Развивающая среда как средство развития двигательной активности дошкольника
Документы для скачивания
«Развивающая среда как средство развития двигательной активности дошкольника ». Описание опыта работы инструктора по физ. культуре Гребенниковой Натальи Александровны. Физическое воспитание в ДОУ предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей, формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств( быстрота, ловкость, силы, …) , развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм. Для успешного осуществления физического воспитания мы стараемся создать необходимые условия( подбираем физкультурное оборудование и инвентарь с учётом возраста детей) . Одним из основных условий успешного решения задач физического воспитания является активная двигательная деятельность детей в течени и всего дня, которую мы обеспечиваем комплексным использованием всех форм работы: создание условий для самостоятельной деятельности детей( утро) ; утренняя гимнастика( летом – на воздухе) ; физкультурные занятия( на воздухе) ; физкультминутки( на занятиях) ; корригирующая гимнастика( после сна) ; спортивные и подвижные игры; работа в микросоциуме( школа, спортивная школа) ; индивидуальная работа; работа с родителями; прогулки за пределы участков( горка, лес) ; проведение физкультурных досугов и праздников. Помимо организованных форм работы по развитию движений большое место в моей работе занимает создание развивающей среды для самостоятельной деятельности дет ей. Развитие интереса к движениям проводятся на основе потребности ребёнка, у него появляется возможность играть и двигаться по своему собственному желанию( по принципу комфортности и эмоционального благополучия) , почувствовать своё «Я». Нельзя ребёнка лишать естественной активности, загоняя его в рамки занятий. В свободное от занятий время дети посещают спортивный зал, где я стараюсь создать все условия для физической и творческой активности. Самостоятельная деятельность детей проявляется в первую очередь в игровой деятельности, где ребёнок занимается моделированием своей ситуации, по своему придуманному сценарию. Каждый ребёнок ставит себе цель и самостоятельно пытается достичь её. Первое время дети младшей группы, зайдя в зал, начинали бегать кругами. Сейчас, когда они знают, что можно самостоятельно поиграть, без указаний, почти каждый находит своё занятие и творит. Для самостоятельной деятельности я создаю необходимые условия: своевременная помощь каждому в выборе физкультурных пособий, место для игры, свободный подход к инвентарю, выставляя его на высоту, доступную детям. Если необходимо, то провожу совместное проведение упражнений и показ более сложных элементов. Все приёмы и методы индивидуального подхода к детям стоятся с учётом интереса к разным видам деятельности, ведь успех физического воспитания во многом зависит от взаимоотношений между мной и ребёнком. Поэтому я стараюсь, чтобы дети шли на мои занятия с удовольствием и получали только хорошее настроение от контакта и занятия в целом. Стараюсь чаще использовать положительные оценки, а робкие нерешительные дети, которые стесняются заниматься в зале, берут спортивный инвентарь в группу, а иногда и домой. Есть дети, которые приходят просто понаблюдать за старшими детьми и только через некоторое время вливаются в коллектив и пытаются повторить все упражнения которые видели. Таким образом, учитываются интересы детей в целом на протяжении всех занятий и в течени и дня. С некоторыми ребятами я провожу совместное выполнение упражнений с объяснением и показом( например, прыжки на скакалке) . Все приёмы и методы индивидуального подхода к детям строю с учётом интереса ребёнка к играм, иногда приходится просто побеседовать с ребёнком о его настроении, узнать почему он невесел. Ведь успех физического воспитания во многом зависит от взаимоотношений между мной и ребёнком. Для этого использую чаще положительные оценки, многим детям разрешаю брать спортивный инвентарь домой( завела специальную тетрадь) . После этого дети лучше вливаются в самостоятельную деятельность и в целом в занятия. Начиная с младшей группы, провожу утреннюю гимнастику, упражнения подбираю по возрасту детей. Цель- создать у детей бодрое настроение на весь день, но не перевозбудить и не переутомлять их. У мальчиков 4 дня силовая гимнастика и 1 день ритмическая, у девочек наоборот 4 дня ритмика 1 день силовая гим- ка. Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Важное условие – сохранять бодрое настроение у детей, подбор и дозировка зависят от степени сложности и возраста. ежеквартально Л. Г. Бобрышева( мед. с естра ДОУ) проводит пульсометрию и высчитывает в% плотность занятия, например: подготовительная группа декабрь мот. плотн. 87% , апрель 89% . после чего я беру себе на заметку стоит усложнить или снизить дозировку для более высокой плотности. Уровень физической подготовленности который я провожу 2 раза в год позволяет мне определить умение детей активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя арсенал знании, умении, навыков, развитие физических качеств и двигательных способностей на начало и конец года. по садику Начало низкий 18% конец 5, 1% средний 65, 5 70, 4% высокий 17, 5 25, 5% что позволяет видеть рост подготовленности детей. В процессе разнообразной двигательной деятельности детей стараюсь обеспечить охрану жизни и здоровья детей. Одной из основных задач нашего детского сада является целенаправленное и систематическое приобщение детей к истокам народной культуры. Я свою работу по этой задаче связал а с народными подвижными играми тесно работая по программе «Наш дом Южный Урал». Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои; представление о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, настойчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Они вызывают активную работу мысли, расширение кругозора и уточнение представлений об окружающем нас мире. Все игры не требуют особенной подготовке или определенных костюмо в( мел, камушки, палочки, платочки…) В народных играх много шуток и соревновательного задора, часто сопровождаются весёлыми моментами, заманчивыми считалками и жеребьёвками. Дети чувствуют себя волшебниками, когда сами говорят считалку, этим выбирая ведущего игры или ловишку. Жеребьёвка вовлекает детей в процесс игры и самостоятельно делятся на 2 равные команды «Матка, матка, чей допрос? » мы выучили много игр, в которые дети с удовольствием играют: «Грушка»( белорусская) , «Липкие пеньки»( башкирская) , «Перетяжки»( осетинская) , «Змейка»( русская) , «Бой петухов»( марийская) , «Цепи»( русская) , «Уголки»( русская) . Разучивая новую игру, я стараюсь не разучивать текст заранее, а вводить в ход игры неожиданно. Такой приём доставляет детям большое удовольствие, избавляя их от трафаретного изучения игрового элемента. Дети, вслушиваясь в сочетание слов, быстрее запоминают. А сюжетные игры нужно начинать с предварительного рассказа о жизни и быте народа. Провела большую работу по сбору материала. Есть карточки: подвижных игр, считалок, зазывалок, жеребьевок которыми пользуются воспитатели садика. Показала открытое занятие по теме «Народные игры с мячом». В ыступила с докладом «Народные игры, методика их использования в жизни дошкольника». Самая главная моя задача, чтобы дети могли самостоятельно и активно играть в эти игры в своё свободное время. Результат работы наблюдаю на прогулках. Один раз в неделю дети старшей и подготовительной группы посещают спортивную школу( я, договариваюсь перед началом учебного года с администрацией школы о днях и часах) проводя занятия в разных по величине залах и на стадионе( в хорошую погоду) дети не только развиваются физически, но и проходят адаптацию( там закреплен спортивный тренер который проводит с нами занятие) . Не один раз нам воспитанники спорт. ш колы показывали выступления борьбы, а тренера проводили беседу: « о привлечении детей к физкультуре и спорту». Выпускники нашего детского сада, тоже принимали участие в выступлениях это: Петля Никита выпуск 2006г. , Муратов Владик выпуск 2006г. , Ильиных Саша выпуск 2006г. . В масштабе области также выпускники нашего детского сада принимали участие Грызлов Рома, Хисматуллин Ильнур в г. Карталы и заняли призовые места. Также в тесном контакте я работаю с учителем К. С. Ш. №1т. к. наши выпускники идут имеено в эту школу стараюсь подготовить детей в соответствии с требованием учителя( Баранов А. А. , Рыжков) Принцип индивидуализации обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому ребёнку с учётом его здоровья, развития, интересов и т. д. Дети имеющие отклонения в здоровье занесены в спец. тетрадь работаю с ст. мед. с естрой Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду оценивается по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей. Дети, часто болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие ритмично и кра сиво двигаться, имеют дополнитель ное время здоровые, для развития способностей. Нельзя быть безразличным к тому, что некоторые дети не любят зарядку, ленивы в движениях – физ культура нужна всем. Я ищу для каждого ребенка «волшебный ключ»- то средство, которое вовлечёт малоподвижного ребёнка в интересную двигательную деятельность( игры, спорт. и нвентарь или даже свое присутствие в двигат. деят. ребенка) Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве физического воспита ния в детском саду и семье поэтому я планирую продолжить в виде консультаций для родителей и совместных праздниках детей и их родителей.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"