Педагогический проект"Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Документы для скачивания
Педагогический проект «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ. СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ! Актуальность: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это- детский фольклор». Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки- первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, ско роговорки( прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. , не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Вид проекта: ролевой- игровой, творческий, долгосрочный. Участники проекта: всего в проек т вовлечены 17 детей младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель и 2 воспитателя. Цели проекта: 1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. 2. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий. 3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками. Задачи проекта: 1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора. 2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. 3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду. 4. Разнообразить музыкальную, художественно- игровую деятельность. Предполагаемый результат. В результате реализации проекта: 1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством( скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни( хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми. 2. Будет развиваться художественно- речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. 3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения. 4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Физическое развитие. Разучивание подвижных игр, физ. минутки. Социально- коммуникативное развитие. Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки- Загадушки », «Сказка в гости к нам пришла». Пальчиковая гимнастика: « Сидит Белочка на те лежке», «Семья», « Перед нами елочка» «солим капусту» и т. д. Познавательное развитие. Беседы: «Кто к нам в гости пришёл? », « Что такое хорошо и что такое плохо» и т. д. Проведение настольно- печатных, дидактических, словесных игр( «Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Из какой сказки иллюстрация? » и т. д. ) Коммуникативное развитие. Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок. Художественно- эстетическое развитие. Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных ск азок( совместно с родителями) . Выставка рисунков на тему «Зима». Работа с родителями. Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков- иллюстраций к русским народным сказкам. Участие родителей в развлечении колядки, изготовление русских народных костюмов. Разучивание с детьми сказки «Колобок». Консультация для родителей, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку- перед вижку «Фольклор в детском сад у. Консультация для педагогов «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы: 1. Увеличение словарного запаса. 2. Повысилась общая звуковая культура речи детей. 3. Улучшается связная речь и воображение. Фольклорные средства – неиссякаемый источник знаний, умений, навыков русского народа. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.