Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие на остров".
Документы для скачивания
Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Задачи: Образовательная область «Познание»: • Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. • Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ( дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина) • Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. • Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы. • Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. Образовательная область «Социализация»: • Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире. • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. • Учить выдвигать гипотезы. • Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез. • Вызвать радость от открытий, полученных от опытов. Образовательная область «Коммуникация»: • Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности. • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность. • Создать у детей радостное настроение. • Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации. • Пополнить словарный запас детей за счет слов: материал, свойства, исследование, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. Образовательная область «Безопасность»: • Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. Материал и оборудование для опытов: П однос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон; стаканы, воронки, ватные диски, марля, песок; соль. Ход совместной деятельности: Дети стоят в кругу. Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю Доброе утро! Я вас всех люблю! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Пусть день будет удачным, нас сегодня ждет много интересных дел. Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить отправиться на прогулку к морю, посмотреть, как оно встречает новый день, хотите? Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся. ( включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение моря) Посмотрите, вот мы и на месте. Скажите, какое море? ( ответы детей) ( слайд: бутылка вынесенная волной) Ой, ребята, что это? ( обращает внимание на бутылку, которую вынесло морем) В бутылке, какая то записка, как вы думаете, что это может быть? Разворачивает листок, на нём изображена схема. Воспитатель: Ребята, что нам хотели этим сказать? ( предположения детей) Вы правильно догадалась, нас просят о помощи, жители одного далёкого острова. Хотите помочь? Но, как же мы туда доберёмся? ( Дети высказывают предположения) . Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку. • Какими свойствами должна обладать лодка? ( Держаться на воде и не тонуть) • Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку? ( Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон. ) • Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки? Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов. Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего? », «Что нам для этого потребуется? » Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, бумага, резина, пенопласт и тазик с водой, проводят эксперимент. В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить? »( Я взял железо, дерево и т. д. , чтобы проверить, тонет оно или нет. ) Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов: • Что получилось? • Какие выводы ты сделал? • А как это получилось? • Из чего бы ты посоветовала сделать лодку? • А это значит. Примерные выводы детей: • Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула. • А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить. • Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит. • А поролон сильно намокает — это плохо. • Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. ( Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала. ) Нашу лодку превратим в настоящий корабль. Ну, а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь! ( звучит шу м моря, крик чаек) ( слайд: море, корабль) Воспитатель: Вот оно какое море! Разноцветно- голубое Волнами шумящее, чайками кричащее, чистое, солёное, тёплое, рифлёное С небом обнимается, Солнцу улыбается. Воспитатель: давайте ненадолго опустимся на морское дно. Проводится зрительная гимнастика «Рыбки» Воспитатель берёт подзорную трубу и смотрит вдаль. Воспитатель: Кажется, я вижу землю, мы совсем близко. ( Звучит музыка папуасов) Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы? ( предположения детей) . Вся вода на острове стала вот такой. Какого она цвета? Можно ее пить? Давайте подойдем к столу с водой. Сравним воду с острова с водой из нашей группы. Возьмите стаканы с водой в руки. Как вы думаете, зачем нам нужна вода? ( для жизни, для питья) У воды есть цвет? ( нет, она бесцветная) У воды есть запах? ( нет, она без запаха) Эту воду можно пить? ( да) Попробуйте ее на вкус, какая вода на вкус? ( безвкусная) Что же делать жителям острова? ( очистить воду, профильтровать) Давайте мы поможем найти способ очистки воды в водоемах. Воспитатель: Играем в игру «Насос» Будем выполнять движения в соответствии со словами. - А теперь насос включаем. ( Руки скользят попеременно вдоль туловища. ) Воду из пруда качаем. Влево раз, вправо два- Потекла ручьём вода. ( Дети сцепляют руки и двигаются в виде Раз, два, три, четыре, пять – «ручейка») будем воду очищать. ( Руки расцепили, остановились. ) - Молодцы, вы хорошо накачали воду. Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями, и пройти, в нашу передвижную лабораторию. Подойдите к своим рабочим местам, теперь вы ученые- исследователи, наденьте свою форму. Воспитатель: Давайте рассмотрим все предметы, которые находятся на рабочем столе: стакан с грязной водой, большой пустой стакан, воронка, ватные диски, ткать, марля, салфетка для вытирания рук, поднос. В пустой стакан вставим воронку. Для очистки воды нам нужен фильтр: марля, ткань, ватные диски. Вставляем в воронку фильтр, Берем стакан с грязной водой и аккуратно медленно льем в воронку, работаем на подносе. А теперь давайте сравним ре зультаты. Как вы думаете, воду, которую мы профильтровали, можно пить. ( нет, в ней много микробов) Как можно очистить воду от микробов? ( покипятить) Взрослые могут кипятить воду используя электричество и газовые плиты. Как жители острова могут очистить воду от микробов? ( прокипятить на костре) . Пока наша вода фильтруется, давайте вспомним, где еще можно взять воду для питья. ( пруд, река, озеро, лужа, дождь) Снимаем фартуки. Динамическая пауза «Злая тучка» Воспитатель: подскажите как можно собрать дождевые капли? Обитатели острова используют пальмовые листья, складывая из них стаканчики. Давайте мы м вами сделаем такие же стаканы. Берем бумагу зеленого цвета и по схеме складываем стаканчик. Помним, что пить дождевую воду нельзя, в ней много микробов. Как вы думаете, можно пить воду из моря и океана? ( нет, она соленая) Опыт – вода растворяет соль. Воспитатель: дава йте вспомним, чем мы занимались? Кому мы помогли? Чему мы научились в лаборатории? Жители этого острова благодарят вас за помощь. Воспитатель: А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу. ( звучит шум моря, слайд: море) Мы опять плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Понравилось ли вам путешествие? Что вам больше всего запомнилось?