Конспект отрытого занятия "Свойства воздуха"
Конспект по познавательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Свойства воздуха»
Воспитатель: Калинина А.С.
Цель: расширение представлений детей о свойствах воздуха через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
- продолжать расширять знания детей о некоторых свойствах воздуха, повышать познавательную активность детей;
- познакомить со свойствами воздуха через опытно - экспериментальную деятельность;
- развивать речь, логическое мышление дошкольников, наблюдательность, умение делать выводы;
- воспитывать интерес к окружающему миру и экспериментированию.
Словарь: воздух, сядьте, встаньте, возьми, я взял(а), нет запаха, невидимый, лимон, лук, "Воздух нельзя увидеть", "Воздух можно почувствовать", "Воздух внутри нас", "У воздуха нет запаха".
Оборудование: стаканы с водой, трубочки, пакеты, блюдца, лимон, огурец, лук, нагнлядно - дидактический материал.
Ход занятия:
I. Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Привет! А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Встанем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте, друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день
Стук в дверь
В группу входит Маша
Маша: Так-так-так, а чем это вы тут занимаетесь? Очень интересно.
Воспитатель: Маша, мы только успели поздороваться и ещё не решили, что сегодня будем делать.
Маша: Ребята, а я очень хочу найти воздух. Но я слышала, что он невидим. Поможете мне?
Дети: Да.
Воспитатель: Маша, мы поможем тебе найти воздух. Ты пойдешь с нами в нашу волшебную лабораторию.
Маша: да!
Воспитатель: Но только, чтобы туда попасть мы должны сначала произнести волшебные слова:
Вокруг себя мы обернемся
Раз, два, три
Немножко ножками пройдем
Раз, два, три
И в волшебную лабораторию придем.
Звучит музыка превращения
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
II. Подготовительный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о воздухе, смотреть мультфильм, делать опыты. Давайте скажем вместе. Ребята вы знаете, что такое воздух? (ответы детей). Давайте сейчас посмотрим мультфильм и узнаем.
Воспитатель: Что мы делали? Мы посмотрели мультфильм, это и есть воздух. Давайте скажем вместе - воздух. А сейчас с вами оденем халаты и будем делать опыты, Маша ты тоже одень халат. (Дети одевают халаты и садятся на стулья)
III. Операционный этап.
1- эксперимент "Воздух невидим?"
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух? (Ответы детей: нет)
Воспитатель: Потому - что воздух нельзя увидеть. Его можно поймать. Сейчас мы с вами его будем ловить.
2- эксперимент "Как поймать воздух?"
Воспитатель: Возьмите пакеты. Что там? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ничего. А теперь давайте попробуем поймать воздух. Маша нам поможет. Встаньте. Что ты сделал Тимур? (Ответ детей: Я встал) . (Ловят воздух)
Воспитатель: А теперь что в пакете? (Ответы детей)
Воспитатель: Тут воздух. Скажем вместе. Что видно в пакете? (ответы детей) Значит воздух нельзя увидеть. Давайте скажем вместе - воздух нельзя увидеть.
Воспитатель: Как вы думаете, его можно почувствовать? (Ответы детей, воспитатель протыкает пакеты) Чувствуете? (Ответы детей) Это воздух!
Воспитатель: Мы с вами можем сделать вывод.
Вывод: Воздух можно почувствовать. Давайте вместе скажем.
Выставляется карточка-знак на мольберт
Воспитатель: Маша, ну что, нашли мы воздух?
Маша: Да.
Воспитатель: А ты знала, воздух есть внутри нас?
Маша: Нет.
3- эксперимент "Есть ли воздух внутри нас?"
Воспитатель: Вот мы сейчас это проверим. Маша поможешь нам?
Маша: Да.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и опустите в него трубочку. Подуйте.
Мы видим пузырьки - это воздух. Давайте вместе скажем - это воздух.
Вывод: Воздух внутри нас. Давайте вместе скажем. (Карточка на мольберт)
Маша: Ой, что- то я устала. Давайте немного отдохнем
Воспитатель: Встаньте.
Физминутка
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! Руки накрест - к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики».
Воспитатель: Отдохнули! (Ответы детей с Машей: Да.). Продолжим.
4 - эксперимент "Узнай по запаху"
Воспитатель: Ребята сейчас я вам предлагаю узнать, чем пахнет воздух. Иди к доске Аня, я тебе завяжу глаза , ты будешь нюхать. Покажи, чем пахнет. (подходит к доске, воспитатель дает им понюхать лук, лимон, огурец, пустую чашку). Покажи на картинке, что ты почувствовал. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Можно сделать Вывод.
Вывод: У воздуха нет запаха. Давайте вместе скажем. (Карточка на мольберт)
- IV. Итоговый этап.
Воспитатель: Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали и нам пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание:
Вокруг себя мы обернемся -
Раз, два, три.
Немножко ножками пройдемся -
Раз, два, три.
И в детский сад,
Опять вернемся!
Воспитатель: Ребята давайте вспомним что мы сегодня делали? (говорили, смотрели мультфильм, делали опыты) Что нового узнали о воздухе?
Дети: Воздух нельзя увидеть. Воздух можно почувствовать. Воздух внутри нас. У воздуха нет запаха. (проговаривать вместе)
Маша: Вот спасибо, вам ребята. Вот теперь я поняла, что воздух - он везде: он даже внутри нас, внутри предметов и он необходим всем. Я хочу подарить вам воздушные шарики, которые вы сами наполните воздухом, потому - что он внутри нас.
Дарит шарики детям, пока и уходит.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня говорили, делали опыты. Скажем, до свидания нашим гостям!