Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам создания мультфильмов.
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83 « Вишенка » города Вологды Тема проекта Развити е творческих способностей детей старшего дошкольн ого возраста по средствам создания мультфильмов. Автор: Воробьев а Любовь Александровна, во с питатель. Городской смотр- конкурс «Педагогический дебют – 201 8 » Вологда 201 8 « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества ». В. А. Сухомлинский Введение Что на свете больше всего любят дети? Ну, конечно же, конфеты и мультфильмы! Интересные мультики, как и вкусные конфеты, никогда не надоедают – это вам скажет любой ребёнок. Просмотр мультфильмов в детском саду возможен только как заполнение досуга. В тоже время мультфильмы занимают определенное место в жизни ребенка и оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие: - Социально- коммуникативное, мультфильмы компенсируют и выполняют то, чего по каким- то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей( в общении, познании, эмоциональных проявлениях) - Гедонистическая( Гедонизм – греч. - Наслаждение) . Особенности телевизионного изображения, единства формы и содержания мультфильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают положительный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающего мира. - Воспитательная. Воспринимая мультфильм, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты. Происходит воспитание ребенка, его чувств, характера. - Эвристическая( побуждающая к деятельности) . Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, как бы подталкивая к возникновению определенной деятельности ребенка. Проработав достаточное количество литературы, мною совместно с детьми, был разработан проект: «Р азвити е творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам создания мультфильмов » так как мультипликация является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. В силу высокой восприимчи вости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую модель поведения. С сожалени ем проходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. В последние годы возник определенный вакуум в качественной отечественной мультипликации для детей, а современное телевизионное пространство заполонили низкопробные западные мультфильмы: пропагандирующие агрессию, злость и аморальное поведение, рассчитанные в основном на старших школьников и взрослых. Несомненно, существует ответственность взрослых, от которых зависит « мультрадиции » детей. Но если в раннем детстве можно контролировать качество мультфильмов, которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удается полностью ограничивать ребенка от воздействия СМИ. Поэтому необходимо сформировать у детей «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящего произведения искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту создаваемых образов. На нашем рынке только- только стали появляться мультфильмы, опирающиеся в своем создании на классическую школу отечественной мультипликации. Поэтому данная проблема носит образовательный характер, так как дальнейшее ухудшение ситуации может привести к духовной деградации молодежи. Поскольку сознание нации формируется из совокупности мировоззрений разных социальных слоев граждан России и, в первую очередь, молодежи страны, хочется подчеркнуть важность и актуальность этого проекта. Теперь, благодаря новым технологиям, дошкольники из пассивных потребителей мультипликации, становятся активными участниками создания мультфильма, т. е. пробуют себ я в новом качестве. И спользуя навыки лепки, рисования, аппликации, конструирования, дети изготавливают персонажей и декорации для съемки собственных мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают сценарий; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих героев. Предполагаю, что при создании коллективных мультфильмов у детей произойдет не только развитие художественных способностей, мелкой моторики рук, а так же раскрепощение мышления, совершенствования навыков общени я друг с другом, с взрослыми. И возможно в будущем, выступив в роли создателей мультфильмов, они по иному подойдут к выбору и оценке мультика. Тип проекта: долгосрочный( 9 месяцев) . Участниками данного проекта стали дети подготовительной группы №7, родители, воспитатели. Основная цель работы над проектом: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам создания мультфильмов. Задачи проекта: - Образовательные. Сформировать у детей элементарные представления о тайнах мультипликации. Познакомить с историей возникновения и развития мультипликации. Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов. Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссёр, художни к- мультипликатор, оператор, звукорежиссёр. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества мультфильмов. - Развивающие. Развить познавательную активность детей, расширение кругозора при реализации данного проекта, а также художественно- творческие способности и образно- художественное восприятие мира детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации. Формирование связной речи. - Воспитательные. Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместно й игре. Воспитывать эстетические чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве. Привить ответственное отношение к с во ей работе. Планируемые результаты: Создание мультфильмов в разных техниках исполнения( силуэтная анимация, пластилиновая анимация, песочная анимация) Умение проявлять эмоциональную отзывчивость, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства. Развитие личностных качеств: самостоятельность, инициатива, взаимовыручка, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг друга, самооценка. Развитие коммуникативных навыков, проя вления творческой самостоятельности, активность в создании образов, развитие мелкой моторики рук, возможность проявления своих талантов. Дать новый импульс игровой деятельности, заимствование детьми сказочных сюжетов и создание героев для своих игр. Механизмы оценки результатов проекта. Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия. 1этап. Подготовительный. Н аблюдение за самостоятельной продуктивной д еятельностью с целью выявления детей с творческими способностями. 2 этап. Диагностика. Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприяти я, мелкой моторики пальцев рук. Сроки и этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный Октябрь – Ноябрь 2017г. Создание творческого коллектива по разработке проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста о средствам создания мультфильмов ». Обсуждение и утверждение данного проекта на заседании педагогического совета МДОУ «Детский сад №83 « Вишенка ». Подбор и изучение методической литературы по данной тематике. Изучение истории возникновения мультипликации, виды мультфильмов. Изучение процесса создания мультфильма Разработк а алгоритма работы над мультфильмом. Проведение диагностики развития творческого мышления, воображения детей. Приобретение необходимого инвентаря и оснащени я. Разработка методических рекомендаций по внедрению проекта. 2 этап. Основной Декабрь 2017г. – Апрель 2018г. Внедрение заявленного проекта. Просмотр презентации « Союзмультфильм » «Волшебники мультипликации»( знакомство с профессиями: сценарист, режиссёр- мультипликатор, художник- мультипликатор, звукорежиссёр, оператор и др. ) Беседы «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованные мультфильмы», «Какие бывают мультфильмы». Беседы «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованные мультфильмы», «Какие бывают мультфильмы». «Путешествие в прошлое- детство родителей»( альтернативой мультфильмам были диафильмы) Просмотр диафильмов Разработка и создание персонажей и декораций. Раскадровка. Обыгрывани е сюжета. Съема мультфильмов. Монтаж отснятого материала на компьютере. Озвучивание( распределение ролей) Систематизация и пополнение методической литер атуры и аудио- видео- продуктов. Организация обсуждения и проведение информационных бесед в работе с родителями, оповещение через сайт детского сада, отслеживание обновления информации, сбор откликов, возмо жность просмотра детских работ для родителей( фотовыставки) 3 этап. Итоговый. 3 квартал 201 8 г. Проведение открытого занятия для родителей; Проведение педагогического совещания по итогам внедрения проекта в М ДОУ «Детский сад № 83 « Вишенка »; Изложение итогов проекта в сети интернет через сайт М ДОУ «Детский сад №»83 « Вишенка ». Этапы создания мультфильма: Выбор темы. Сюжет будущ его мультфильма, ро ждается самими детьми в процессе обсуждения или просмотра мультфильмов. Он должен бы ть коротким и стремительным. Затем эти фантазии переносятся на лист бумаги в виде сценария. Сценарий. Нач инаем работу над сценарием с выбора героев. Часто первые идеи детей стереотипны, называются герои популярных мультфильмов «человек- паук», « винкс » и т. д. Не отверга ем эти иде и, записыва ем на доске или ватмане. Задача – придумать как можно больше вариантов, чтобы выбрать из них потом наиболее подходящие. После того, как каждый( или по группам) определится с героем, можно предложить описать своего героя – какой у него характер, что он любит делат ь. После того, как действующие лица определены, нужно решить, что они будут делать. Можно предложить сочинять рассказ по кругу. Записываем идеи и периодически зачитывает то, что получилось. Выслушав предложения детей, придум ываем название мультфильма. Это придаст процессу цельность и целенаправленность. Периодически нужно ставить детей на позицию зрителя – чтобы ему было понятно и интересно. Если в процессе возникает стопор, идеи иссякают, а сценарий никак не складывается, можно предложить детям переключиться на другой вид деятельности, например, нарисовать героев. Поставленная задача будет в это время продолжать работать на бессознательном уровне. Раскадровка. После того, как сюжет обрисован, необходимо сде лать раскадровку. Раскадровка – это о тображение сюжета в картинках – комикс. В раскадровке действие разбивается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. Делая раскадровку, важно постоянно ставить себя на место будущего зрителя. Оценивать то, насколько понятен сюжет. Некоторые моменты, которые кажутся очевидными авторам, для зрителя часто совсем не являются таковыми, в раскадров ке должна присутствовать логика. Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон- изображение места происходящего действия, героев и объекты, с которыми они взаимодействуют. Анимация не получится, если нарисовать на одном изображении и героев, и место действия, и предметы. Герои двигаются, а фон статичен, так что, необходимо объяснить детям, что героев и фоны нужно рисовать отдельно. Для составления производственного плана раскадровка сцены разбивается на фоны, героев и предметы. Фон и персонажей лучше делать контрастными, например, рисовать фон красками, а героев карандашами. Изготовление. Приступая к рисованию или лепке фигур, важно создать творческую атмосферу, подбадривать ребят, начать самому что- то изготавливать. На этом этапе можно разбить детей на г руппы или пары. Главная задача – воодушевить ребёнка, помочь ему найти ключ к самому себе, к своим талантам и к уверенности в своих силах. Семка мультфильма по сценарию. Необходимо фотокамера, шта тив, источник освещения( лампа) . Меняя позы и местоположение героев в соответствии с сюжетом, осуществляем съемку. Фотокамеру лучше устанавливать на штатив. Настройки фотокамеры: 1. Установить режим" без вспышки" 2. Установить самое маленькое разрешение 3. Установить баланс бел ого. Очень важно менять позы и местоположение очень незначительно, по миллиметрам. Следите за тем. ч тобы в кадр не попали руки, каждый раз просматривайте кадр и неудачный тут же удаляйте. Монтаж. К омпьютер с установленной программой Киностудия Windows Live( Windows Movie Maker) Озвучка. Но так как в наших детских мультфильмах точная синхронизация звука и изображения иногда и не нужна, голоса записываются после анимации или вместе. Записывающим устройством может быть компьютер с микрофоном, диктофон или камера с встроенным микрофоном. Виды технологий создания мультфильма. Анимация в технике « Перекладка ». Перекладка является самой простой технологией для работы с детьми. Герои изображаются на плотной бумаге и вырезаются. Перемещая персонажей по фону, изменения их позы, все покадрово снимается на закрепленный на штативе фотоаппарат. Пластилинов ая анимация. Этот тип анимации позволит создавать героев и истории буквально свои ми руками, хороша тем, что здесь можно дать волю воображению и смастерить, а после оживить любых фантастических существ и даже целые миры – все что придет в голову Персонаж – неважно, человек, собака и ли вовсе нечто неодушевленное – сначала вылепляется из пластилина, и один только этот этап уже может принести немало веселых минут детям. Когда все действующие лица и декорации готовы, расположите их вертикально. Делаем кадр, а затем меняем их положение в пространстве в соответствии с замыслом и сюжетом. Запечатлейте изменившуюся картину. Можно р азделить обязанности: например, кто- то передвигают объект ы, а кто- то фотографирует – это значительно ускорит процесс и позволит проникнуться по- настоящему командной работой. Песочная анимация. п ожалуй, одна из самых непростых техник, но тем интереснее осваивать её. Тем, кто хочет попробовать себя в роли аниматора, создающего живые картины из золотистых крупиц, понадобится специальный стол и, конечно же, песок. Преимущества этой техники заключаются в том, что рисовать нужно пальцами, а не кисточками или карандашами, что позволяет ребенку как нельзя лучше почувствовать себя настоящим творцом. К тому же любую неудачную линию или силуэт можно тут же легко исправить или трансформировать во что- то иное – невероятные образы плавно перетекают друг в друга, и иногда просто невозможно предугадать, какой сюжет в итоге получит ся. Поэтому песочная анимация – это всегда сюрприз не только для детей, но и для взрослых Вывод. Участие детей в проекте « Р азвити е творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам создания мультфильмов » это стимул для выполнения операций по освоению навыков в художественном творчестве. Высокий уровень заинтересованности поддерживается благодаря соблюдению ряда принципов: − сохранение атмосферы радости, творчества, доверия, взаимопомощи; − обеспечение участникам проекта возможности реализовать свои объективные потребности в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании, получить удовлетворение от совместной работы и порадоваться её результатам; − основной упор делается не на достижение быстрых результатов, а на развитие интереса к предлагаемым видам деятельности, развитие общеучебных навыков, рефлексивной сферы, поиск детьми собственных путей совершенствования в творчестве, коммуникациях; − принципы оценки результатов обсуждаются заранее, ребята оценивают свою работу самостоятельно, чаще всего в сравнении со своими вчерашними результатами; обсуждается не только практический результат, но и степень участия в общей работе, конструктивность и продуктивность взаимодействия; особо ценятся творческий подход и оригинальность идей; − проект « Р азвити е творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам создания мультфильмов » предполагает постепенный рост степени самостоятельности детей во всех видах деятельности; соблюдение порядка формирования навыков, обеспечивающих ребёнку возможность самостоятельно действовать на каждом этапе работы. Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными для них видами творчества( литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж) . Работая вместе с взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делают нравственный выбор. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ — ресурсов у детей будут формироваться универсальные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в школе. Информационно- методическое обеспечение. 1. Белоусова О. А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. 2. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» В 3т. Т. 2 – 3- е издание, переработанное и дополненное – М. Педагогика – Пресс, 1992 3. Голдмн Г. , Этапы производства традиционного мультфильма 4. Горькова Л. Г. , Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников( подготовительная к школе группа) . - М. : ВАКО, 2005г. 5. Грабенко Т. М. , Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство- Пресс, 2002г. 6. Гусакова А. А. , Мультфильмы в детском саду. – М. : ТЦ «Сфер», 2010г. 7. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. , Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003г. 8. Иванов- Вано И. Рисованный фильм – М. : Госкиноиздат, 1950 9. Интернет- ресурс wikipedia. org 10. Милборн А. , Я рис ую мультфильм – М. : Эксмо, 2006 11. Сажина С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2007г. Саймон М. , Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей – М. : NT Press, 2006 г. 12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. гуманитар. и зд. центр ВЛАДОС, 2003г. Приложение 1. Практические рекомендации по созданию мультфильма. 1. Создавая декорации, следите за тем, чтобы передний план был открыт и декорации не загораживали основных персонажей. 2. Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше- тем более прерывистые. 3. Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными. 4. Во время съёмки следите, чтобы статичные предметы( фон) не двигались. 5. Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения( подул ветер – дерево закачалось) 6. В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени. 7. Чтобы движения персонажей получились чёткими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат( желательно в штативе) , не удаляя и не приближая изображение. 8. При необходимости записывайте текст небольшими кусочками. 9. Во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии»( никаких посторонних шумов) . 10. Можно использовать звуковые эффекты( скрип двери, шум прибоя. . . ) Приложение 2. Основные понятия. Кадр – одна картинка раскадровки. Сцена – часть действия, происходящая на одном фоне. Может состоять из нескольких кадров, а может из одного. План – то, в каком приближении показан объект или персонаж. Планы бывают: дальний, общий, средний, крупный, очень крупный. Для чего это нужно? Это помогает более точно передать смысл происходящего. Например: когда необходимо заострить внимание на эмоциях персонажа – используют крупный план, если нужно показать место действия – общий или дальний. Диалог – то, что говорят персонажи, и звуки, которые они издают – помечается под соответствующим кадром. Спецэффекты – сложные визуальные эффекты, которые будут делаться на компьютере. Вспышки молний, дождь, снег и т. п. по возможности задумываются заранее и помечаются в раскадровке. Фон – изображение места действия. Действие – то, что происходит в сцене. Очень важно, рисуя раскадровку, представлять себе сцену именно в действии, а не статично. Обозначать перемещения персонажей и предметов стрелочками. Панорама – протягивание специально нарисованного длинного фона через кадр. Приложение 3. Диагностика