Методические рекомендации и значение использование ИКТ технологий педагогами в дошкольном учреждении.
Документы для скачивания
Методические рекомендации и значение использования ИКТ технологий педагогами в дошкольном учреждении. Подготовила: Попова Н. А В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ( информационно- коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Под ИКТ подразумева ется использование компьютера, и нтернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что предоставляет широки е возможности для коммуникации. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ре сурсы, широко их использовать в педагогической деятельности. Воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пр остранства РФ. В связи с этим, применение мультимедийных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Можно выделить следующие преимущества ИКТ для дошкольников: - фактор привлекательности: движение, звук, цвет способствует передаче информации в понятной и привлекательной форме; - новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию к познанию; - повышается урове нь познавательных возможностей; Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение занятий с применением презентаций. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информа ции обладает рядом преимуществ: - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание ребёнка; - компьютер позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни( полёт спутника, рост расте ний, другие необычные эффекты) . Программа PowerPoint – это удобный и эффектный способ представления информации, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия( слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. Показ презентации можно сравнить с показом красивой детской книги, где на всех страницах большая яркая картинка с подписью. При создании презентаций в приложении Power Point, должны учитываться следующие рекомендации к оформлению: 1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух- трех цветов. 2. Черный цвет фона имеет негативный( мрачный) подтекст, для детей не приемлем. 3. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего- либо. 4. Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся плохо. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, — все это придает дизайну непрофессиональный вид. 5. Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Оформление каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой инфо рмации важен выбор шрифта. Для графическо й информации многое зависит от яркости и насыщенности цвета. Необходимо тщательно продумывать их взаимное расположение на слайде для лучшего восприятия. 6. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общ им стилевым оформлением слайда. 7. Анимационные эффекты используются для привлечения внимания детей или для демонстрации динамики развития какого- либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано. 8. Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда; необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным; если это фоновая музыка, то она не должна отвлекать внимание и заглушать основные слова. Планируя занятие с примен ением ЭОР, необходимо соблюдать следующие дидактические требования: - определять цель применения ресурса в образовательном процессе; - определить время и место использования; - учитывать специфику учебного материала; - ориентироваться на возрастные особенности группы детей; - отбирать текстовый материал так, чтобы не допустить перегруженности( он должен быть научным, доступным для понимания детьми, лаконичным и выразительным) ; - продумать композиционные решения отдельных слайдов; - следить, чтобы слайды не были перегружены лишними деталями. - игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Рекомендации для демонстрации слайдов. 1. Проверьте оборудование и освещение заранее. 2. Сделайте тренировочный прогон и посчитайте время. 3. Займите такое положение относительно экрана, чтобы не загораживать его во время использования. 4. Удостоверьтесь, что всем видно. 5. Не отворачивайтесь от аудитории чаще, чем нужно. 6. Сначала логический переход( словами) , затем смена слайда. 7. Сами меняйте слайды, если это возможно. 8. Не демонстрируйте слайд без пояснений. 9. Поэтапно объясняйте каждый слайд. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Важно так же соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка: Детям 5- 7 лет можно" общаться" с компьютером не более 10- 15 минут в день 3- 4 раза в неделю. - Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. - Нужно включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. - Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5- 2 минуты на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия. - Для проведения фронтальных занятий возможно использование мультимедийного проектора, расстояние от экрана до стульев на которы х сидят дети должно составлять 2- 2, 5 метра. Информационные технологии в образовании дают возможность качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду, позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.