Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ".
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования. Экспериментирование в свою очередь, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. В процессе эксперимента идет обогащения памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. В игровой деятельности дети учатся самостоятельно делать выводы. В образовательной деятельности они развивают умение выдвигать гипотезы, формулировать свои задачи, высказываться о результатах своей работы, рассказывать о свойствах предметов и материалов, отгадывать загадки, решать кроссворды.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Дети, занимаясь исследовательской деятельностью, общаются между собой, рассказывают о ходе эксперимента, последовательности, придумывают загадки, обмениваются информацией. Речь детей развивается и пополняется словарный запас.
Необходимо отметить двусторонний характер связей между экспериментированием и изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого характера. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Для реализации у детей способностей к экспериментированию необходимо создавать условия, тогда они сохранят первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования, таких как пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др. Исследования можно проводить в игровой форме с природным материалом, с животными,
а также с растениями и разнообразными механизмами (часы, магниты, ключи, замки, конструкторы и др.)
Помимо определенного оборудования важно, чтобы педагог обладал знаниями в области биологии, ботаники, природоведении, химии, физики, чтобы грамотно объяснить детям результат исследования. После проведения исследования, необходимо подводить итоги эксперимента и детей поощрять за внимание, наблюдательность и старание в работе. Успех проведения исследований и экспериментов зависит от совместного желания воспитателя и детей.
В детском саду должна быть создана детская лаборатория со специальным оборудованием и разнообразными видами материалов, где дети совместно с воспитателем могут проводить опыты и эксперименты, фиксировать результаты в альбомах и карточках и обсуждать все с воспитателями и друзьями.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, они предоставляют ребенку возможность найти ответы на интересующие вопросы, а знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.