Консультация для воспитателей и родителей "Пальцы помогают говорить"
Управление образования Зубово-Полянского района МБДОУ «Зубово-Полянский детский сад № 6 комбинированного вида»
Пальцы помогают говорить (консультация для воспитателей и родителей)
Подготовила: учитель - логопед Казеева JI.H.
Зубова Поляна - 2015 г.
"Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникало в сознание педагогов"
Н.А. Бернштейн
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движения пальцев, например, известная всем „Сорока - Ворона...“.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время доказали учёные АПН РФ, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые движения рук и последовательность движений.
6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на 3 группы
I группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
IIIгруппа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат большой палец противопоставлять остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с 3-х месячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2 - 3 минуты кистей рук и пальцев:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;
2) разминать и растить каждый палец вдоль, затем - поперёк;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнения III и II групп ребёнка надо учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).
После усвоения упражнений I группы, можно приступить к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок должен выполнять сам.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при систематических упражнениях.
Надо заниматься ежедневно около 5 минут.
Пальчиковая гимнастика:
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следить, чтобы ребёнок правильно выполнял и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости надо помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: „Коза“ -,,Улитка“. Ребёнок переключается с позиции „коза“ на позицию „улитка44 (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт -„раз - два“т
Или: „Вилка“ -„Кольцо" -,,3аяц“ . Можно предлагать любую последовательность упражнений.
Таким образом, пальчиковая гимнастика помогает детям научиться правильно говорить.
ФОНАРИКИ
Вариант 1.
Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)
Фонарики погасли! (пальцы сжать)
Упражнение выполнять несколько раз.
Вариант 2 (усложнённый).
Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два».
На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Руками имитируем соответствующие действия:
— Мы капусту рубим! (2 р.) — Мы капусту режем! (2 р.) — Мы капусту солим! (2 р.) Мы капусту жмём! (2 р.) Мы морковку трём! (2 р.) |
прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх- вниз.
— энергичные движения прямыми ладонями вперёд—назад.
— пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».
— энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
— пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх- вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
МОЕМ РУКИ
- «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
У I
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
- «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать вкулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги — вправо, брызги — влево! Мокрым стало наше тело!
- «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро.
МЕСИМ ТЕСТО
Руками имитируем процесс вымешивания теста.
—Тесто мнём, мнём, мнём! —
—Тесто жмём, жмём, жмём!
—Пироги мы испечём! — очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочерёдно).
руками совершаем движения, как будто лепим снежки.
ПЕЧЁМ БЛИНЫ
Вариант 1.
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной.
Вариант 2.
а) левая рука касается стола ладонью, правая рука — тыльной стороной;
б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью.
Упражнение можно выполнять на счёт «раз—два» или сопровождая движения стихами (см. вариант 1).
ФЛАЖКИ
Вариант 1.
Исходное положение. Расположить ладони перед собой.
Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу И ребятам всем машу!
Вариант 2 (усложнённый).
Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз—два».
«Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. .
«Два»: левая рука — опущена вниз, правая рука — поднята вверх.
ШАРИК
Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.
«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.
«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик — не беда,
Новый шар надую я.
ЁЖИК
Исходное положение. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.
Маленький колючий ёж. ^
До чего же он хорош!
САРАЙ
Пальцы рук соединить под углом — «крыша». Большие пальцы спрятать под «крышу» и прижать к ладоням.
Этот домик называется сарай, Кто живёт в сарае?
Ну-ка угадай!
ДОМ
- Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить — это «труба».
Посмотри на дом с трубой.
В нём мы будем жить с тобой.
- Руки поднять над головой, пальцы со единить под углом.
Вот стоит огромный дом,
Дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.
ТРУБА
Исходное положение. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри.
Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, — получается длинная «труба».
Дом стоит с большой трубой.
В нём мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше И дымит, как будто дышит.
КОШКА
Вариант 1.
Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Маленькая кошка Села у окошка. Хвостиком играет, Мышку поджидает.
Вариант 2. Кошка показывает коготки.
Исходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны.
Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.
МЫШКА
Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты — это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и выг тянуты.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после — двумя руками одновременно.
Перед тем как хрумкать сушки,
Ты, мышонок, вымой ушки,
Чтоб услышать шорох кошки,
Что крадётся по дорожке.
ТРИ БОГАТЫРЯ
Указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5—10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.
На поляне у ручья Три стоят богатыря.
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Вариант 1.
Исходное положение. Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения — встряхнуть кисти рук.
Пальцы очень крепко дружат,
Мне помощниками служат. I
л
Вариант 2.
Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.
Исходное положение. Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны — пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу — «помирились». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами:
Поссорились — помирились!
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий