Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
Документы для скачивания
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проектной деятельности «Путешествие в мир книг». Аннотация: В данной статье ра с крывается роль книги в развитии творческой активности детей ст аршей группы в ходе работы над проектом «Путешествие в мир книг». Ключевые слова: художественная литература, жанры художественной литературы, творческая активность, воспитание, развитие. «Детская книга при всей ее внешней простоватости- вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство- детская книжка! » Лев Токмаков. В современном мире информационных технологий изменилась роль книги. С каждым годом и нтерес к книге снижается, книга перестал а быть желанным подарком. По данным многочисленных исследований уже в раннем дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие ис точники информации: компьютер, планшеты, телефоны. Проблема усугубляется тем, что и родители не проявляют должного интереса к чтению, объясняя это своей занятостью, усталостью. В результате н едостаточное общение ребенка с книгой негативно отражается на формировании его как личности. У детей, которые много смотрят телевизор, планшет и др. отмечается снижение внимание, фантазии и творческой активности. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанной на основе ФГОС ДО, в образовательную область «Речевое развитие» включён раздел «Приобщение детей к художественной литературе», что указывает на необходимость знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Книга закладывает основу мировоззрения, дает возможность фантазировать, размышлять, формирует нравственные качества. В от почему важно научить детей любить к нигу. Помочь решить эту задачу может метод проект ир ов ания. Проект дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, развивает у детей умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми. И моя роль, как педагога, состояла в том, ч тобы заинтересовать детей, п р обудить в них интерес к чтению, привить любовь к художественному слову и уважение к книге. Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром и правильное направление его речевого, логического и эмоционального развития, что, конечно же, обеспечивает работа с книгой. Цель проекта: повысить интерес детей к книге; п ривлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей. Задачи проекта: Создавать условия для формировани я у детей интереса к художественной литературе. Пробудить желание к чтению книг. Способствовать воспитанию бережного отношения к книге. Развивать познавательную, творческую активность у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, инсценировать сказки. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности. Развива ть коммуникативные умения детей. Вид проекта: познавательно- тв орческий. Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители. Сроки реализации проекта: долгосрочный( с октября по май) Ожидаемые конечные результаты проекта: приобщение детей к худ ожественной литературе; развитие творческой активности; формирование нравственных качеств; повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя; речевое развитие ребёнка; возрождение домашнего чтения. В результате наблюдений за воспитанниками в группе было отмечено, что у детей снижен интерес к чте нию художественной литературы. Поэтому в начале года мною было проведено анкетирование среди 25 детей и их родителей на выявление читательского интереса. Из анкет стало видно, что только в 10 семьях родители постоянно совместно с детьми чи тают художественную литературу. О стальные родители предпочитают смотреть телевизор, компьютер или вообще не читают. Очень редко родители обсуждают прочитанное произведение с ребенком. При отборе книг мною учитывалось то, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Так в библиотеке нашей группы появились произведения Н. Носова, рассказы Л. Пантелеева, А. Усачёва. Вначале работы над проектом я познакомила детей со строением книги: обложка, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации. Вместе с детьми р ассмотрели, какие бывают книги( внешний вид, тематика, ее предназначение, из какого материала изготовлена) . Определили, в чё м отличие книг( учебная литература, подарочные экземпляры, книг и для взрослых, детские книжки, энциклопедии, научная литература) . Проект предполагал разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Как печатали книгу? » В. Маяковский «Эта книж ечка моя про моря и про маяк». Сказки Г. Х Андерсена, Ш. Перро, С. Лагерлёф, сказки художника- иллюстратора В. Сутеева, расск азы Е. Чарушина, Л. Пантелеева, Н. Носова, А. Усачёва. Сказки, иллюстрированные художником Е. Рачевым и др. Совместный подбор загадок, стихов, пословиц и поговорок о книге. Создание альбома. Художественное творчество: - Создани е закладки для любимой книги. - Иллюстрирование любимой сказки. - Аппликация « Путешествие Незнайки на воздушном шаре». Рассматривание альбомов: «Художники- иллюстраторы», « Детские писатели». Сюжетно- ролевые игры: «Школа», «Библиотека», « М астерская для книг », «Книжный магазин». Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови жанр книги», «Что сначала, что потом? », «Н азови профессию», «Кто автор? », «Скажи одним словом», «Назови по- другому», «Закончи историю», «Узнай по описанию», «Придумай вопрос», «Угадай героя рассказа»( по загадкам) , «Что каждый герой возьмет в путешествие? », «Позови ласково», «Эмоции», «Узнай рассказ по иллюстрации» и др. ) ; Знакомство с различными вида ми книг: энциклопедии, журналы и др. Просмотр мульт фильмов по сказкам В. Сутеева, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, по произведениям Н. Носова. П одготовка и проведение драматизации басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Проведение исследования по оформ лению детских книжек – малышек. З адание для детей на дом- сделать фоторепортаж «Моя домашняя библиотека» о создании детской домашней библиотеки у них дома с предоставлением фотоматериалов. Для успешной реализации проекта осуществлялось взаимодействие с р одителями. Они принимали активное участие в совместных встречах, родительских клубах, тематических выставках детской литературы, пополнении предметно- пространственной среды группы. Родители вместе с детьми изготовили книжки – малышки: «Загадки», «Сказки», «Стихи- дразнилки» и др. На заключительном этапе проекта было проведено повторное анкетирование среди 25 детей и их родителей. В результате опроса выявлено, что все родители стали уделять больше внимания читательской деятельности детей. Некоторые родители сами стали чаще читать литературу, показ ывая пример своему ребенку. Регулярно стали обсуждать с детьми прочитанное произведение. У всех детей домашняя библиотека пополнилась новыми книгами. В ходе реализации проектной деятельности « Путешествие в мир книг» с детьми старшего дошкольного возраста, выявлены следующие результаты: Дети внимательно и с интересом слушают литературные произведения, умеют оц енивать поступки героев, отмечают их положительные и отрицательные качества. Д ети имеют представление об особенностях литературных жанров. Могут опр еделить и назвать жанры художественной литературы: загадка, сказка, рассказ, басня, стихотворение, небылица. Значительно повысилась творческая активность детей. Они с большим желанием участвуют в разных видах творческой художественной деятельности: рисуют иллюстрации, лепят и конструируют фигурки, атрибуты для сюжетных игр, с удовольствием принимают участие в театр ализованных представлениях, самостоятельно подбирают костюмы, участвуют в их изготовлении. Дети с удовольствием пересказывают сказки и рассказы, умеют выразительно рассказывать наизусть стихи, придумывают ко роткие загадки, рассказы, стихи. Дети умеют аккуратно о бращаться с книгами, понимают их ценность. Также в результате приобщения детей к художественн ой литературе у них сформировались моральные представл ения о человеческих качествах: дружбе, справ едливости, заботе о ближнем, честности, скромности, трудолюбии. З акончить хотелось бы словами Джона Хершела: «Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…». Список литературы: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 г. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литератур е. – М. : Мозаика- Синтез, 2008г. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » п од редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издатель ство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти лет. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб. : Изд- во Рос. н ац. б- ки, 2000. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / М. : Перспектива, 2014. – 32 с. Интернет- ресурсы: https: / / docplayer. com. https: / / nsportal. ru https: / / solncesvet. ru.
- «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»
- Творческие игры для детей
- Участие в научно-практической конференции ЕССЕ - РЕГИОН "Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей", 6-7 октября, 2022 г.
- Участие в научно-практической конференции ЕССЕ - РЕГИОН "Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации"", 26-27сентября, 2022 г.
- Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста