Мастер - класс "Экологические, дидактические игры с детьми дошкольного возраста"
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я расскажу Вам о многофункциональном дидактическом «Чудо – кубе». Данное пособие можете использовать в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
Цель: Пособие поможет детям не только познакомиться с животными, растениями разных уголков нашей страны, увидеть красоту и разнообразие природы, но и расширить кругозор воспитанников, развить их память, внимание, мышление, речь. Способствует повышению познавательной активности ребёнка.
Задачи:
- Воспитание чуткости, доброты, бережного отношения к природе; любви к Родине;
- формирование потребности в приобретении экологических знаний;
- формирование интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни растений, животных;
-поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в экологически ориентированной деятельности.
В младшем дошкольном возрасте дети любят играть кубиками. Затем, взрослея, старшие дошкольники играют в настольные игры, где пользуются всё тем же кубиком.
Я хочу предложить Вам самим изготовить такой кубик.
Для изготовления кубика понадобятся:
- цветной картон
- ножницы
- клей
- линейка - карандаш
Возьмите лист картона и расчертите его таким образом: по длине 4 квадрата, по ширине 3 квадрата. Получатся квадратики 6х6 см.
Вырежьте ее.
Получится вот такая заготовка.
Сложите по всем линиям.
Смажьте припуски клеем.
Соберите кубик.
В группе с детьми куб доделать (наклеить или нарисовать картинки)
Основные достоинства пособия:
Чудо - куб удобен в использовании.
Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или вся группа детей одновременно.
Куб можно переставлять, переносить – он мобильный.
Куб даёт возможность использовать в работе самые разные дидактические игры экологического содержания. Именно в процессе дид. игры у ребёнка активно происходит псих. развит: развив. воля, внимание, мышление, речь.
Варианты игр и упражнений:
«Где растут эти растения?», «Где живут эти животные?»
«Найди лишнее», «Соедини правильно», «С какого дерева лист?
«Помоги животным и растениям найти свой дом»- дети помогают животным и растениям найти свой дом, выбрав подходящие климатические условия.
«Помоги исправить ошибку» - дети сравнивают животных, находят сходство и различие между ними, общее и различное у растений, учатся замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
«Составь рассказ» - опираясь на пособие можно рассказать о животном или растении, составлять и отгадывать загадки.
С младшими детьми играю в игры «Собери дерево», «От какого дерева шишка», «Найди одинаковые листочки» и т.д
Как играть с «Чудо - кубом». Вначале нужно его подбросить или покрутить в руках, чтобы выбрать одну грань. Затем педагог рассказывает о выпавшей природной зоне, животных и растениях.
Итог: В заключение моего мастер-класса хочется сказать, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, его можно использовать за столом, на коврике.
Природная зона – Смешанные леса.
Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.
Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха. В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши. Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики. Растут здесь лесные ягоды, названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину. То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным. Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их. Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство. Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник. Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами. Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. ( белка)
На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)
Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? (ёжик)
Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (заяц )
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса)
Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.
Дидактическая игра «Собери дерево»
Цель: формирование умения составлять целое из частей.
Уточнить знания детей о частях дерева, их функциях.
Воспитательная задача: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Правила игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение дерева, по образцу. После того, как деревья собраны, проводиться беседа с наводящими вопросами.
Как называется дерево? Из каких частей оно состоит? Для чего нужен корень?
«Экологическая разминка» со зрителями
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Дидактическая игра «От какого дерева шишка?»
Цель: закрепление умения соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб, каштан).
Правила игры: На столе лежат картинки с изображением ели, сосны, дуба, каштана. И коробочка, в которой лежат желуди, каштаны, шишки. Дети должны правильно распределить плоды с деревьями.
Блиц – конкурс со зрителями.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- - Уж на дороге греется – (перед дождем).
- - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам)
- - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
Поиграть в дидакт. игры: «Осенние листочки», «С какого дерева лист?», «Соедини правильно», «Времена года», «Кто я»
Заключение.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"