Конспект "Старик - годовик"
Конспект ОД занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема «Старик-годовик»
В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Д. - Поезд.
В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)
В. - Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. В домике он оставил задания.
В. - Кто же такой Старик-годовик?
В. - Кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). На этом портрете Владимиру Ивановичу Далю всего 14 лет, но он уже в этом возрасте написал очень много сказок и рассказов. Послушаем его одну сказку «Старик-годовик».
Сказка. Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
В. - Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Д. Времена года (картина «Времена года»).
Задание №1.
В. - Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим, к какому времени года они подходят. Закройте глаза.
В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?
Д. - Зима
В. - Какие зимние месяцы вы знаете?
Д. - Декабрь, январь, февраль.
В. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?
Д. - Потому что снег идет, дети снеговика слепили.
В. - Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?
Д. - Осень.
В. - Какие осенние месяцы вы знаете?
Д.- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину?
Д. - Дождь идет, листья пожелтели.
В. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. - И какое это время года?
Д. - Весна
В. - Какие весенние месяцы вы знаете?
Д. - Март, апрель, май.
В. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Птицы прилетели, снег тает.
В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?
Д. - Лето.
В. - Какие летние месяцы знаете?
Д. - Июнь, июль, август.
В. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Бабочки летают, трава зеленая.
В. - Вы очень хорошо определили времена года.
В. - А что нам помогает узнать дни, месяцы?
Д. - Календарь.
В. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.
В. - Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей и нахождение различий).
В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?
Д. - 12 месяцев.
В. - А сейчас какое время года?
Д. - Весна.
В. - А кто нам скажет какой месяц?
Д. - Апрель.
Задание №2. Составление рассказа - описания.
В. - Дети, следующее задание Старик-годовик вам нужно составить рассказ о “весне”. Нужно рассказать:
- какое время года;
- что вы можете сказать про погоду;
- про птиц.
В. - Для удобства составления рассказа вы можете использовать схему.
2-3 детей составляют рассказ.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
В. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?
Д. - Дни недели.
Задание №3.
В. - Чтобы закрепить дни недели, выполним следующее задание Старика - годовика, ответим на вопросы:
В. - Какой сегодня день недели?
Д. - Понедельник
В. - Сколько всего дней в недели?
Д. - Семь
В. - Какой день идет после четверга?
Д. - Пятница
В. - Какой день идет перед средой?
Д. - Вторник.
В. - Как называется пятый день недели?
Д. - Пятница
В. - Если сегодня вторник, какой день был вчера и какой день будет завтра?
Д. - Вчера был понедельник, а завтра среда
В. - С этим заданием справились.
В. - Хорошо, поиграем еще в одну игру.
Задание №4. Дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»
В. - Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще».
В. - Утром светло, а днем еще …
Д. - Светлее.
В. - Вечером темно, а ночью еще …
Д. - Темнее.
В. - Осенью холодно, а зимой еще …
Д. - Холоднее.
В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …
Д. - Ярче.
В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …
Д. - Звонче.
В. - В пальто тепло, в шубе еще …
Д. -Теплее.
В. - Весной день длинный, а летом …
Д. - Длиннее.
В. - А теперь Старик-годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года отгадаем загадки.
Задание № 5. Загадки о временах года. Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно - это ЗИМА.
Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко - это ВЕСНА.
Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.
Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.
В. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?
Д. - Год.
В. - Сколько времен года?
Д. – 4 времен года.
В. - Назовите месяцы каждого времени года.
Д. - Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Какие календари бывают?
Д. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.
В. - Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика-годовика.
+❤ В Мои закладки
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"