Проект "Дымковская игрушка"
Красноярское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Минусинская школа-интернат»
ПРОЕКТ
Тема: «Дымковская игрушка»
Минусинск, 2019г.
Тип проекта: исследовательско - творческий
Вид проекта: групповой
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа-интернат», группа «Васильки».
Участники проекта: дети – воспитатель - родители
Разработчики проекта: воспитатель – Контарева Е.В.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Дымковская игрушка |
Основания для разработки |
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования |
Цель проекта |
-развитие эстетического восприятия народных игрушек (дымковских) через приобщение к декоративной деятельности; |
Задачи проекта |
-изучить истоки дымковской игрушкой; -учить самостоятельно изготавливать дымковские игрушки; -развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского узора; -вызвать желание самостоятельно создавать узор по мотивам дымковских мастеров; -воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного своими руками |
Структура проекта |
-актуальность; -цели и задачи проекта; -основные принципы работы в рамках проекта; -деятельность в рамках проекта; -ресурсное обеспечение проекта; -ожидаемые результаты реализации проекта; -этапы реализации; -критерии оценки результата |
Сроки и этапы реализации |
Первый этап – подготовительный (январь-февраль 2019г.) Второй этап – практический (март 2019 - апрель 2019г.) Третий этап – рефлексивно-оценочный (май 2019г.) |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта |
В результате реализации проекта у детей появится устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, смогут назвать все её элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры. Будет создана коллекция дымковских игрушек, сделанных своими руками, альбом образцов дымковских узоров. |
Система организации контроля за исполнением проекта |
Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель МО, заместитель директора по воспитательной работе школы-интернат |
Проект «Дымковская игрушка»
Актуальность
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
Цель проекта:
-развитие эстетического восприятия народных игрушек (дымковских) через приобщение к декоративной деятельности;
Реализация проекта направлена на решение следующих задач:
-изучить истоки дымковской игрушкой.
-развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского узора.
-вызвать желание самостоятельно создавать узор по мотивам дымковских мастеров.
-воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту дымковской игрушки, радость от созданного своими руками.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
- принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Деятельность в рамках проекта
Целевую группу составляют:
-воспитанники КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 5 до 7 лет, глухие и слабослышащие
-воспитатель;
-родители
Ф.И.О. |
Должность |
Роль в проекте |
Контарёва Елена Витальевна |
воспитатель |
Координирует работу группы детей |
Нормативное обеспечение:
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-Локальные акты и Устав учреждения.
-Адаптированная основная образовательная программа ДО глухих детей.
Материально-техническое обеспечение:
-групповое помещение оснащено в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
-компьютер, краски акварельные, кисти, глина, гуашь, цветная бумага, картон
Методическое обеспечение:
-адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для глухих, слабослышащих детей;
-методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.);
-раскраски по мотивам дымковских росписей;
-иллюстрации дымковских росписей и игрушек
Кадровое обеспечение:
- воспитатели - 1
Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам можно отнести следующее:
В работе с детьми:
- появится устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, смогут назвать все её элементы, узнать приёмы рисования и научатся составлять узоры.
- научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
- будет создана коллекция дымковских игрушек, сделанных своими руками, альбом образцов дымковских узоров.
В работе с семьей:
- родители будут вовлечены в совместную деятельность по реализации проекта
- участие родителей в подготовке к конкурсам; выставкам
В работе с педагогами:
- повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
- обобщение опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
Индикаторы результативности:
1.Участие в творческих выставках и конкурсах.
2.Мастер-класс, обобщение опыта работы по данной теме.
Этапы реализации проекта:
I этап – поисково-исследовательский:
- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;
- изучить историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;
- изучить узоры при росписи игрушки;
- продумать свой узор;
II этап: подготовительный:
- приготовить глину и краски для изготовления дымковского петуха;
- освоить технологию изготовления игрушки;
III этап – практический:
- изготовление (лепка) дымковского петуха;
- изображение (рисование) дымковской барышни и роспись фигурки петуха дымковским узором;
- украшение (аппликация) хвоста индюка;
IV этап – редакционный:
- роспись дымковской игрушки;
- создание презентации «Дымковская игрушка»;
IV этап – заключительный:
- оформить выставку «Дымковский петух»;
- оформить панно «Дымковский хоровод»;
- создать альбом образцов дымковских узоров.
Содержание III практического этапа:
- Презентация «Дымковская игрушка» для детей
- Экскурсия в изо – студию
Цель:
- рассказать детям историю дымковской игрушки, технологию её изготовления;
- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;
- учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.
- Лепка «Дымковский петух».
Цель:
- продолжить знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду;
- продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания;
- упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.
- Рисование «Роспись фигурки петуха дымковским узором».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек;
- учить готовить фигурку к нанесению на неё узора, наносить белила ровным слоем с помощью широкой кисти;
- упражнять в рисовании элементов дымковского узора;
-упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;
- учить самостоятельно выбирать цвета для узора.
- Аппликация «Украшение хвоста индюка».
Цель:
- продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, познакомить с образом индюка, учить выделять его форму и украшения: «кольцо и круг»;
- учить составлять узор на круге, выделяя края и середину;
- учить вырезать круги двух размеров из бумаги, сложенной гармошкой (из квадрата), выбирая два цвета.
- Рисование «Нарядная барышня»
Цель:
- продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень;
- воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству;
- развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций;
- учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
- Дидактические игры:
1.Игра "Укрась дымковского коня"
Цель: закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона.
2.Игра «Найди такой же узор»
Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.
3.Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки»
Цель: учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.
- Работа с педагогами:
Мастер класс для педагогов: изготовление Дымковского петуха.
- Работа с родителями:
Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Список литературы:
О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2009г.
А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», Москва, 2008г.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"