результатов. 4. Корректировка работы 2019г. - 2021г. IV. Обобща ющий 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов 4. Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы 2021г. - 2022г. V. Внедрен ческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение В ходе дальнейшей педагогической деятельности 3. 3. Условия для развития мелкой моторики. Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: Т. Кислинская «Гениальность на кончиках пальцев», М, 2012 г. И. О. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь», С- П, 2011 г. Изучила и использовала электронные ресурсы. Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики. Составила рабочую программу; Систематизировала игры; Дополнила предметно – развивающую среду дидактическим материалом; Оформила картотеку пальчиковых игр. 3. 4. Создание предметно- развивающей среды. В группе создана необходимая предметно- развивающая среда. Постаралась создать среду, так что она определяла направленность деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики( пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, мозаика, игры с карандашами, конструкторы; дидактические игры и пособия) . Некоторые из них были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Работу проводила с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказывала помощь. 3. 5. Система работы по развитию мелкой моторики. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на  комплексы: 1. Пальчиковые игры. 2. Игры с предметами. 3. Использование элементов изодеятельности( пластилинаграфия) в развитии мелкой моторики. 4. Дидактические игры. Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки: «Этот пальчик…», «Ладошки вниз, ладошки вверх…», и др. ) . Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой( «Пальчики здороваются» и др. ) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками: «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др. ) . Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. Пальчиковые игры- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В комплекс" Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:   Пальчиковая гимнастика При выполнении гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма. Дыхательная гимнастика Физкультминутки. Оптимальный вариант развития мелкой моторики- использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением.   Игры с предметами. Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее. Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие- дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику. Предлагала ребенку собрать бусы из макарон. Этот игровой прием детям очень нравится. Конструктор – материал для развития внимания, мышления ребенка, способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр- шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практичес ким навыком шнурования ботинок. Наряду с покупными образцами игр- шн уровок я использую самодельные. Игры- мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное- обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозаику с крупными фишкам. Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям- это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пугокнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальце в, совершенствует ловкость рук. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Предлагала детям запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Это доставляет детям удовольствие. Использование элементов изодеятельности. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности – лепке( пластилинаграфия) , рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета. Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Начиная с младшей группы, предлагала детям порисовать пальчиками. Умение держать кисточку в руках- отличный способ развития моторики. По результатам таких занятий можно оценить, насколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка. Интересны и эффективны такие занятия как лепка из пластилина( пластилинаграфия) уже много лет, я виду кружок по пластилинографии «Пластилиновая ворона». Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики я отводила упражнениям с малыми мячами. Для этого использовала несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению. Сначала освоение действий с малыми мячами представляло значительные трудности для детей. Чтобы приобрести навыки игры с мячами требуются постоянные упражнения. 1. Бросить мяч вверх и поймать. 2. Подбросить мяч вверх одной рукой. 3. Упражнения в бросках и ловле мячей в парах( по очереди, одновременно) . Массаж ладоней и пальцев рук. Массаж пальчиков детки уже могут выполнять самостоятельно – потереть пальчики, сгибать- разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. Массаж ладоней мы проводили с помощью массажных мячиков Су- джок в сочетании со стихами. 3. 6. Взаимодействие с родителями. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях: - специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев; - обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания; - формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.     Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома. Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. Я приглашала родителей поучаствовать в различных мероприятиях, анкетированиях, развлечениях. Заключение Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. Считается, что основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников мелкой моторики. В своей работе применяла разнообразные формы и метод. Были придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно- дидактической игры, сюжетных картин и т. д. Такие формы работы позволяют нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей. Сюжетно- тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.   В перспективе: - продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности; - изучение темы « Использование нетрадиционного рисования для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику. Анализ проведенной работы. Проведённая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: 1. Улучшила состояние развития мелкой моторики. 2. Речь детей стала более выразительной и внятной, более интонированной, стихи и потешки дети рассказывают более выразительно, ритмично. 3. Улучшилось звукопроизношение. 4. Дети стали более общительными. 5. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях по изодеятельности. 6. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму. Результативность опыта. Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Оставить комментарий: