Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Консультация для родителей
Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и с взрослыми.
Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Существует множество игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать его жизньи помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту, впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Дорогие родители, активно используйте в совместной деятельности с вашими детьми развивающие игры. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их..
Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.
Предлагаю вам систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей.
Игра «Узнай по описанию»
Вы называете признаки предмета, а малыш должен угадать слово. Например, если вы загадали существительное «апельсин», то называете прилагательные «круглый», «твёрдый», «полезный», «оранжевый», «кисло-сладкий». Затем можно поменяться ролями: ребенок будет загадывать вам слова. А если взрослый намеренно с большим трудом будет отгадывать загадки малыша, то от этой игры будет не только польза, но и огромное удовольствие.
Игра «Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, к слову «зима» он должен подобрать такие прилагательные, как «холодная», «снежная», «морозная».К существительному «снег» – прилагательные «белый», «пушистый», «чистый», «сверкающий», «лучезарный», «мягкий», «рыхлый», «липкий» …
Игра «Слова-мячики» (или «Скажи наоборот»)
Взрослый бросает малышу мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже малыш первым произносит слово, а родитель подбирает к нему антоним.
Игра «Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Вы задаете вопрос: «Что умеет делать кошка?». А ребенок должен ответить, что она «мурлыкает», выгибает спину, царапается, прыгает, спит, играет и т.д.
Игра «Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
Игра «Поймай слог»
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый «бросает» ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей). Взрослый говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова – приятели.
Аналогичные задания на следующие словосочетания:
— Чистый воздух (свежий воздух).
— Чистая вода (прозрачная вода).
— Чистая посуда (вымытая посуда).
— Самолёт сел (приземлился).
— Солнце село (зашло).
— Река бежит (течёт, струится).
— Мальчик бежит (мчится, несётся).
— Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).
Игровое упражнение «Если бы…»
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Предложите детям пофантазировать на такие темы, как:
— «Если бы я был волшебником, то …»
— «Если бы я стал невидимым…»
— «Если весна не наступит никогда…»
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы родителя.
Например: Бабушка приготовила вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)
Папа купил вкусные конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
Дети идут в школу, чтобы …