a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер - класс "Экологические, дидактические игры с детьми дошкольного возраста"

Автор: Журова Ольга Ивановна Опубликовано: 2022-11-06 16:43:52

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я расскажу Вам о многофункциональном дидактическом «Чудо – кубе». Данное пособие можете использовать  в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

Цель: Пособие поможет детям не только познакомиться с животными, растениями разных уголков нашей страны, увидеть красоту и разнообразие природы, но и расширить кругозор воспитанников, развить их память, внимание, мышление, речь. Способствует повышению познавательной активности ребёнка.

Задачи:

- Воспитание чуткости, доброты, бережного  отношения  к природе; любви к Родине;

- формирование потребности в приобретении экологических знаний;

- формирование интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни  растений, животных;

-поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в экологически ориентированной деятельности.

 

В младшем дошкольном возрасте дети любят играть кубиками. Затем, взрослея, старшие дошкольники играют в настольные игры, где пользуются всё тем же кубиком.

Я хочу предложить Вам самим изготовить такой кубик.

Для изготовления кубика понадобятся:
- цветной картон
- ножницы
- клей
- линейка                                                                          - карандаш

Возьмите лист картона и расчертите его таким образом: по длине 4 квадрата, по ширине 3 квадрата.  Получатся квадратики 6х6 см.

Вырежьте ее.
Получится вот такая заготовка.

Сложите по всем линиям.

Смажьте припуски клеем.

Соберите кубик.

В группе с детьми куб доделать (наклеить или нарисовать картинки)

Основные достоинства пособия:

Чудо - куб удобен в использовании.

Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или вся группа детей одновременно.

Куб можно переставлять, переносить – он мобильный.

Куб даёт возможность использовать в работе самые разные дидактические игры экологического содержания. Именно в процессе дид. игры у ребёнка активно происходит псих. развит: развив. воля, внимание, мышление, речь.  

Варианты игр и упражнений: 

«Где растут эти растения?», «Где живут эти животные?»

«Найди лишнее», «Соедини правильно», «С какого дерева лист?

«Помоги животным и растениям найти свой дом»- дети помогают животным и растениям найти свой дом, выбрав подходящие климатические условия. 

«Помоги исправить ошибку» - дети сравнивают животных, находят сходство и различие между ними, общее и различное у растений, учатся замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. 

«Составь рассказ» - опираясь на пособие можно  рассказать о животном или растении, составлять  и отгадывать загадки.

С младшими детьми играю в игры «Собери дерево», «От какого дерева шишка», «Найди одинаковые листочки» и т.д

 

Как играть с «Чудо - кубом». Вначале нужно его подбросить или покрутить в руках, чтобы выбрать одну грань. Затем педагог рассказывает о выпавшей природной зоне, животных и растениях.

 

 

Итог: В заключение моего мастер-класса хочется сказать, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, его можно использовать за столом, на коврике.

 

Природная зона – Смешанные леса.

Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.

 Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха. В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши. Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики. Растут здесь лесные ягоды, названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину. То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным. Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их. Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство. Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник. Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами. Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. ( белка)

 На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)

 Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? (ёжик)

 Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (заяц )    

Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса) 


 Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.

 

Дидактическая игра  «Собери дерево»

Цель: формирование умения составлять целое из частей.

Уточнить знания детей о частях дерева, их функциях.

Воспитательная задача: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Правила игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение дерева, по образцу. После того, как деревья собраны, проводиться беседа с наводящими вопросами.

Как называется дерево? Из каких частей оно состоит? Для чего нужен корень?

 

«Экологическая разминка» со зрителями

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
  2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
  3. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
  4. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
  5. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  6. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

 

Дидактическая игра «От какого дерева шишка?»

Цель: закрепление умения соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб, каштан).

Правила игры: На столе лежат картинки с изображением ели, сосны, дуба, каштана. И  коробочка, в которой лежат желуди, каштаны, шишки.   Дети должны правильно распределить плоды с деревьями.

 

Блиц – конкурс со зрителями.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам)
  4. - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).
  5. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

Поиграть в дидакт. игры: «Осенние листочки», «С какого дерева лист?», «Соедини правильно», «Времена года», «Кто я»

Заключение.

 

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.

Оставить комментарий: