a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей и родителей "Пальцы помогают говорить"

Опубликовано: 2015-01-21 17:40:02

Управление образования Зубово-Полянского района МБДОУ «Зубово-Полянский детский сад № 6 комбинированного вида»

Пальцы помогают говорить (консультация для воспитателей и родителей)

Подготовила: учитель - логопед Казеева JI.H.

Зубова Поляна - 2015 г.

 

"Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадок­сальным и лишь с трудом проникало в сознание педагогов"

Н.А. Бернштейн

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движения пальцев, например, известная всем „Сорока - Ворона...“.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время доказали учёные АПН РФ, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые движения рук и последовательность движений.

     6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать       руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на 3 группы

I       группа. Упражнения для кистей рук.

-                   развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

-                   учат напрягать и расслаблять мышцы;

-                   развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-                   учат переключаться с одного движения на другое.

II    группа. Упражнения для пальцев условно статические.

-                   совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

IIIгруппа. Упражнения для пальцев динамические.

-                   развивают точную координацию движений;

-                   учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-                   учат большой палец противопоставлять остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с 3-х месячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2 - 3 минуты кистей рук и пальцев:

1)   поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;

2)   разминать и растить каждый палец вдоль, затем - поперёк;

3)   растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнения III и II групп ребёнка надо учить:

-                    катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

-                    рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

-                    перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После усвоения упражнений I группы, можно приступить к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок должен выполнять сам.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при систематических упражнениях.

Надо заниматься ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика:

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следить, чтобы ребёнок правильно выполнял и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости надо помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: „Коза“ -,,Улитка“. Ребёнок переключается с позиции „коза“ на позицию „улитка44 (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт -„раз - два“т

Или: „Вилка“ -„Кольцо" -,,3аяц“ . Можно предлагать любую последовательность упражнений.

Таким образом, пальчиковая гимнастика помогает детям научиться правильно говорить.

ФОНАРИКИ

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раз­двинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

 Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли! (пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражне­ние можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения рит­мично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

Руками имитируем соответствующие действия: 

— Мы капусту рубим! (2 р.)

— Мы капусту режем! (2 р.)

— Мы капусту солим! (2 р.)

Мы капусту жмём! (2 р.)

Мы морковку трём! (2 р.)

прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх- вниз.

—    энергичные движения прямыми ладо­нями вперёд—назад.

—    пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

—    энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то по­очерёдно.

—    пальцы одной руки сжаты в кулак и со­вершают ритмичные движения вверх- вниз по ладони другой руки. Затем меня­ем руки.

 МОЕМ РУКИ

  1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

У                                                                                               I

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

  1. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать вкулачок, затем с силой вы­прямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги — вправо, брызги — влево! Мокрым стало наше тело!

  1. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное выти­рание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро.

 

МЕСИМ ТЕСТО

Руками имитируем процесс вымешивания теста. 

—Тесто мнём, мнём, мнём! —

—Тесто жмём, жмём, жмём!

—Пироги мы испечём! — очень энергично сжимаем и разжима­ем руки в кулачки (одновременно и поочерёдно).

руками совершаем движения, как будто лепим снежки.

ПЕЧЁМ БЛИНЫ

Вариант 1.

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ла­донью.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной.

Вариант 2.

а) левая рука касается стола ладонью, правая рука — тыльной стороной;

б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, пра­вая рука касается стола ладонью.

Упражнение можно выполнять на счёт «раз—два» или сопровождая движе­ния стихами (см. вариант 1).

 

ФЛАЖКИ

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони, со­провождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опу­скать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

Я в руках флажки держу И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз—два».

«Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. .

«Два»: левая рука — опущена вниз, правая рука — поднята вверх.

ШАРИК

Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкаса­ются кончиками.

«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, ког­да руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик — не беда,

Новый шар надую я.

ЁЖИК

Исходное положение. Поставить ладони под углом друг к другу. Располо­жить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Маленький колючий ёж.                                                      ^

До чего же он хорош!

 

САРАЙ

Пальцы рук соединить под углом — «кры­ша». Большие пальцы спрятать под «кры­шу» и прижать к ладоням.

Этот домик называется сарай, Кто живёт в сарае?

Ну-ка угадай!

ДОМ

  1. Пальцы рук соединить под углом, боль­шие пальцы положить один на другой. Ука­зательный палец одной руки выпрямить — это «труба».

Посмотри на дом с трубой.

В нём мы будем жить с тобой.

  1. Руки поднять над головой, пальцы со единить под углом.

Вот стоит огромный дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

ТРУБА

Исходное положение. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри.

Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, — полу­чается длинная «труба».

Дом стоит с большой трубой.

В нём мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше И дымит, как будто дышит.

 

КОШКА

Вариант 1.

Исходное положение. Большой палец и ми­зинец подняты вверх. Остальные пальцы при­жаты к ладони.

Маленькая кошка Села у окошка. Хвостиком играет, Мышку поджидает.

Вариант 2. Кошка показывает коготки.

Исходное положение. Ладонь поставить вер­тикально вверх. Пальцы выпрямить и разве­сти в стороны.

Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

МЫШКА

Исходное положение. Мизинец и указатель­ный палец согнуты — это «ушки». Средний, бе­зымянный и большой пальцы сомкнуты и выг тянуты.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после — двумя руками од­новременно.

Перед тем как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадётся по дорожке.

 

ТРИ БОГАТЫРЯ

Указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5—10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем — дву­мя руками одновременно.

На поляне у ручья Три стоят богатыря.

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Вариант 1.

Исходное положение. Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения — встряхнуть кисти рук.

Пальцы очень крепко дружат,                

Мне помощниками служат.                       I

л

Вариант 2.

Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое на­звание имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

Исходное положение. Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны — пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу — «помири­лись». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами:

Поссорились — помирились!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: