Мой край родной - Башкортостан
Документы для скачивания
ПРОЕКТ « МОЙ КРАЙ РОДНОЙ, БАШКОРТОСТАН» Направленность: формирование представлений детей о б особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа; Предпосылки: Знакомство дет ей с культурой родной республики Башкортостан. Проблема: Не сформирован познавательный интерес к национальной культуре башкирского народа. Вид проекта: Познавательно- творческий. Продолжительность: с 03. 02. 20 по 14. 02. 20 г Актуальность: Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. У детей развивается интерес к истории своей малой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о республике Башкортостан, я выявила, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством республики. Участники: дет и старшей группы, воспитатель группы, родители детей. По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями. Цель: Создать условия для ознакомления детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа; Задачи: Образовательные: 1. Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике. 2. Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края; 3. Продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий. Развивающие: 1. Развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы. 2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор. 3. Развивать двигательную активность. Воспитательные: 1. Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике. 2. Формировать чувства толерантности. Формы совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений, рекомендации для родителей. Ожидаемый результат: Дети знают: свою республику, город, символику республики, достопримечательности своего города, климатические условия, природу родного края. Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Играют в национальные игры. Материальная база: слайды, учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат, художественная литература, картины, иллюстрации, дидактические игры. Организация проекта. План график мероприятий в рамках реализации проекта « Мой край родной Башкортостан » I этап подготовительный( Приложение № 1) Цель. Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития познавательно- творческих способностей детей. Сроки Тема, цель Средства Способы 02 февраля Разработка плана реали зации проекта «Мой край родной Башкортостан », Разработка перспективного плана, конспекты. П одбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта Консультация для родителей: « Воспитание личности на основе традиции и культурного наследия башкирского народа» Обучающая литература, интернет Полезная информация Сбор информации Консультация для родителей Приложение №1 II этап основной( Приложение № 2) Цель. Формировать и расширять представления детей об особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа. Дата Тема Цель Средства Способы 04 февраля «Моя республика- Башкортостан » Сказка «Лиса –с ирота» Продолжать развивать интерес к родному краю. Ознакомление с башкирск ой сказкой П лакат с изображением герба и флага РБ; иллюстрации о республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики. Книга с иллюстрациями к сказке Беседа о родном крае Приложение №2 Чтение сказки Приложение №3 05февраля «Собери карту Башкортостана» Закреплять знания детей о карте Башкортостана, составлять карту по образцу и по памяти, развивать внимание, зрительную память, воспитывать интерес к родному краю Карточки Дидактическая игра Приложение №4 07 февраля «Как мы играем башкирскую народную игру « Медведь и пчелы» Создавать условия для создания сюжетных композици й Альбомный лист, образец, мягкая игрушка «Медведь», баночка с медом, цветные карандаши, восковые мелки. Рисование- наглядные, словесные, показ образца, художественное слово. Приложение №5 08 февраля «Медный пень» Повысить положительный настрой и пси хоэмоциональное здоровье. Музыка, стулья Подвижная игра Приложение №6 09 февраля «Моё село- Вознесенка » уточнить знания о родном селе; систематизировать знания детей о достопримечате льностях, об улицах своего села, людях разных национал ьностях, живущих в родном селе, природе родного края. Презентация о селе Вознесенка Просмотр фотографий про родное село, ч тение стихотворе ний о селе. 10 февраля «Дома на нашей улице » Создать условия передав ать в аппликации образ сельской улицы Лист бумаги формат А 4, прямоугольные листы разной величины для домов, полоски голубого и желтого цвета для окон, и различные прямоугольники для крыш и дверей, ножницы, кисти для клея, клей, салфетки для каждого ребенка. Аппликация Приложение №7 11 февраля «Рассматривание национальной башкирской одежды » «Укрась сапожок башкирским узором » познакомить детей с башкирским национальным костюмом, с названием деталей костюма; познакомить с праздником «сабантуй». Формировать у детей умение, используя знакомые и новые элементы башкирского орнамента, украшать башкирский сапожок- итек- ; закреплять знания композиционного построения узора, применять колорит, свойственный данному изделию башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись классической музыки; аудиозапись башкирской музыки Силуэты башкирских сапожков на каждого ребенка; краски гуашь; кисточки для декоративного рисования; пластмассовые баночки с водой; стаканчики для кисточек; салфетки; подкладки; магнитный мольберт; алгоритмы рисования нового элемента «птичья головка»; картинка с разной обувью; кукла Незнайка; магнитофон с записью башкирской мелодии. Беседа Приложение №8 Рисование Приложение №9 12 февраля «Природа родного края » Уточнить и расширить представления детей о родном крае, его природном богатстве Карта республики, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав. Познавательное развити е- беседа. Приложение № 10 13 февраля «Осенний ковер в нашем парке» У чить детей выбирать нужные листочки в соответствии с образцом или собственным замыслом, чередуя по форме( цвету или размеру) , равномерно располагать и наклеивать их на листе, выбранной формы. прямоугольный лист бумаги зеленого, коричневого, оранжевого или желтого цвета, ватман, клей, кисточка Коллективная работа- аппликация III этап заключительный( Приложение № 3) Обобщить и систематизировать знания дошкольников о бытии, культуре, природе родного края. Дата Тема Цель Средства Способы 14 февраля Изготовление коллажа о родном крае Закрепить знания о республике Башкортостан Ватман, иллюстрации о родном крае, клей. Коллективная работа Приложение № 11 Итогом проекта стало изготовление коллажа о родном крае. Анализ проекта: В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по речевому, познавательному, художественно- эстетическому, социально- коммуникативному развитиям. По итогам рефлексии многими детьми был материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смогли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах. Список использованной литературы: 1. Агишева Р. Л. , Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2017. 2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство « Ювента ». – 2017. 3. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». / / Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 79. 4. Жирякова И. В. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику/ / Управление ДОУ. 2017. №4. С. - 77. 5. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. / / Управление ДОУ. 2017. №4. С. - 85. 6. Мой родной дом: Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Под общ. р ед. Т. И. Оверчук. М. , 2017. 7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана»/ Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001. 8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2017 Приложение №2 Муниципальное дошкольное образовате льное учреждение детский сад № 26 с. Вознесенки му ниципального района Дуванский район Республики Башкортостана Конспект ООД Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие» Раздел: «Нравственное воспитание » Тема: «Моя республика- Башкортостан » Возрастная группа: Старшая. 2019 год Тема: «Моя республика Башкортостан! ». Цель: Продолжать развивать интерес к родному краю. Задачи. Образовательные: - расширять представления детей о родной стране, республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики, гербе и флаге Башкортостана. Развивающие: - развивать познавательные интересы, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае; развивать любовь к нашей многонациональной Родине. Воспитательные: - Воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к Родине. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: Знакомство с флагом Республики Башкортостан, чтение сказок, рассказы, беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций, слушание песен о Башкортостане. Активизация словаря: карта, герб, Республика Башкортостан, изобилие, войлок, кумыс. Воспитатель: демонстрирует плакат с изображением герба. Ход ООД Ребята у меня в руках плакат с изображением герба нашей республики. В центре герба на фоне восходящего солнца изображен наш герой Салават Юлаев на коне, по краю герба башкирский узор «рога барана», внизу- флаг Башкортостана, - Что это? ( Это флаг Башкортостана) . - Что означает синий, белый, зеленый цвет? ( синий- чистое небо, белый- чистота нашей души, зеленый- вера в жизнь, изобилие. Круг- вечность движения. Цветок курая- это семь родов башкирского народа. Воспитатель зачитывает отрывок из сказки: Трава покачивалась на ветру и издавала приятный звук. Егет сорвал сухую траву и сделал из нее длинную дудку( курай. Подул в нее и вновь услышал приятные звуки. Ребята, как называется этот инструмент? Из какой сказки этот отрывок? ( Курай, «сказка о курае ») . Послушайте стихи окурае: Там, где родились мы, И тростник поет. Спросите, что это, Каждый назовет! Мелодичный мой курай, Пр ославляй любимый край! ( М. Хасимова) я кураю очень рад- Хорошо играет брат, Под курай плясать и петь Развлеченье для ребят. ( М. Гали) А сейчас мы отправимся в гости в башкирский дом. Башкиры издавна были скотоводами, они держали большие стада коров, лошадей, овец. А для того, чтобы всегда была свежая трава, им приходилось кочевать. Как называется кочующий народ? ( Кочевниками. ) А для этого нужен был легкий дом. Как он называется? ( Юрта) Из чего делали юрту? ( Из войлока и жердей) . Как делали юрту? ( Наверху оставляли отверствие для дымохода, пол был земляной. На землю стелили толстую кошму. ' А теперь мы поиграем в башкирскую игру «Юрта». Но главное богатство- это наши люди. Пусть всегда будет мир и дружба в этом удивительном краю. Здесь хватит места для всех народов. Давайте все вместе перечислим какие народы живут в Башкортостане? ( Башкиры, татары, русские, марийцы, чуваши и др. ) А сейчас послушайте сказку «Ленивая пчела» М. Карим. Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки? ( сказка учит людей быть добрыми, справедливыми и трудолюбивыми «Делай работу с душой, тогда никто тебе вредничать не будет») А теперь представьте себе, что я корреспондент, и я хочу у вас взять интервью и буду вам задавать вопросы, а вы должны будете кратко и четко на них отвечать. - Как называется наша республика? ( Республика Башкортостан. ) - Назовите столицу( главный город) Башкортостана. ( У фа. ) - Какие вы знаете города Башкортостана? ( У фа, Октябрьский, Стерлитамак. Салават и др. ) - Назовите деревни в которые вы ездите в гости. - Как называется самая большая река в Башкортостане? ( Белая- Агидель) . - Чем богата наша республика? ( Добывают нефть- черное золото, выращивают хлеб, много полей, лесов, много фабрик и заводов. Делают кумыс. Славится Башкирия своим медом. ) Есть, возможно, уголок красивей, Есть богаче, шире есть края, Только мне, из всей моей России, Милей всего Башкирия моя! Приложение №3 Муниципальное дошкольное образовате льное учреждение детский сад №26 с. Вознесенки му ниципального района Дуванский район Республики Башкортостана Конспект ООД Образовательная область: «Развитие речи » Раздел: «Приобщение к художественной литературе » Тема: «Лиса- сирота » Возрастная группа: Старшая. 2020 год Цель: знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа. Задачи: Образовательные: Формировать образн о- выразительные умения. Учить передавать чувства посредством ласковых слов. Пополнить словарь детей. Развивающие: Развивать речь, закреплять навыки правильной речи, усвоение элементов речевого общения( жестов, мимики, интонации) . Воспитательные: Воспитывать любовь к башкирским сказкам, бережно относиться к книгам. Предварительная работа: знакомство с башкирскими сказками, потешками, стихами. Чтение сказки « Хитрая лиса» Словарь: сорока, сорочата, гора – тау, добра я- Изгелектэ, тульке- лиса, талган. Оборудование: подушк и- думки, шапочки- маски сорочат на каждого ребенка, шапочки и костюмы Сороки и Лисы или куклы театра башкирских сказок, башкирские народные костюмы, зонт с прикрепленными к нему ленточками, изображения сороки, игрушечный кот, национальное блюдо чак- чак. ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети заходят в группу парами и встают на коврике. ( включается негромкая музыка, входит волшебница в башкирском костюме) - Вот мы снова с вами вместе. Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам друг друга, улыбнитесь и настроение станет хорошим. - Сегодня я буду на занятии сказочницей. Давайте познакомимся. Меня зовут Изгелектэ или добрая. А тебя как зовут? ( спрашиваю каждого ребенка) - А как зовут вашу воспитательницу? - А как зовут маму? Чем вы любите заниматься в детском саду? - Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной? Тогда закройте глазки( достаю и раскрываю зонт с лентами) . - Откройте глаза и посмотрите. Мой волшебный зонт превратился в карусель. Приглашаю покататься на ней. Подвижная игра « Карусель» ( дети берутся за ленточки и двигаются под музыку по кругу. По окончании музыки убрать зонт) . - Молодцы, хорошо покатались на карусели. А какие вы любите сказки? Я расскажу вам башкирскую сказку, а вы мне поможете? ( показываю изображение сороки) - Посмотрите внимательно и вспомните, как называется эта птица? Правильно, сорока. А ее дети- птенцы называются сорочата. Запомнили? Повторите. - Ульяна, повтори. Молодец. ( с просить у 3- 4 ребят) . - Запомните, как называют птенцов сороки – сорочата. А теперь я вам расскажу сказку. Она про сороку и сорочат. Сейчас я превращу вас в сорочат. Влев о- вправо повернитесь и немного покружитесь, А потом остановитесь! В сорочат вы превратитесь! ( всем надеть маски сорочат) - Сказка начинается. Средь степей росла роща одиноко. Там гнездо свое свила пестрая сорока. Сорочата, помогите построить мне гнездо ( дети складывают подушки в виде круга и усаживаются на них) . В недоступном ветерку, в недоступном холодку потаенном месте Угнездилась на суку Сорока с птенчиками вместе. Давайте поиграем с вами пальчиками. Пальчиковая игра «Пшеница»( талхан) Мы пшеницу мелем- мелем, мы ячмень трем- трем, Мук у( талхан) сыплем- сыплем, жернова крутим- крутим. Кашу( талхан) д елаем- делаем, молока добавим, все размешаем И в щекотку поиграем: ра з- щекотка, два- щекотка, три- щекотка! - Молодцы! Слушайте сказку дальше. Только солнышко встает, матер и- забота: Зернышки птенцам несе т- детям есть охота! Сорочата, покажите, как вы учитесь летать и зернышки клевать! Поиграем с вами в подвижную игру « Кот и птички». Подвижная игра «Кот и птички»: Прилетели птички, птичк и- невелички. Крылышками машут, песенки поют: «Тра- та- та». ( бегают и машут руками, как крыльями) Ой, как много птичек тут! Птички зернышки клюют ( стучат пальчиками по полу) Тише, птички, белый кот( бисяй) , он вас всех подстережет! ( беру игрушечного кота) Птички в домиках сидят и на улицу глядят ( сидят на корточках, руки над головой) Белый ко т( бисяй) гулять пошел, только птичек не нашел! Только котик засыпает, птички снова вылетают ( бегают, машут руками, как крыльями) . - Молодцы, сорочата! Возвращайтесь в свое гнездо! ( дети садятся на подушки) Слушайте сказку дальше. Уж стемнело, и сорока спать вас уложить должна. По высоким звездам счет ночка темная ведет. - Ложитесь все на подушки, слушайте меня и выполняйте всё. Релаксационная гимнастика. ( Дети ложатся на подушки, звучит спокойная музыка) . - Ваши ножки устали, они прыгали, скакали. Ваши ручки устали: они хлопали, играли. Реснички опускаютс я- глазки закрываются. Глазки засыпают, дети отдыхают… Глазки открываются – птички просыпаются! - Вставайте и потянитесь. Руки вверх мы поднимаем, воздух носиком вдыхаем. Руки вниз мы опускаем, через ротик выдыхаем ( садятся на подушки) - А дальше вот что было. А в лесу Лиса жила: неприветлива, груба. ( появляется взрослый в башкирском костюме и шапочке Лисы или кукла) Начинает речь она, говорит с сорокой, пестрой белобокой. Лиса: По горам – тау хожу, По лесам – урман весь день брожу, всех зверей я знаю. Я – лисица- тульке злая! Не отдашь добром детей – по- худому их возьму. Прыгну и среди ветвей окажусь в твоем дому! - Сорочата, почему Лиса такая злая? Может, её кто- то обидел? Или она чем- то расстроена? Давайте её спросим. Лисичка, почему ты такая злая? Лиса: Я злая, потому что меня никто не любит. - Сорочата, давайте погреем наши ладошки у сердца и подарим тепло сердец Лисе. ( прикладывают ладони к груди, затем прикасаются к груди Лисы) Лиса: Ой, к ак мне хорошо! Сорочата, вы мне согрели сердце. Спасибо вам. Я теперь добрая стала, потому что вы меня полюбили. И я хочу с вами поиграть. Гимнастика для глаз. Са- са- са, вот идет Лиса( поводят глазами налев о- направо) . Су- су- су, видим мы лису( глазами вверх- вниз) . Сы- сы- сы, хвост пушистый у лисы( моргают) Са- са- са, лисонька – краса( широко раскрывают глаза) За- за- за, закрываем мы глза( закрывают глаза) Глазки открываются, дети улыбаются. Лиса: Вот и познакомилась я с вами. Вы хорошо играли, но теперь пора вам возвращаться в детский сад. До свидания! - Закройте глазки. 1, 2, 3 – откройте глаз а- вот и снова мы в детском саду. - А вам понравилась сказка? - В кого вы превращались? - А кто это – сорочата, чьи они детки? - Кого встретили в лесу? Какая была сначала лиса? - А какой она стала? - Вы веселые и добрые дети и Лисе помогли стать доброй. Теперь мне пора к своим сказкам. На прощанье я хочу вас угостить башкирским национальным блюдом ча к- чак. Приложение №4 Дидактическая игра «Собери карту Башкортостана» Цель. Закреплять знания детей о карте Башкортостана, составлять карту по образцу и по памяти, развивать внимание, зрительную память, воспитывать интерес к родному краю. Оборудование: для каждого ребенка карта Башкортостана с выделенными цветом районами, контуры 54 районов. Игровая задача. Игра проводится по типу « пазлы ». Отдельные цветные контуры районов накладываются на готовый образе ц- карту Башкортостана. Названия районов называются сначала воспитателем, затем детьми, отыскиваются и размещаются на нужное место на карте. Приложение №5 Муниципальное дошкольное образовате льное учреждение детский сад №26 с. В ознесенки му ниципального района Дуванский район Республики Башкортостана Конспект ООД Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие » Раздел: «Рисование » Тема: «Как мы играем башкирскую народную игру «Медведь и пчелы» » Возрастная группа: Старшая. 2020 год Цель: Создавать условия для создания сюжетных композици й. Задачи: Образовательные: формировать умение создавать сюжетные композиции, определённые содержанием игры. Учить детей пользоваться схемами в рисовании. Упражнять в разнообразных приёмах рисования, в использовании различных материалов( карандаши, фломастеры, цветные мелки) . Развивающие: Развивать: наглядно образное мышление; наглядно- действенное мышление в процессе создания образов. Воспитательные: Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами. Средства: мягкая игрушка «Медведь», баночка с медом, цветные карандаши, восковые мелки, а льбомные листы. Способы: наглядные, с ловесные, показ образца, художественное слово. Мотивация: подвижная игра «Медведь и пчелы» Рефлексия: подведение итогов занятия. Чтение стихотаорения М. Пляцковского «Пчелы гонятся за Мишкой» Воспитатель подзывает детей к себе и сообщает: - Сегодня в детский сад пришли не все дети. Как вы думаете, где они и что с ними? ( Болеют, сидят дома, лечатся) - Действительно, сейчас уже поздняя осень, часто идут дожди, поэтому люди болеют. А чем можно лечиться от простуды? ( лекарствами, малиновым вареньем, травами и мёдом) - А вы любите мёд? Какой он? ( мёд сладкий, вкусный, полезный, жёлтого цвета, прозрачный, тягучий, ароматный, цветочный) Примечание: можно принести маленькую баночку мёда, что бы исследовать его признаки. Угощайте детей мёдом с большой осторожностью, обязательно спросите всех родителей, чтобы выяснить: нет ли у кого- нибудь аллергии. - Откуда берётся мёд? ( Его собирают пчёлы) - А вы играете в игру «Медведь и пчёлы? Как пчёлы прогоняют медведя от ульев? ( жужжат, жалят) Подвижная игра «Медведь и пчёлы» Один ребёнок исполняет роль медведя, а остальные дети — пчёлы. Полетели пчёлки ( пчёлки летают) Собирать с цветочков мёд ( кружатся) . Мишка, Мишенька идёт ( медведь направляется к ним) , Мёд у пчёлок унесёт. Пчёлки, домой! ( дети садятся за столы) Этот улей домик наш. Уходи, медведь, от нас ( пчёлки жужжат на медведя и машут крыльями) : «Ж- ж- ж- ж! »- Прогнали медведя пчёлки от своего улья! ( Воспитатель предлагает ребёнку, исполняющему роль медведя тоже сесть на место. ) Как называют медведя? ( бурый Мишка, сластёна, косолапый, неуклюжий. ) На самом деле медведь очень быстро бегает, лазает по деревьям и даже плавает, поэтому, если его встретишь в лесу, от него невозможно убежать. Рассматриваем с детьми схемы изображения пчелы и медведей в разных позах: Приложение №: 6 МЕДНЫЙ ПЕНЬ» Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети- хозяева становятся за стульями. Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: «– Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить? » Хозяин отвечает: «– Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой» После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три- беги! »- разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем. Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином. Приложение №7 Муниципальное дошкольное образовате льное учреждение детский сад № 26 с. Вознесенка му ниципального района Дуванский район Республики Башкортостана Конспект ООД Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие» Раздел: «Аппликация» Тема: «Дома на нашей улице» Возрастная группа: Старшая. 2020 год Тема: « Дома на нашей улице». Цель: Создать условия передавать в аппликации образ городской улицы. Задачи. Образовательные: формировать представления детей о родном городе; уточнять представления о величине окружающих предметов; Развивающие: упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользовать ся ножницами, кисточкой и клеем. Воспитательные: воспитывать навыки коллективной работы и радости от совместного творчества. Оборудование и матери алы: лист бумаги формат А 4, прямоугольные листы разной величины для домов, полоски голубого и желтого цвета для окон, и различные прямоугольники для крыш и дверей, ножницы, кисти для клея, клей, салфетки для каждого ребенка. Методы и приемы работы с детьми: показ, сюрпризный момент, игровая ситуация, объяснение, вопросы к детям. Ход ООД: 1«Дома на нашей улице». Ребята, вчера мы с вами смотрели слайды о нашем городе. Что вам понравилось? Красивый наш город? А как называется улица, где стоит наш садик? Какие на ней дома? - Высокие, большие, красивые. Давайте все вместе сделаем большой плакат, где разместим: дома, деревья, машины, сделаем светофор… Воспитатель вешает на доску плакат с размеченной дорогой и перекрёстком. Вот такой была наша улица всего 50 лет назад. Здесь была только дорога и поля вокруг. А сейчас строители построили и дома, и садик, и школу. Давайте будем строителями и построим наши дома из бумаги. А на следующем занятии сделаем из бумаги машинки, и наш город наполнится жизнью… 2. Пальчиковая гимнастика. Сегодня мы будем работать с ножницами. Надо работать аккуратно. Давайте разомнём наши пальчики. «Снежная» физкультминутка. Мы ладошки выставляем, Ловить снежинки начинаем! Раз, поймали, два, поймали! Не устали? Не устали! Раз, поймали, два, поймали! И конечно, не устали! А снежинок много- много! И растут везде сугробы. Снег в ладошки наберём И лепить снежки начнём! Лепим, лепим, лепим ком И бросаем вверх потом! Поиграли без заботы, А теперь спешим к работе! 3. Уточнение приёмов работы. Предложить каждому ребёнку выбрать прямоугольник для стены дома. Уточнить, как они его расположат на листе бумаги. Выбрать прямоугольники для крыш, полоски для окон и дверей. Уточнить, как сделать крышу, как вырезать окна, чтобы они были одинаковые. 4. Самостоятельная работа детей. Наблюдение воспитателя за аккуратной работой детей. Вырезание каждым ребёнком крыши, окон и дверей и наклеивание на прямоугольник дома. 5. Создание общей композиции. Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции. Наклеить дома на ватман. Кто справился, предложить вырезать дерево, сделать светофор на перекрёстке. Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они будут вырезать машины. 6. Физкультминутка. Упражнения для снятия общего или локального утомления А часы идут, идут. Тик- так, тик- так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт( Наклоны влево- вправо. ) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. ( Дети садятся в глубокий присед. ) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, ( Приседания. ) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. ( Вращение туловищем вправо. ) Повернёмся мы с тобой П ротив стрелки часовой. ( Вращение туловищем влево. ) А часы идут, идут, ( Ходьба на месте. ) Иногда вдруг отстают. ( Замедление темпа ходьбы. ) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! ( Бег на месте. ) Если их не заведут, То они совсем встают. ( Дети останавливаются. ) 7. Итог занятия. Вы сегодня молодцы. Посмотрите, как становится красиво, когда вы вместе трудитесь. И пустой лист превращается в город. Молодцы. Приложение №8 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 6 с. В ознесенка муниципального района Дуванский район Республики Башкортостана Беседа Образовательная область: «Познавательное развитие » Раздел: «Ознакомление с предметным окружением » Тема: «Рассматривание национальной башкирской одежды » Возрастная группа: Старшая. 2020 год Цель: Создать условия для ознакомления детей с башкирским национальным костюмом. Задачи: Образовательные: познакомить детей с башкирским национальным костюмом, с названием деталей костюма; познакомить с праздником «сабантуй»; Развивающие: Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину. Дидактический материал и оборудование: башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись классической музыки; аудиозапись башкирской музыки; проигрыватель, посылка. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм»; посещение комнаты с башкирской народной утварью. Словарная работа: джигит, егет, курай, кубыз, батыр. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. ( Звучит аудиозапись классической музыки. ) Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы. На востоке высятся Уральские горы( показ иллюстрации) – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан? ( Ответы детей. ) Давным- давно это было. Жили- были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушк а- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка». Дети, сегодня к нам утром пришла посылка, но я пока её не открывала. Откроем? ( Да. ) Что же это такое? Как вы думаете? ( Одежда, костюм. ) Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, он открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами. Если женщина находилась дома, то халат( кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка ( кукррэксэ) – прикрывала грудь. И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия ( кашмау) . Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – плато к- покрывало. А теперь рассмотрим мужской костюм. У мужчин было плать е- летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре- калта( кожаная плоская сумка) , на другом бедре – натруска ( сумочка для узкого ножа и для дроби) . Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк ( на твёрдой подошве с шерстяными чулками) . Дома носили комнатные туфли – кэуэш. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу»( с названием деталей одежды) . ( Игра проводится 3- 4 раза. ) Ребята, сейчас наступает лето и вместе с ним к нам приходит праздник сабантуй. Сабантуй – праздник плуга. Празднуют его в начале лета. Праздник вели аксакалы – старые мудрые люди. На сабантуе они занимали самые почётные места. На сабантуе было всё очень красиво: ставились юрты, собирались призы. Если батыры побеждали на сабантуе, то им давали лоскутки и они эти лоскутки берегли. Чем больше лоскутков, тем больше побед. На празднике звучали интересные рассказы, весёлые песни, пляски, играли на курае, кубызе. Празднование проходило на высоком месте- на холме. Программа сабантуя была очень разнообразна: проводились скачки на лошадях, соревновались в беге, боролись, поднимали тяжести, лазили по 18- метровому шесту, перетягивали канат, проводили конкурсы силачей, прыгали в длину и в высоту, боролись мешками. На сабантуе выдавались призы. Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей( называют) . Молодцы! Приложение №8 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 6 с. В ознесенка му ниципального района Дуванский район Республики Башкортостана Беседа Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие » Раздел: «Рисование » Тема: « Укрась сапожок башкирским узором » Возрастная группа: Старшая. 2020 год «Укрась сапожок башкирским узором » Цель: уточнить, углубить и расширить знания детей о башкирской культуре, обогащать словарный запас детей башкирскими словами, развивать слуховое внимание. Задачи: Образовательные: - Формировать у детей умение, используя знакомые и новые элементы башкирского орнамента, украшать башкирский сапожок- итек- ; закреплять знания композиционного построения узора, применять колорит, свойственный данному изделию. Развивающие: - совершенствовать умения детей хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широких линий и вертикально при- узких линий; развивать художественный вкус. Воспитательны е: - воспитывать любовь к родному краю, аккуратность в работе. Активизация словаря: итек, птичья головка. Приборы и материалы: Силуэты башкирских сапожков на каждого ребенка; краски гуашь; кисточки для декоративного рисования; пластмассовые баночки с водой; стаканчики для кисточек; салфетки; подкладки; магнитный мольберт; алгоритмы рисования нового элемента «птичья головка»; картинка с разной обувью; кукла Незнайка; магнитофон с записью башкирской мелодии. Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; знакомство с куклами в башкирских костюмах. - беседы о башкирском орнаменте: его построении, элементах, цвете. - д/ игры: «Укрась сапожок »( готовыми элементами башкирского орнамента) , «Сотки ковер»( составление башкирского узора из геометрических фигур) , «Обведи и раскрась»( шаблоны элементов башкирского орнамента) , «Одень Айгуль и Салавата». Ход ООД: Воспитатель: Здравствуйте, дети. А в какой республике мы живем? Дети: мы живем в Башкортостане. Воспитатель: Наша республика миролюбивая и гостеприимная. В ней в дружбе и согласии живут люди разных национальностей. Восп. –С егодня мы с вами совершим путешествие по нашему родному краю, по нашей республике. А как она называется? Но путешествие будет не простое, а в форме игры с различными заданиями, которые нам с вам следует решить. Восп. - Дети, давайте приготовимся к нашему путешествию. Первое задание Определить основные цвета флага: Зеленый – означает свободу, вечность жизни. ( р астение) Белый – миролюбие, чистота, открытость, готовность к сотрудничеству. ( чистота) Синий – доброжелательность, ясность. ( н ебо) Так же на флаге есть цветок курая, который символизирует дружбу, а семь лепестков – это семь племен, родов, положивших начало единению народов Башкортостана. Второе задание Молодцы! Следом у нас открывается следующее задание Герб Башкортостана – изображение памятника Салавата Юлаева на фоне восходящего солнца. Третье задание Посмотрите, мы должны собрать стол с национальной башкирской едой и назвать эти национальные блюда. - бишбармак; - чак- чак; - мед; Пятое задание Нам с вами, ребята, следует собрать национальный башкирский орнамент- Какие же виды башкирского орнамента существуют? - Их несколько видов: растительный – из растительных элементо в( листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы др. ) геометрический – из геометрических форм( квадратики, кружочки, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги) . Стук в дверь, пришла почта. Воспитатель достает из большого конверта силуэты башкирского сапожка. - Посмотрите, что нам принесли. Вот этот сапожок называется- ите к- Повторите, ребята, как он называется. Дети: - итек- . Обратите внимание на внешний вид сапожка. Он прямой, без каблука, на верху есть черная полоска, которую нужно украсить башкирским узором. Незнайка: У меня тоже есть башкирские сапожки, посмотрите, сколько много. Показывает картинку с разной обувью. Дети: Нет, Незнайка, здесь нет башкирских сапожков, здесь разная обувь. Воспитатель: А как узнали? Дети: Башкирский сапожок прямой, без каблука, а на верху черная полоска. Воспитатель: Правильно. Я предлагаю украсить башкирский сапожок вот таким узором( показ образца) . Посмотрите на узор, из каких элементов он состоит? Дети: Из кружочков и ромбиков. Воспитатель: Обратите внимание, ромбики не простые, они с отростками. Называется такой элемент «птичья головка». Идите, найдите себе место, где будете рисовать Дети ставят столы, встают на свои места. Воспитатель: Так что же мы задумали с вами сделать? Дети: Украсить сапожок башкирским узором. Воспитатель: Что нам нужно для работы? Дети: Краски, кисточки, воду, подкладки, салфетки. Будем делать все по порядку, и получиться красивый башкирский сапожок. Воспитатель: Идите, готовьте все, что нужно для работы. Дети готовят рабочие места. Воспитатель: А теперь подойдите ко мне, я вас научу рисовать этот башкирский узор. Сначала я зрительно поделю горизонтальной( показываю рукой) линией черную полоску на две части. В верхней части я буду рисовать кружочки, а в нижней- ромбик. В нижней части черной полоски нарисую крестик: сверху вниз рисую длинную полоску, а по середине- короткую. Соединяю концы крестика, получился ромбик, закрашиваю и рисую отростки- палочку вверх и чуть- чуть вниз. Воспитатель: Артем, а как я рисую, всей кистью или кончиком? Артем: Кончиком кисти Воспитатель: Арсен, скажи, каким красками можно рисовать башкирский узор? Арсен: Красной, оранжевой, желтой, бордовой, зеленой. Воспитатель: Скажи, Вика, С чего начнешь рисовать этот элемент узора? Вика: Нарисую крестик, потом соединим концы, и получиться ромбик. Закрашу ромбик, нарисую отростки. Воспитатель: Идите, рисуйте. Воспитатель выставляет на доску алгоритмы рисования сложного элемента и образец башкирского узора. Самостоятельная деятельность детей, ( под башкирскую мелодию) Во время работы детей, воспитатель обращает внимание на осанку детей, напоминает о технике рисования: рисуем кончиком кисти, хорошо промываем кисточку, потом набираем новую краску и т. п. Анализ работ: Воспитатель: Каким узором ты украшал итек? А как узнать что это башкирский орнамент( перечислить элементы башкирского орнамента, цвет) . Молодцы ребята, какие вы красивые башкирские сапожки нарисовали для малышей.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"