a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Анализ развивающей предметно- пространственной среды

Автор: Брагина Елена Александровна Опубликовано: 2022-10-13 15:18:57

Документы для скачивания

- 55880033020 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественн о- эстетического направления развития воспитанников детский сад « Дюймовочка » с. Субботино Анализ развивающей предметно- пространственной среды в подготовительной группе Воспитатель подготовительной группы «Родничок» Брагина Елена Александровна С. Субботино 2022 год Среда достаточно гибкая и управляемая как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого П ри построении развивающей предметно- пространственной среды опираюсь на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость- закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением. Решаю следующие задачи: обеспечение чувства психологической защищенности каждого ребенка- его доверия к взрослому и миру в целом, радости существования( психологическое здоровье) ; развитие индивидуальности детей; принцип стабильности- динамичности развивающей среды: развитие детской самостоятельности( инициативности, автономии и ответственности) ; формирование знаний, умений, навыков, необходимых для полноценного развития личности. Организуя предметно- развивающую среду в своей группе, учитываю принцип личностно – ориентированной модели воспитания, когда взрослый в общении с ребенком придерживается положения: « не рядом, не над, а вместе». В качестве звукового дизайна, использую на занятиях, во время сна детей аудио записи: шум моря, шелест листвы, пение птиц. Это создает особый уют, несет важную эмоциональную нагрузку. Развивающую среду в группе организовала с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно раскрыть индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, где каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Направление: Художественно- эстетическое развитие. Центр «Творческая мастерская». Для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно- творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации( бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, бросовый и природный материал- крупы, опилки, камешки, листочки, ветки, пуговицы, дидактические игры и т. п. ) . По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Направление: Речевое развитие. Центр «Мир книги». 41071803413125 Включает в себя книжный уголок. Содержание соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программы. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей; подборка иллюстрированных сказок об истории нашего села Субботино; сказки и иллюстрации к сказкам, дидактические игры «Собери любимую сказку», пазлы по сказкам. Главный принцип- подбора книг о издательской продукции –м инимум текста –максимум иллюстраций. В книжном уголке имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения. Так же в уголке есть дидактические игры для развития мелкой моторики, комплекс пальчиковых игр с иллюстрациями. Центр «Грамотности». Находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, пазлы, домино, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, зеркала, пособия «Ветерок», «Бабочка лети», «Чьи следы», игры и пособия по застегиванию и шнуровке, «Цветные клубочки, камни, картотека игр со звучащим словом «Веселый язычок» др. Направление: Познавательное развитие. Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно- дидактический материал дает детям и представление о целостной картине мира. Центр «Экологии » включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов, насекомых, исскуственный аквариум, ракушки и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Центр опытно- экспериментальной деятельности. Представлен многообразием коллекций( камни, минералы, семена, крупы и т. д. ) . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Центр «Математики»( игротека) . Имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно- знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, математические наборы, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы, шашки. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук. При выборе игр предпочтение отдаю способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры, «Разрезной квадрат», счетные палочки, счеты. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. «Строительный»( конструктивный) центр. Хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка( конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно- конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет моим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. «Музыкально- театрализованный» центр- это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма и различные виды театров. Дети- артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами( кукольный, настольный, фланелеграф, перчаточный, теневой, ростовых кукол, пальчиковый) . Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей( сделанные руками родителей) , музыкальные инструменты. Направление: Социально- личностное развитие. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ. В центре «Сюжетно- ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно- ролевых игр. Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице( ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет улицы, созданный родителями, с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Созданный центр безопасности помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формированию ценностей здорового образа жизни. Рассматривая иллюстрации, дети сочиняют сказочные истории о непослушном зайке и храбрых пожарных, учатся решать проблемные ситуации, постигая азы безопасности. Направление: Физическое развитие. Центр «Если хочешь быть здоров! » содержит в себе, как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное( не стандартное) , изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей- ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В шумном пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия- « Уголок уединения». Мягкие подушечки с различными игрушками, которым реб ё нок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса—все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. Создавая благоприятную среду развития для своих детей, хочу видеть их овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающими установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющими выражать свои мысли, любознательными, выносливыми и физически развитыми, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Мои дети тесно взаимодействуют между собой, находя общие интересы, учатся видеть и решать проблемы. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Оставить комментарий: