«Чудо - абстракционизм» в подготовительной группе
Документы для скачивания
«Чудо- абстракционизм » в подготовительной группе Вид занятия: рисование по памяти. Тип занятия: авторское рисование. Цель: познакомить детей с понятием «абстракционизм», ознако мить с абстрактной композицией; развивать осуществление авторской задумки; воспитывать способность выражать свои эмоции и чувства средствами живописи; ф ормировать эстетический вкус, активизировать творческую инициативу. Планируемые результаты: личностные: знакомство с понятием «абстракционизм»; получение детьми представлений о различных специфических формах художественной деятельности; предметные: формирование основ художественной культуры обучающихся; р азвитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вк уса и творческого воображения; р азвитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого инт ереса к творческой деятельности; метапредметные: умение самостоятельно определять цель; учиться работать по предложенному воспитателем плану; учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; уметь слушать и понимать высказывания собеседников; учиться согласованно работать в группе. Оборудование: ноутбук, проектор. Материал: для педагога: посылка, картины, ватман, геометрические фигуры для игры, картины художников; для обучающихся: краски гуашь, палитра, кисточки, лист формата А 4, непроливайка с водой, салфетки. Зрительный ряд: презентация к занятию, репродукции картин, образцы абстрактных композиций, картины художников. План 1. Организационный момент. 2. Постановка темы и цели занятия с новым материалом «Абстракция». 3. Знакомство с художниками абстракционизма. 4. Игра «Сложи из фигур и линий картину- абстракцию». 5. Основные средства композиции. 6. Физминутка «Давайте отдохнем». 7. Практическая работа. 8. П одведение итогов. Содержание занятия 1. Организационный момент. ( На столах разложены краски, гуашь, палитра, кисточки, лист формата А 4, непроливайка с водой, салфетки. ) – Здравствуйте ребята. Нам с вами сегодня утром пришла посёлка. Как вы думаете, что в ней находится? ( Подарки, конфеты, машинка, шапка, звездочка. ) – Давайте посмотрим. ( Педагог открывает посылка, а в ней лежит картина. ) – Ребята, мы с вами знакомы с многими художниками и их картинками. Вы знаете, чья эта картина? ( Нет, мы раньше её не видели. ) – Эта картина называется «Квадраты с концентрическими кругами». Нарисовал ее знаменитый художник Василий Кандинский. – Как мы с вами знаем художники рисуют предметы такими, какие они есть на самом дел е, то есть мы их видим глазами. Есть художники, которые изображают не сами предметы, а свои чувства, настроение. Они используют для этого разные цвета, фигуры, линии. Это называется абстракционизм. 2 Постановка темы и цели занятия с новым материалом « А бстракция ». – Абстракция- это направление, которое воздействует на зрителя с помощью отвлечённых изображений, таких как линия, цвет, пятно и т. д. , не похожими на конкретные предметы или объекты живой природы. Самые яркие страницы в современном искусстве связаны с именами Василия Кандинского и Казимира Малевича. – Абстрактное искусство – это искусство, которое вместо изображения настоящих объектов и людей создает удивительные сочетания форм и красок, использует нереальные формы: пятна, линии, геометрические фигуры. В абстрактной живописи нет предметов, мест, людей, реальных или вымышленных, есть только смешение цветов и форм. Однако абстрактное искусство – это не бессмысленное искусство. В нем нет предметов, но есть чувства, мысли, настроение, игра воображения. – Многие художники считают, что дети – прирожденные абстракционисты! Как художник с помощью цвета и формы спонтанно выражает свой внутренний мир и свое восприятие окружающего пространства, так и ребенок передает в рисунке настроение, чувства, ощущения через игру с формой, цветом, линией. 3. Знакомство с художниками абстракционизма. – Василий Кандинский искал способы выразить самые тонкие, нежные переживания души. Он прислушивался к тем ощущениям, которые рождает в человеке огонёк свечи, звуки музыки, плеск волны, запах мимозы и т. д. – В работах Кандинского невозможно различить образы или фигуры, только читая название, удивляешься необычному взгляду на выбранную тему. Он использует свободные линии, размытые контуры, смешивает границы объектов, экспериментирует с цветом, рисует различные геометрические фигуры, крупные точки, волнистые линии и прочие свободные элементы. – Давайте познакомимся с его картинами. – Что вы видите в его работах? ( В его работах присутствует фон, нет конкретных геометрических фигур, все элементы расположены по поверхности, нет свободного места. ) – Ещё один представитель абстракционизма это- Казимир Малевич. В его картинах можно увидеть композиции простейших геометрических фигур и цветовых пятен. – Посмотрите, пожалуйста, внимательно на работы. Какие выразительные средства использует художник в своих работах? ( Разные геометрические фигуры, линии, цвет, пятно. ) – Правильно, молодцы. В многочисленных работах Малевича беспредметные композиции состоят из геометрических форм: чёрных кругов, квадратов, прямоугольников и треугольников на белом фоне, скомпонованных по законам динамики и статики. 4. Игра «Сложи из фигур и линий картину- абстракцию». – Давайте немного побудем художниками и поиграем. Игра « Сложи из фигур и линий картину » Цель: научиться из геометрических фигур и линий делать картину «Чудо- абстракционизм»; развивать воображение детей. Оборудование: геометрические фигуры, полоски тонкие и широкие, ватман. Ход игры: сделать картинку из геометрических фигур и линий с помощью абстрактной композиции. 5. Основные средства композиции. – Вот мы с вами посмотрели работы известных художников, рассмотрели их направления. Давайте вспомним, какие основные выразительные средства композиции нам знакомы? ( Линия, контраст, ритм, акцент, нюанс, точка, пятно. ) Напомните, что такое линия? ( Линия- это след от карандаша, ручки, маркера, мелка, кисти. ) Хорошо, а какая бывает линия? ( Прямая- зигзагообразная, толстая – тонкая, длинная- короткая, синяя – красная. ) Какое чувство вызывает у вас прямая линия? ( Четкость, уверенность, целеустремленность. ) Правильно, а не совсем ровная линия, какие чувства она у вас вызывает? ( Эта линия живая, мягкая, спокойная. ) Хорошо, а зигзагообразная линия? ( Напряженность, тревожность, агрессивность. ) Молодцы. Следующий выразительный композиционный элемент- это контраст. Ребята, а какой бывает контраст? ( Контраст цвета, контраст формы. ) Контраст представляет собой резкое противопоставление характеристик, например, контраст формы: темное – светлое, большое – малое, простое – сложное, прямое – кривое. А теперь давайте рассмотрим контраст цвета, какой он бывает? ( Это цвета, которые дополняют друг друга. Например, красный – зелёный, жёлтый- фиолетовый, синий – оранжевый. ) Контраст – подчеркнутая противоположность в форме, цвете, размерах, фактуре и массе. Контраст придает композиции эмоциональность, необычность. Он подразумевает, что будут два или более элемента, которые будут усиливать звучание друг друга. Хорошо ребята есть ещё одно средства выразительности- это нюанс. Посмотрите на рисунок. Если контраст- это резкое различие элементов форм, цвета, то нюанс незначительные отличия. В нюансных формах больше сходства, различие идёт на чуть – чуть. Нюанс- это оттенок, тонкое различие, например, от тяжелого к легкому, от темного к светлому, от большого к малому, от простого к сложному. А теперь давайте поподробнее рассмотрим акцент, т. е. точку, привлекающую внимание в большей степени, например, картина в целом решена в прохладных сине- зелёных тонах, но какая- то фигура написана в красных, т. е. это выделение какого- то фрагмента контрастным по отношению к общей гамме. Посмотрите на картинку. Какой здесь вы видите акцент? ( Акцентом в этой работе является оранжевый круг. ) Конечно же, вообще в любой композиции должен быть господствующий элемент, приковывающий взгляд в наибольшей степени. Акцент призван создавать впечатление единства. Выбор акцента всегда зависит от замысла композиции, от ее стиля. Все другие элементы композиции подчиняются акценту и усиливают его звучание. А теперь давайте рассмотрим такой элемент выразительности как ритм. Ребята, скажите, пожалуйста, где можно встретить ритм помимо изобразительного искусства? ( Ритм можно встретить в литературных произведения, например, в стихотворении, а также в музыке, в танце. ) Да вы правы. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Ритм- это чередование каких – либо элементов линий, фигур, цветовых пятен в определённой последовательности. А сейчас давайте рассмотрим предпоследнее выразительное средство композиции – это точка. Как вы думаете, какая бывает точка? ( Точка бывает большая и маленькая, светлая и тёмная. ) Хорошо. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. – И последнее выразительное средство – это пятно. Как вы думаете, ребята из чего состоит пятно? ( Пятно состоит из множество линий, точек, находящихся рядом. ) – В отличие от точки пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. 6. Физминутка «Давайте отдохнем». – Давайте немного отдохнем с вами. 1, 2, 3, 4, 5! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Поднимаем руки выше – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны, пошире, развернулись – на 4. Самого себя обнять – это 5. Всем ребятам помахать – это 6. 7. Практическая работа. – Ребята мы с вами рассмотрели выразительные средства композиции, давайте теперь попробуем создать свою беспредметную композицию, которая будет отраж ать наше настроение. Для этого вы можете взять карандаш и попробовать как Казимир Малевич при помощи геометрических фигур, линий, точек и т. д. создать своё настроение. Затем в композицию вводим цвет, в зависимости от того, каким характером или каким настроением( грустный, веселый и так далее) мы хотим наделить образ. Или вы можете попробовать сразу же к расками как Василий Кандинский передать своё настроение выразительными средствами. ( Самостоятельная работа учащихся. Во время практической самостоятельной работы учащегося, педагог работает индивидуально с каждым. ) 8. П одведение итогов. – П риятно отметить, что вы справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства. У всех получилась своя неповторимая абстракция.
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"