Картотеки
Документы для скачивания
Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Играя с песком у ребенка, усиливается желание ребенка узнавать что- то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции( восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Игры с песком в младшей группе «Чувствительные ладошки» Горячее- холодное, мягкое- твердое, сухое- мокрое. Взрослый просит малыша притронуться к песку и спрашивает его, что он чувствует. Какой песок на ощупь: теплый, холодный, мокрый, сухой, мягкий, твердый и т. д. «Отпечатки наших рук» Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки. Игра «Секретик» Что спрятано в песке? Взрослый прячет в песке любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка — откопать «секретик», а потом сделать похожий тайник для взрослого. Игра «Рисунки на песке» С помощью палочки можно рисовать картинки( солнышко, домик, цветочек, тучку, рыбку и буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Игра «Разноцветные паровозики» Взрослый предлагает ребенку собрать паровоз из разноцветных пластиковых крышечек или камушков. Можно предложить собрать по цветам паровозик, а можно предложить собрать по счету из четырех, пяти, шести вагончиков и т. д. Игры с песком в средней группе Игра «Домики для мышки» Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, взрослый берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем его «мышка- норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр. Игра «Я пеку, пеку, пеку» Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия( булочки, пирожки, тортики) . Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол, взрослых. Игра «Заборчики» Ребенок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Также устроить гонки маленьких машинок. Игра «Волшебные отпечатки на песке» Взрослый и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д. Игра «Цирк на песке» Ребенок с помощью взрослого мастерит из песка арену на которой по очереди все участники прогулки на песке, показывают цирковые номера с помощью различных маленьких игрушек( игрушки из киндер- сюрприз, солдатики, игрушки из лего конструкторов и т. д. ) . Игры с песком в старшей группе Игра «Секретики» Взрослый прячет геометрическую фигуру, букву, цифру и предлагает « рассекретить» на ощупь что спрятано в песке. Игра проводится согласно возрасту и умениям, знаниям ребенка, можно усложнять, изучив новую букву или цифру, закреплять пройденное. Игра «Угадайка» В песке спрятаны буквы( количество варьируется) . Ребенок находит буквы и составляет слова на песке. Игра «Страна слов» На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается пальчиком или палочкой написать пропущенную букву. Игра «Сапер» Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками. Игра «Раскопки» Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т. п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во- первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во- вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии — учится понимать себя и других.