a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Формирование навыков общения в условиях детского сада (организация рефлексивных кругов)

Автор: Гончарова Екатерина Юрьевна Опубликовано: 2022-10-03 15:01:22

Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д етский сад № 65 «Семицветик» » Консультация для воспитателей Формирование навыков общения детей в условиях детского сада( организация рефлексивных кругов) в оспитатель Гончарова Е. Ю. Подольск, 202 1 Дошкольное образовательное учреждение – самая первая «ступень» в жизни ребенка, на которой у него появляется первый коллектив и реальные возможности общения и взаимодействия со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок приобретает первый опыт межличностных контактов, в значительной степени влияющих, на процесс и результаты его личностного развития. Данный опыт социального взаимодействия ребенка определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности, инициативы и способность к адекватной оценк е поведения. При неблагоприятно складывающихся межличностных взаимоотношениях остается нереализованная ведущая потребность ребенка старшего дошкольного возраста – потребность в общении. Следствием этого являются: нарушение эмоциональной сферы поведения ребенка, в его отношении к сверстнику и самому себе. Практика воспитательной работы показывает, что отношения в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. В частности, связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении( В. Н. Мясищев, 1933; Л. И. Божович, 1968, и другие) . В этой связи возникает необходимость разработки конкретных мер, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение в общении между детьми группы. Цель работы- формирование навыков общения детей в условиях детского сада. Для достижения цели ставились задачи: 1. Выявить трудности в общении детей. 2. Определить особенности работы с детьми, испытывающими трудности в общении в детском саду. Объект исследования: проблема общения детей. Предмет исследования: содержание общения детей в условиях детского сада. Гипотеза. Предполагается, что при целенаправленном и системном предоставлении возможности совместного проживания и установления отношений в условиях жизненного сообщества свободных, равных друг с другом и взрослыми, возможно устранить трудности в общении детей. Одним из эффективных средств в формирование навыков общения детей в условиях детского сада является проведение рефлексивных кругов. Именно круг, по наблюдению психологов, является его гарантией защищенности, его также можно назвать «атмосферным явлением», п отому что тональность круга, его добросердечность и теплота опр еделяют общую атмосферу жизни де тей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка, формируется навык общения детей. Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой, через познание себя и самовыражение. Только когда ребенок примет себя со всеми своими слабостями и недостатками, когда он признает их и одновременно поймет свои сильные стороны, только тогда у р ебенка сформируется навык свободного общения с взрослыми и детьми. Виды рефлексивных кругов: Л ичностные Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения; С обытийные Цель: осмысление собственных действий и состояний( учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недел и, дня и частично планировать свою деятельность на будущее) ; Т ворческие Цель: развитие творческого потенциала( дети учатся фантазировать, сочинять) , релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т. п. ; П онятийные Ц е ль: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи. Важно, чтобы в каждой группе дошкольного учреждения, как в любой общности, были свои ритуалы и традиции. Ежедневные ритуалы: Утром обсуждаем все вместе, какой сегодня день, с каким настроением пришёл ребёнок в детский сад, о чём хочется рассказать друзьям, что ребенок ждёт от сегодняшнего дня. Перед свободной работой ребёнок планирует, с каким материалом хочет поработать, прогнозирует свою деятельность, ставит перед собой цель работы После свободной работы подводит итог своей деятельности, анализирует успешность выполнения поставленной цели, планирует организованную образовательную деятельность на завтрашний день. Перед уходом домой( вечером) беседуем, подводим итоги: чем каждому запомнился, понравился сегодняшний день; чему научился за день; что бы хотелось изменить, исправить, как поступить по- другому. Описание рефлексивных кругов с младшими дошкольниками. Личностные круги «Я и моя семья» «Я и моя семья» Цель: формирование детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботится о близких. Материал: герб семьи, иллюстрированная книга со сказкой «Три медведя». Описание. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель. Дети помните сказку «Три медведя»? М ожно сказать, что эта сказка о семье? Почему? Правильно, можно, папа, мама, сыночек – и все они любят друг друга, заботятся друг о друге. - Рассмотрите иллюстрации к сказке и к другим произведениям. Что общего в них вы находите? - Покажите фотографии своей семьи, расскажите, кто на них изображён. - Как сидят члены семьи по отношению друг к другу? ( Близко, рядышком, им хорошо вместе. ) - Как вас называют дома близкие люди? - Как вы называет своих маму, папу, дедушку, бабушку, других членов семьи? - Расскажите об одном и з членов вашей семьи по желанию( см. приложение) . «Что можно делать, а чего нельзя» «Что можно делать, а чего нельзя» Цель: помочь детям понять необходимость соблюдения норм и правил поведения. Материал: текст стихотворения С. Рещикова «Я больше не хочу», мяч. Описание. Дети сидят в круг на стульчиках. Педагог читает стихотворение С. Рещикова «Я больше не хочу». Я больше не хочу! Я больше не хочу! А что я не хочу, сейчас вам расскажу! Руки вам не хочу подать, их буду за спиной держать, Я вам «спасибо» не скажу, и вам не буду отвечать, Не съем я кашу ни за что, не буду пить я молоко! Я зубы чистить не хочу, на бабушку я накричу. Залезу в самую я грязь, пролью воды я дома таз, Испачкаю своё пальто, не лягу спать я ни за что, Залезу в туфлях на диван, язык я покажу всем вам! Вопросы для обсуждения: - Что вы любите делать? - Что вам запрещают делать, а вам хочется? Расскажите об этом. Проводится игра «Закончи фразу» Дети передают друг другу мяч, говоря при этом, что они хотят делать, а им не разре шают Чего я боюсь? Чего я боюсь? Цель: познакомить детей с чувством страха; изучать выражения эмоциональных состояний в мимике. Материал: пиктограмма « страх» 170815135890 Описание. Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог показывает детям пиктограмму «страх» и предлагает попытаться изобразить его на своём лице. Воспитатель. Назовите то, чего вы больше всего боитесь. Давайте все вместе встанем в круг и представим, что у нас большой, огромный страх. Широко разведите руки в стороны. У всех, кто боится, от страха большие глаза( изображ аем большие круглые глаза при помощи рук) . Но страх уменьшается( руками делаем соответствующие движения) , а затем совсем страх исчезает( пожимаем плечами и в недоумении разводим руками) . Посмотрите друг на друга. У вас нет «больших» глаз, знач ит, бояться нечего, страх исчез. « Мое настроение» « Мое настроение» Цель: п родолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Материал: свеча, спички. Описание. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель зажигает свечу, предлагает посмотреть на пламя. В спомнить, с каким настроением вы проснулись, пришли в детский сад( каждый ребёнок делится впечатлениями) . В конце все улыбаю тся друг другу и задувают свечу Событийные круги. Я и другие Я и другие Цель: вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы. Материал: клубок ниток, спокойная музыка, аудиозапись. Описание. Дети сидят в кругу. В руках у педагога клубок ниток. Воспитатель: Ребята, вы знакомы друг с другом несколько лет. Наш детский сад – это ваш второй дом. Здесь вы проводите целый день, радуетесь, огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете достоинства и недостатки каждого. 380365637540 А чтобы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Подумайте немного( звучит спокойная музыка) и пожелайте это тому, кто сидит с вами рядом. Можно, я начну, а вы продолжите. Я желаю тебе оставаться умной девочкой, послушной, и поменьше плакать из- за пустяков. Затем педагог передает клубок с нитками ребёнку, который сидит рядом, тот желает что- то следующему ребенку и т. д. Когда клубок вернётся к педагогу, дети натягивают нить, представляя, что они составляют одно целое( см. приложение) . Закончите предложение «Я радуюсь, когда…. . » Закончите предложение «Я радуюсь, когда…. . » Цель: Развитие связной реч и, памяти, воображения. Материал: пиктограмма «радость» 520954071120 Описание. Воспитатель. Постарайтесь вспомнить, о каком чувстве вы говорили на прошлом занятии. ( о радости. ) Давайте улыбнёмся друг другу и поговорим, что же такое для вас радость. Подумайте и закончите предложение «Я радуюсь, когда…. » Понятийные круги «Что больше всего люблю делать» «Что больше всего люблю делать» Цель: помочь преодолеть барьеры в общении, развивать навыки понимания себя и других. Материал: клубочек ниток Описание. Дети сидят на стульчиках в кругу. Воспитатель: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит справа от меня. Я – Екатерина Юрьевна. Больше всего я люблю читать книги. Затем по очереди высказываются дети. Описание рефлексивных кругов со старшими дошкольниками. Личностные круги. «Я и мои эмоции» «Я и мои эмоции» Цель: учить говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обог а щать словар ный запас детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность. Материал: пиктограммы; аудиозаписи с веселой музыкой. Описание. Дети сидят в кругу на ковре. В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений. Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какое у них настроение, и показать карточку, которая больше всего похожа на их сегодняшнее настроение. ( Д ети берут карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, каком же сегодня у всей группы настроение: грустное, весёлое и т. д. ) . Воспитатель. Что можно сделать, чтобы повысить настроение? ( д ети предлагают разные способы: улыбнуться, вспомнить о чем- нибудь хорошем, послушать вес елую музыку и т. д. ) «Чего я боюсь? » «Чего я боюсь? » Цель: п омочь детям справляться со своими страхами и стрессами, развивать эмпатию, умение сопереживать другим. Материал: бумажные листочки, ножницы на каждого ребенка, пиктограмма страха, дерево. Описание. Дети сидят на стульчиках. 5152390859790 Воспитатель: Закройте глаза и подставьте зелёный луг и большое дерево на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который спрашивает тебя: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Расскажи о своем страхе мудрецу, и он поможет тебе. А сейчас откройте глаза и расскажите о своем страхе нам. Дети по очереди рассказывают о своих страхах. Педагог раздает детям волшебные листочки( их передал мудрец) и ножницы, предлагает разрезать свой страх, который волшебник превратил в листочек на мелкие кусочки, а затем еще на более мелкие. Страх вам не нужен, его нет. Педагог показывает, что теперь страх собрать невозможно. Затем дети выбрасывают порезанный ст рах( листочки) в мусорное ведро. Тематические круги «Мир моих фантазий» «Мир моих фантазий» Цель: создание атмосферы раскованност и. Материал: стульчик на каждого ребенка, цветик- семицветик. Описание. Дети сидят на стульчиках в кругу. Педагог обращает их внимание на волшебный цветик- семицветик, который держит в руках: «Помните сказку о девочке, у которой был волшебный цветок? Его лепестки исполняли заветные желания: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по— моему вели! Представьте себе, что есть волшебник, который может исполнить любое ваше заветное желание. Для этого надо оторвать один лепесток и рассказать о своей мечте». Дети по очереди отрывают лепесток и рассказывают, чего бы они хотели. Воспитатель обобщает: «Желания каких детей понравились всем и почему? У каждого из вас были разные желания. У одних они связаны с самим собой, у других — с друзьями, с родителями, с теми, кто слабее, но все ваш и желания обязательно сбудутся»( см. приложение) . «Как я могу изменить мир к лучшему» «Как я могу изменить мир к лучшему» Цель: продолжать развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать сплоченность группы. Материал: «волшебные» очки. Описание. Дети сидят в кругу. Педагог показывает детям волшебные очки. Воспитатель. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Каждый из вас примерит эти очки, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга. Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа. А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Чтобы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше? Дети высказывают свое мнение. Волшебные очки помогли вам увидеть что- то хорошее в каждом, и даже то, что вы раньше не замечали, представить, как можно изменить мир к лучшему. Событийные круги. «День рождения моего друга» «День рождения моего друга» Цель: развивать в детях чувство сопереживания и поддержки, наблюдательности, единения, формировать коммуникативные навыки, умение глубже понимать друг друга Материал: поздравительные открытки, изготовленные детьми. Описание: воспитатель предлагает внимательно посмотреть на товарища и представить, что у него сегодня день рождения, глядя в глаза рас сказать о его достоинствах, пожелать что- нибудь и подарить открытку. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно и дарит пожелание своему соседу» «Праздники в нашей семье» «Праздники в нашей семье» Цели: развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать настроение и чувства другого человека, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. Материал: фотографии близких людей, семейных фото, панно. Описание. В оспитатель предлагает детям найти на панно фотографию своих близких, рассказать о них, о семейных праздниках. Какой п раздник больше всего запомнился. Понятийные круги «Кого называют любознательным» «Кого называют любознательным» Цель: расширять знания детей о чувстве удивления, развивать наблюдательность, умение понимать глубже себя и других, коммуникативность. Материал: пиктограмма «удивление», зеркало. Описание. 491426545720 В оспитатель предлагает рассмотреть пиктограмму удивление. Удивляться, значит признаться себе в том, что ты чего- то не понимаешь. Дети показывают удивление. Беседа о том, что такое любознательность. В заключение педагог читает стихотворение В. Товарикова «Почему так говорят»" Копилка добрых дел" " Копилка добрых дел" Цель: вырабатывать у детей привычку фиксировать достижения своей жизни, умение осознавать и вербально описывать собственные достижения, развивать умение вести разговор о самом себе. Материал: разноцветные ленточки, дерево. Описание. Дети сидят в кругу. Воспитатель: к аждому бывает радостно слышать, когда вам говорят: «Молодец, ты поступил хорошо» и обидно, досадно, когда говорят: «Ты поступил плохо». Сегодня мы говорим о ваших хороших, добрых поступках. Педагог предлагает повесить все добрые поступки, дела на волшебное дерево. Дети по очереди рассказывают о своих хороших поступках или делах и берут цветную ленточку и завязывают на дереве. В конце педагог обращает внимание детей на то, как ое красивое дерево. Вы все рассказали много интересного. Каждый из вас совершал хорошие, добрые поступки. Вы проявляли смелость, доброту, скромность, заботу и др. ( перечисляются качества, о чем рассказывали дети) , оказывали помощь тем, кто в ней нуждается. Давайте стараться, как можно чаще совершать добрые поступки, заботиться друг о дру ге, проявлять любовь и нежность. Список использованной литературы Список использованной литературы Н. Е Веракса. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильеовой. - 2- е изд. , испр. и доп. - М. : Мозаика- Синтез, 2011. - 195, 202 с. Л. Е. Кыласова. Развитие речи: конспекты занятий в старшей группе/ авт. - сост. Л. Е. Д ыласова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 332 с. В. Ю. Дъяченко. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий/ авт. - сост. В. Ю. Дъяченко и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 271 с.

Оставить комментарий: