a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Дымковская игрушка"

Автор: Контарёва Елена Витальевна Опубликовано: 2022-11-05 13:18:31

Красноярское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Минусинская школа-интернат»

 

 ПРОЕКТ 

Тема: «Дымковская игрушка»

 

Минусинск, 2019г.

 

Тип проекта: исследовательско - творческий

 

Вид проекта: групповой

 

Сроки реализации проекта: долгосрочный

 

Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа-интернат», группа «Васильки».

 

Участники проекта: дети – воспитатель - родители

 

Разработчики проекта: воспитатель – Контарева Е.В.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта       

 Дымковская игрушка

Основания для разработки

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Цель проекта

-развитие эстетического восприятия народных игрушек (дымковских) через приобщение к декоративной деятельности;

Задачи проекта

-изучить истоки дымковской игрушкой;

-учить самостоятельно изготавливать дымковские игрушки;

-развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского узора;

-вызвать желание самостоятельно создавать узор по мотивам дымковских мастеров;

-воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного своими руками

Структура проекта

-актуальность;

-цели и задачи проекта;

-основные принципы работы в рамках проекта;

-деятельность в рамках проекта;

-ресурсное обеспечение проекта;

-ожидаемые результаты реализации проекта;

-этапы реализации;

-критерии оценки результата

Сроки и этапы реализации

Первый этап – подготовительный (январь-февраль 2019г.)

Второй этап  – практический (март 2019 - апрель 2019г.)

Третий этап – рефлексивно-оценочный (май 2019г.)

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

В результате реализации проекта у детей появится устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, смогут назвать все её элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры.
Воспитанники научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

Будет создана коллекция дымковских игрушек, сделанных своими руками, альбом образцов дымковских узоров.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель МО, заместитель директора по воспитательной работе школы-интернат

 

Проект «Дымковская игрушка»

 

 

Актуальность

Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.

 

Цель проекта:

-развитие эстетического восприятия народных игрушек (дымковских) через приобщение к декоративной деятельности;

 

Реализация проекта направлена на решение следующих задач:

-изучить истоки дымковской игрушкой.

-развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского узора.

-вызвать желание самостоятельно создавать узор по мотивам дымковских мастеров.

-воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного своими руками.

 

Основные принципы работы в рамках проекта:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
  • принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.

 

Деятельность в рамках проекта

 

Целевую группу составляют:

-воспитанники КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 5 до 7 лет, глухие и слабослышащие

-воспитатель;

-родители

 

 

Ф.И.О.

Должность

Роль в проекте

Контарёва Елена Витальевна

воспитатель

Координирует работу группы детей

 

 

Нормативное обеспечение:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

-Локальные акты и Устав учреждения.

-Адаптированная основная образовательная программа ДО глухих детей.

Материально-техническое обеспечение:

-групповое помещение оснащено в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

-компьютер, краски акварельные, кисти, глина, гуашь, цветная бумага, картон

 

Методическое обеспечение:

-адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для глухих, слабослышащих детей;

-методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.);

-раскраски по мотивам дымковских росписей;

-иллюстрации дымковских росписей и игрушек

 

Кадровое обеспечение:

 

- воспитатели - 1

 

Ожидаемые результаты

 

К ожидаемым результатам можно отнести следующее:

 

В работе с детьми:

- появится устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, смогут назвать все её элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры.
- научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

- будет создана коллекция дымковских игрушек, сделанных своими руками, альбом образцов дымковских узоров.

В работе с семьей:

- родители будут вовлечены в совместную деятельность по реализации проекта

- участие родителей в подготовке к конкурсам; выставкам

В работе с педагогами:

- повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

- обобщение опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

 

Индикаторы результативности:

 

1.Участие в творческих выставках и конкурсах.

2.Мастер-класс, обобщение опыта работы по данной теме.

 

Этапы реализации проекта:

 

I этап – поисково-исследовательский:

- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

- изучить историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;

- изучить узоры при росписи игрушки;

- продумать свой узор;

 

II этап: подготовительный:

- приготовить глину и краски для изготовления дымковского петуха;

- освоить технологию изготовления игрушки;

 

III этап – практический:

- изготовление (лепка) дымковского петуха;

- изображение (рисование) дымковской барышни и роспись фигурки петуха дымковским узором;

- украшение (аппликация) хвоста индюка;

 

IV этап – редакционный:

- роспись дымковской игрушки;

- создание презентации «Дымковская игрушка»;

 

IV этап – заключительный:

- оформить выставку «Дымковский петух»;

- оформить панно «Дымковский хоровод»;

- создать альбом образцов дымковских узоров.

 

Содержание III практического этапа:

  1. Презентация «Дымковская игрушка» для детей
  2. Экскурсия в изо – студию

Цель:

- рассказать детям историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;

- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;

- учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

  1. Лепка «Дымковский петух».

Цель:

- продолжить знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду;

- продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания;

- упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.

  1. Рисование «Роспись фигурки петуха дымковским узором».

Цель:

- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек;

- учить готовить фигурку к нанесению на неё узора, наносить белила ровным слоем с помощью широкой кисти;

- упражнять в рисовании элементов дымковского узора;

-упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;

- учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

  1. Аппликация «Украшение хвоста индюка».

Цель:

- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, познакомить с образом индюка, учить выделять его форму и украшения: «кольцо и круг»;

- учить составлять узор на круге, выделяя края и середину;

- учить вырезать круги двух размеров из бумаги, сложенной гармошкой (из квадрата), выбирая два цвета.

  1. Рисование «Нарядная барышня»

Цель:

- продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень;

- воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству;

- развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций;

- учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

  1. Дидактические игры:

1.Игра "Укрась дымковского коня"

Цель: закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона.

2.Игра «Найди такой же узор»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.

3.Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки»

Цель: учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.

  1. Работа с педагогами:

Мастер класс для педагогов: изготовление Дымковского петуха.

  1. Работа с родителями:

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

 

Список литературы:

О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2009г.

А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», Москва, 2008г.

Оставить комментарий: