a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Творческий отчет на семинаре – практикуме ДОО на тему: «Нетрадиционные приёмы рисования как средство развития детей дошкольного возраста».

Автор: Ромашова Елена Николаевна Опубликовано: 2022-10-09 21:06:43

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 Творческий отчет по теме: « Нетрадиционные приёмы рисования как средство развития детей дошкольного возраста » Подготовила: воспитатель Ромашова Е. Н. г. Кузнецк И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски. Все нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. Актуальность Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение его уже начинается в дошкольном возрасте Я думаю, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: зрительно- моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему самообразования нетрадиционные приёмы рисования как средство развития детей дошкольного возраста считаю актуальной. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Педагогическая целесообразность Используя на занятиях традиционные техники рисования, я поняла, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал дошкольников нового поколения стал намного выше. Изучив методическую литературу по данной теме, сделала вывод, что нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Цель представленного опыта- приобщение детей к миру искусства, развитие природных задатков, формирование у детей художественно – творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи: Образовательные: расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; Развивающие: развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию; развивать творческую активность, желание рисовать. развивать художественно – творческие способности детей; развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально. Новизна Опыта работы состоит в том, что факторы процесса обучения: необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, в том числе и самодельные, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора использования нетрадиционной техники дают детям возможность получить знания о простейших закономерностях строения формы, о цветоведении, композиции, правилах рисования, а также о красоте природы и человеческих чувств. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. В процессе работы я обеспечиваю интеграцию всех образовательных областей: - социально- коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно- эстетическое развитие; - физическое развитие. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок? Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности. В своей работе использую педагогические технологии: личностно – ориентированные( проблемные вопросы и ситуации) ; коммуникативные( эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря) ; игровые( оригинальность сюжета, мотивация) ; педагогические( доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза) ; альтернативные; информационные. В процессе обучения опираюсь на принципы построения общей дидактики: принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей; личностно- ориентированного подхода к каждому ребёнку; принцип наглядности: выражается в том, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно- логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. По данной теме работаю третий год. Работу проводила поэтапно: На подготовительном этапе к таким занятиям считаю необходимым в ходе игры, беседы, наблюдений, чтения художественной литературы донести до детей красоту окружающего мира, воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы. Не видя карандашей, кисточек дети спрашивали: «Что мы будем делать? » «Будем рисовать»- отвечала я. Дети очень удивились. Стали думать, чем же будем рисовать. Я предложила рисовать пальчиками, ладошками. У детей был страх испачкать руки. Но с удовольствием макали пальчики в краску. У всех детей все получилось. - на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности. - на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. Были использованы следующие средства: - Совместная деятельность воспитателя с детьми; - Самостоятельная деятельность детей; - Предметно- развивающая среда. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно- творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что- то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно- выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды. Оформила уголок изобразительного творчества «Юный художник». Основная цель которого- активизация детского художественно- эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности, развитие эстетических способностей. Подобрала материалы, изготовила нетрадиционные инструменты: тычки, штамповки, штампы разной фактуры, трафареты и д. р. Оформила подборку пальчиковых игр, подборку дидактических игр на развитие творческих способностей детей; Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других. Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельностью, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками. На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования. С помощью нетрадиционных техник рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. В работе использую следующие нетрадиционные техники рисования: техника пальчикового рисования техника рисования боковой стороной ладони техника рисования ладонью техника «печать листьями» техника рисования на полиэтиленовой пленке техника монотипия техника- кляксография техника – трафарет техника- печатание овощными печатками( картофелем, морковью) техника тычок техника свеча+ акварель техника фроттаж технике рисования на пене для бритья техника граттаж техника рисования «цветной граттаж ». ) Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают. Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке. Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия. Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Радость творчества знакома каждому малышу. Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Самостоятельная продуктивная деятельность( Нетрадиционное рисование) Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей использую дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, пальчиковую гимнастику, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, и т. п. В ходе работы разработала и провела ряд занятий: «Осенние мотивы», «Сказочная птица», «Дома в городе снеговиков», «Путешествие в Джунгли, спасение водопада», «Кукла с мячом», «Космический коллаж», «Фрукты», «Баба Яга и леший» и др. В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Среди методов педагогической работы с детьми основными являются игровые методы, основанные на ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Игровые методы являются составной частью целой системы методов: метод обследования, наглядности( рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий) ; словесный( беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ; практический( самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения) ; эвристический( развитие находчивости и активности) ; частично- поисковый; проблемно- мотивационный( стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия) ; метод «подмастерья»( взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) . Свою работу планирую в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Приглашала педагогов на просмотр открытых занятий, непосредственно образовательной деятельности. Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Даю консультации, размещаю информацию на информационных стендах, на сайте детского сада, провела мастер- класс «Сладкое рисование». Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка, выставки совместного творчества( родители, дети) . Они очень радуют детей и их родителей. Широко использую в работе технические средства: компьютер, мультимедиа, интерактивную доску, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамеру, телевизор, DVD и др. В ходе работы достигла отличных результатов: Н а основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок собственной ладошкой или пальчиком. Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. В перспективе я планирую: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования; Разработать программу по данному направлению. В заключении хочется прочитать отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой. «Рисуют дети» Рисуют дети на стекле, Рисуют дети на асфальте, Возводят город на песке, - Такого нет ещё на карте. В руках мелки, карандаши… Детишки – маленькие маги. Но столько вложено души В их мир прекрасный на бумаге! Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: