Конспект «Дифференциация звуков ч – щ»
Конспект ОД занятия по развитию речи в старшей группе
Тема «Дифференциация звуков ч – щ»
Цель: формирование умения дифференцировать звуки Ч – Щ (изолированно, в слогах, словах, в фразовой речи.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком).
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух;
- развивать память, внимание, мышление.
- массаж карандашами стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук
Воспитательные задачи:
- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем друг друга. Возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места.
2.Основная часть
Изолированное произношение звуков ч – щ
На доске висят картинки с изображением сдутого шарика и паровоза.
- Ребята что нарисовано на первой картинке? (сдувающийся шарик). Какой звук мы слышим, когда сдувается шарик – звук щ. - Давайте произнесем его - щ-щ-щ-щ. - Молодцы. - Что нарисовано на другой картинке? (паровоз). - Какой звук мы слышим, когда едет паровоз – звук ч. - Давайте произнесем его - ч-ч-ч-ч. - Молодцы.
Воспитатель поочередно показывает картинки, дети произносят звуки.
Игра «Эхо»
- Послушай внимательно и скажи, как я. Игра проводится стоя.
- Ча-ча-ча Чу-чу-чу
- Ща-ща-ща Щу-щу-щу
- Чи-чи-чи Че-че-че
- Щи-щи-щи Ще-ще-ще
Игра
- Я буду произносить слова. А вы, если услышите в слове звук ч, (паровоз) – хлопаете 1 раз, звук щ (сдувшийся шарик) – 2 раза. Если в слове нет звуков ч и щ, то вы не хлопаете. Будьте внимательны.
Слова: чемодан, чеснок, книга, помощь, щавель, молоко, мяч, щёки, ковёр, ребёночек.
Динамическая пауза игра «Мячик»
- А теперь мы поиграем, я превращу вас в мячики.
- Вы теперь не ребятишки,
- Не девчонки и мальчишки,
- А весёлые мячи!
- Так что прыгай и скачи!
- Девочки и мальчики прыгают как мячики.
- Мячик прыгал и скакал,
- На иголку набежал…
- Он все ниже опускается,
- Воздух тихо выдувается.
-А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика. Молодцы.
Проговаривание чистоговорки
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором есть звуки ч и щ, а вы будете повторять за мной.
Я вам быстро перечислю,
Что я этой щёткой чищу.
Этой щёткой чищу платье,
Этой щёткой чищу обувь,
А вот этой не забуду
По утрам я чищу зубы
Показ картинок
Дифференциация звука в словах (работа в группах)
На столе лежат картинки. Мальчики будут искать, и крепить картинки, в словах которых есть звук ч, к паровозу, а девочки – картинки, в словах которых есть звук щ, к воздушному шару. Проверка. Молодцы.
- Заключительная часть
Подведение итога в кругу. С какими звуками вы сегодня познакомились? На звук чего они похожи?
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"