Картотека сезонных опытов
ДЕКАБРЬ
ОПЫТ № 1
”Выращивание грибка под названием “хлебная плесень”
Цель. Вырастить грибок под названием “хлебная плесень”
Материалы. Пипетка, ломтик хлеба, пластиковый пакет.
Ход. Положите хлеб в пластиковый пакет. Капните в пакет 10 капель воды. Закройте пакет. Положите пакет в темное теплое место на 3-5 дней. Рассмотрите хлеб через пластик. Рассмотрев хлеб, выбросьте его вместе с пакетом.
Итоги. На хлебе растет что-то черное похожее на волосы.
Почему? Плесень-вид грибка. Очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния по воздуху. На куске хлеба уже были споры, когда мы положили его в пакет. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет и хорошие и плохие стороны. Некоторые виды плесени портят вкус и запах пищи, но благодаря ей же некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растет на хлебе и апельсинах, используется для изготовления лекарства, которое называется “пенициллин”.
ДЕКАБРЬ
ОПЫТ № 2
«Как кошка языком чистит себе шерстку”
Цель.
Выяснить, как кошка чистит себе шерстку.
Материалы. Ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш.
Ход. Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку. Потрите пилку о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон.
Итоги. Пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона.
Почему? Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски.
ДЕКАБРЬ
ОПЫТ № 3
”Вода защищает растения от низких температур”
Цель. Показать, как вода влияет на растения в зависимости от температуры.
Материалы. Два термометра, алюминиевая фольга, бумажные салфетки два блюдца, холодильник
Итоги. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру.
Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Как видно из показаний термометров, выделяемое тепло нагревает окружающее пространство. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой. Однако этот метод не пригоден, когда заморозки продолжаются довольно долго или когда температура опускается ниже точки замерзания воды.
ЯНВАРЬ
ОПЫТ № 1
«Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды»
Цель.
Показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.
Материалы. Зеркальце.
Ход. Подышите на зеркальце.
Итоги. Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги.
Почему? Воздух, вдыхаемый человеком, так же как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается у верблюда в носу, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходится без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
ЯНВАРЬ
ОПЫТ № 2
”Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки”
Цель.
Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.
Материалы. Стеклянная бутылочка, лист плюща на стебельке, пластилин, карандаш, соломинка, зеркало.
Ход. Налейте в бутылочку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см. Возьмите кусок пластилина и обмажьте им стебель ближе к листу. Вставьте обмазанный пластилином стебель в горлышко бутылки, погрузив его кончик в воду и замажьте горлышко пластилином как пробкой. Карандашом проделайте в пластилине отверстие для соломинки. Вставьте в отверстие соломинку так, чтобы ее конец не доставал до воды. Закрепите соломинку в отверстии пластилином. Возьмите бутылку в руки и встаньте перед зеркалом, что бы видеть в нем ее отражение. Через соломинку высасывайте воздух из бутылки. Если вы хорошо замазали горлышко пластилином, это будет нелегко.
Итоги. Из погруженного в воду стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Почему? В листе есть отверстия, называемые устьицами, от которых к стеблю идут микроскопические трубочки-ксилемы. Когда вы высасываете воздух из бутылочки через соломинку, то он проникает в лист через эти отверстия-устьица и по ксилемам поступает в бутылочку. Так лист и стебель выполняют роль соломинки. В растениях устьица и ксилемы служат для движения воды.
ЯНВАРЬ
ОПЫТ № 3
”Иней”
Цель.
Показать детям образование инея.
Материалы. Таз с горячей водой, ветка.
Ход. Вынести на мороз очень горячую воду и подержать над ней ветку.
Итоги. Ветка покрылась снегом, а снег не идет. Века все больше и больше снегу.
Почему? Ветка покрылась инеем. Загадать детям загадку:
-Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(ИНЕЙ)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешен.
(ИНЕЙ)
ФЕВРАЛЬ
ОПЫТ № 1
“Замерзшая вода двигает камни”
Цель.
Узнать, как замерзшая вода двигает камни.
Материалы. Вода, пластилин, соломинка, морозильник.
Ход. Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком, отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в холодильник.
Итоги. Одна из пластилиновых пробок выскочила, и из соломинки виден лед.
Почему? В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает менее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образовываться выбоины.
ФЕВРАЛЬ
ОПЫТ № 2
“Растение может обеспечить себя питанием”
Цель. Показать, как растение может обеспечить себя питанием.
Материалы. Большая (литра на 4) широкогорлая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке.
Ход. Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца.
Итоги. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти.
Почему? Капельки воды - это испарившаяся из почвы и самого растения влага. Растения используют содержащийся в своих клетках сахар и кислород из воздуха для выработки углекислого газа, воды, энергии. Это называется реакцией дыхания. Растения используют углекислый газ, воду, хлорофилл и энергию света, чтобы вырабатывать сахар, кислород, и энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Продукты реакции дыхания поддерживают реакцию фотосинтеза, и наоборот. Так растения сами производят себе питание. Однако после того как питательные вещества в почве заканчиваются, растение погибает.
ФЕВРАЛЬ
ОПЫТ № 3
“Влияние температуры на рост бактерий”
Цель.
Продемонстрировать эффект, который оказывает температура на рост бактерий.
Материалы. Молоко, мерная чашка (250 мл), две банки по 0,5л, холодильник.
Ход. Налейте в каждую банку по чашке молока. Закройте банки. Поставьте одну банку в холодильник, а вторую в теплое место. В течение недели ежедневно проверяйте обе банки.
Итоги. Теплое молоко кисло пахнет и содержит плотные белые комки. Холодное молоко выглядит по-прежнему и пахнет вполне съедобно.
Почему? Тепло способствует развитию бактерий, которые портят пищу. Холод замедляет рост бактерий, но рано или поздно находящееся в холодильнике молоко испортится. Когда холодно, бактерии все рано растут, хотя и медленнее.
МАРТ
ОПЫТ № 1
«Как маскируются животные»
Цель.
Выяснить, как маскируются животные.
Материалы. Светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Ход. Желтым мелом нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком.
Итоги. Желтая птичка исчезла.
Почему? Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один веет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников. Глаза хищников не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы и травы.
МАРТ
ОПЫТ № 2
“Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности”
Цель.
Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.
Материалы. Зеркало.
Ход. Минуты две посидите при ярком свете. Один глаз держите открытым, другой закрытым. Рассмотрите в зеркале зрачок открытого глаза. Откройте глаз, который держали закрытым, рассмотрите его. Заметьте, есть ли разница в размере зрачка сразу после того, как вы раскрыли глаз, некоторое время спустя.
Итоги. Зрачок глаза, который оставался открытым, меньше закрытого. Когда вы открыли глаз, зрачок за несколько секунд уменьшился в размере.
Почему? В темноте мускулы в передней части глаза расслабляются и зрачок-отверстие, через которое в глаз поступает свет, - становится больше. При ярком свете зрачок уменьшается, уменьшается количество света, поступающего в глаз. При этом глаз не только избавляется от излишков света, но и изображение на сетчатой оболочке становится четче. Таким образом, при ярком свете мы видим лучше.
МАРТ
ОПЫТ № 3
”Влияние силы тяжести на рост растений”
Цель. Выяснить, как сила тяжести влияет на рост растений.
Материалы. Домашнее растение, несколько книг.
Ход. Положите горшок с цветком набок на книги. В течение недели наблюдайте за положением листьев и стеблей.
Итоги. Стебли и листья поворачиваются кверху
Почему? В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует растений. Благодоря силе тяжести, ауксин конвертируется в нижней части стебля. Эта часть, где накапливается ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх.
АПРЕЛЬ
ОПЫТ № 1
“Как змея меняет кожу”
Цель.
Продемонстрировать, как змея меняет кожу.
Материалы. Перчатка – предпочтительно кожаная или резиновая.
Ход. Наденьте на руку перчатку. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной стороны, то с другой. Усилием пальцев руки, на которую одета перчатка, придерживайте ее так, чтобы снимаемая перчатка начала выворачиваться на изнанку.
Итоги. Перчатка оказалась снятой с руки и вывернутой на изнанку.
Почему? Это напоминает то, как змея снимает кожу. Змее приходится сначала порвать кожу на голове возле пасти, для этого она трется головой обо что-нибудь твердое. Порвав кожу, змея находит камень или палку, цепляет за них край старой кожи и выползает из нее, оставив за собой вывернутую наизнанку старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесной и протирается. По мере роста на ней вырастает новая кожа, а старую оно сбрасывает. Молодые змеи чаще меняют кожу.
АПРЕЛЬ
ОПЫТ № 2
“Влияние состава почвы на рост растений”
Цель.
Определить, как состав почвы влияет на рост растений.
Материалы. Три ведерка, песок, глина, чернозем, семена фасоли.
Ход. Набрать для опыта в ведерки: песок, глину, почву (чернозем). Рассмотреть семена фасоли. Затем посадить фасоль в три горшка - в песок, в глину, чернозем. Сравнить прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускает воду хуже, чум песок, но, в конце концов, тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшочках.
Итоги. Ростки фасоли в трех горшочках растут по-разному.
Почему? В черноземной почве растение выросло лучше, чем в песчаной или глинистой почве.
АПРЕЛЬ
ОПЫТ № 3
«Летающие семена»
Цель.
Продемонстрировать детям, что одни семена “летают”, другие нет.
Материалы. Семена клена, семена фасоли.
Ход. Дать детям по одному летающему и одному нелетающему семени (фасолинку и семечка клена). Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена.
Итоги. Чем с большей высоты отпускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Семена клена можно немного “подкрутить”, тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее.
Почему? Семен клена более легкие, чем семена фасоли.
АПРЕЛЬ
ОПЫТ № 4
«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Цель.
Узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.
Материалы. Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.
Ход. ВНИМАНИЕ!!! Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям.
Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало.
Итоги. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.
Почему? Вода от поверхностного слоя до зеркала выполняет роль призмы. Призма-это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета-спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
МАЙ
ОПЫТ № 1
«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине
до ста метров”
Цель.
Выяснить, почему зленные растения, растущие в океане, не живут глубже сто метров.
Материалы. Два маленьких, одинаковых растения в горшочках.
Ход. Поместите одно растение на солнце, а другое – в темный шкаф. Оставьте на неделю. Сравните их цвет.
Итоги. Растение, находившееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло.
Почему? Для того чтобы в растении произошла реакция фотосинтеза, нужен солнечный свет. Хлорофилл-зеленый пигмент, необходимый для фотосинтеза. Когда не солнца запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из-за этого растение бледнеет и умирает. Зеленые водоросли растут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше солнца, тем они зеленее. На глубину ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зеленые водоросли не растут.
МАЙ
ОПЫТ № 2
“Гром и молния”
Цель. Познакомить детей с таким явлением, как молния.
Материалы. Два надутых продолговатых воздушных шарика, шерстяная тряпочка.
Ход. Загадать детям загадку:
Раскаленная стрела
Дуб свала у села.
(Молния).
Меня ни кто не видит,
А всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит.
(Гром и молния).
Предложить ребятам познакомится с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт производить в темной комнате. Взять два надутых продолговатых воздушных шарика. Натереть их чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближать один шарик к другому, оставляя не большой промежуток.
Итоги. Между шариками проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится не сильное потрескивание, как гром.
Почему? Между шариками возникает электрический разряд.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"