Проблематика охвата детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительным образованием в области вокально-хорового пения
Документы для скачивания
Сингаевская О. В. ПРОБЛЕМАТИКА ОХВАТ А ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНО- ХОРОВОГО ПЕНИЯ Одной из задач основной образовательной программы основного общего образования является «выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования». С овременная система образования устроена так, что дополнительное обучение играет значительную роль в становлении личности каждого ребенка и в его развитии[ 2] . Именно поэтому преподаватели музыкальных дисциплин во всех учреждениях дополнительного образования, сегодня сталкиваются с целым рядом сложных педагогических задач, которые необходимо уметь грамотно и вовремя решать[ 1] . В настоящее время остро стоят проблемы, связанные с охватом детей с ОВЗ в дополнительном образовании, в частности, вокально- хоровому пению. На первый план встают проблемы стратегического характера, связанны с заинтересованностью детей к музыке: современ ных детей окружают компьютеры, смартфоны и иные устройства, позволяющие воспроизводить поток однодневной механической музыки по выбору юных пользователей. Дети, слушая подобного рода «мелодии», лишаются способности развивать собственные музыкально- исполнительские задатки и способности. Гораздо тяжелее приходится тем детям, у кого такие способности совсем не выражены. Вторая проблема связана с организационно- педагогическими моментами: темп обучения вокально- хоровому пению может быть самым непосредственным образом соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными возможностями детей с ОВЗ. Следует учесть возрастные и индивидуальные особенности таких детей – у них специфичный голосовой аппарат – короткие и тонкие голосовые связки, малой емкости легкие, «серебристость» тембра( особенно у мальчиков) , тембральная насыщенность очень слабая. Следовательно, возникает необходимость в разработке адаптированных программ дополнительного образования по вокально- хоровому пению для детей с особенностями развития. Бесспорно, невозможно избежать третий круг проблем методико- психологического характера: многие дети с ОВЗ испытывают психологические трудности в адаптации к социальной среде, становятся замкнуты, тревожны, неуверены[ 1] . Зачастую з дания, в которых проводятся занятия, не предусмотрены для обучения детей с ОВЗ и инвалидов. Преподаватель на сегодняшний день поставлен в сложную ситуацию. С одной стороны он не имеет право осуществлять педагогическую деятельность без создания всех необходимых условий, с другой стороны у него отсутствует возможность предоставить эти условия самостоятельно. Перед преподавателем стоит проблема выбора определенной общей схемы ведения занятий и подбора методики для конкретного ученика. Однако до сих пор не разработаны методы и формы осуществления обучения музыке детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Также большинство мам и пап не готовы отдавать ни время, ни материальные средства на развитие своего ребенка. Част о родители не хотят ничего слышать о необходимости домашних занятий детей, не приобретают музыкальные инструменты, запрещают своему ребенку тренироваться дома[ 2] . Не стоит обходить и проблему подготовки компетентных узкопрофильных специалистов, знающих методологию проведения специальных вокальных тренингов оказывающих положительное влияние на акт ивизацию резервных возможностей организма детей с ОВЗ, коррекцию проблемных зон развития, стимулирующих функционирование различных систем организма( активизация мышц брюшного пресса, грудной клетки – упражнения на развитие певческого дыхания, увеличение продолжительности фонационного выдоха, постановку нижнереберно- диафрагмального дыхания и т. д. ) , помогающих снятию эмоциональных и мышечных напряжений, преодолению усталости( «релаксационные паузы») . Учитывая особенности психического, музыкального, певческого развития, педагог, работающий с детьми с ОВЗ в процессе работы над хоровым произведением, должен быть готов к внесению определенных изменений в музыкальное сопровождение, связанных с исполнит ельскими возможностями хористов[ 2] . Таким образом, можно сделать вывод о том, в охвате детей с ОВЗ дополнительным образованием существует множество проблем, решение которых должно происходить системно во всех микро и макросредах развития ребенка. К омплектовани е групп и сохранност ь контингента детей с ОВЗв первую очередь строится из создания комфортных условий для приема учащихся с ОВЗ( наличие пандусов, грамотно оборудованного кабинет а, необходимы х материал ов и инструмент ов, наглядност и и т. д. ) . Необходимо поддержание доброжелательной обстановки на занятиях вокально- хоровому пениюи создание ситуации успеха для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также своевременн ая корректировк а дополнительн ых общеразвивающ их программы, их ё актуальности и новизны А ктивность, целеустремленность, креативность, постоянное развитие и стремление к новому позволят учреждениям дополнительного образования сохранить и приумножить контингент учащихся в объединении. Литература 1. Панькова Н. А. Современные задачи и проблемы обучения музыке детей в учреждениях дополнительного образования/ Н. А. Панькова/ / Материалы Всероссийской научно- практической конференции «Наука и социум». 2017. – С. 140- 146. 2. Пичугина Л. Н. Специфика работы концертмейстера в хоровом коллективе учащихся с ограниченными возможностями здоровья/ Л. Н. Пичугина/ / Музыкально- педагогическое наследие д. Б. Кабалевского и актуальные проблемы совре менного музыкального образования: материалы Всероссийской научной конференции. Ростов- на- Дону: РИНХ, 2018. С. 117- 124. 3. Романюк Е. А. Проблем а формирования вокально- хоровых навы ков школьников в дополнительном образовании/ Е. А. Романюк/ / Вестник ТвГУ. Серия « Педагогика и психология ». 2018. Выпуск 3. С. 131- 138