Проект "Экологическая комната в ДОУ"
Красноярское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Минусинская школа-интернат»
ПРОЕКТ
Тема: «Экологическая комната в детском саду»
Минусинск, 2021г.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Сроки проекта: (март 2021г. – май 2022г.)
Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа-интернат», группа «Васильки»
Участники проекта: воспитанники-педагоги-родители
Автор проекта: воспитатели Контарёва Елена Витальевна, Калинина Анна Сергеевна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
«Экологическая комната в детском саду» |
Основания для разработки |
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования |
Цель проекта |
Создание экологического пространства как средства развития и воспитания экологической культуры ребенка |
Задачи проекта |
1. Создать экологическую комнату в группе для постоянного и активного общения детей с природой. 2. Формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе. 3. Воспитывать чувство ответственности, желание и умение сохранять окружающий мир природы. 4. Вовлекать родителей в реализацию проекта. |
Структура проекта |
- актуальность; - цели и задачи проекта; - основные принципы работы в рамках проекта; - деятельность в рамках проекта; - ресурсное обеспечение проекта; - ожидаемые результаты реализации проекта; - этапы реализации проекта; - критерии оценки результата. |
Сроки и этапы реализации |
Первый этап – подготовительный (март – май 2021 г.) Второй этап – практический (апрель 2021 - май 2022г.) Третий этап -итоговый (май 2022г.) |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта |
1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. 2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. 3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе). |
Система организации контроля за исполнением проекта |
Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе школы-интернат, руководитель МО |
Актуальность
Актуальность педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников обусловлена потребностью общества.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными.
Дошкольное воспитание - это начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры.
Продуманная организация знакомства с миром природы, прогулок, наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Цель: Создание экологического пространства как средства развития и воспитания экологической культуры ребенка.
Задачи:
- Создать экологическую комнату в группе для постоянного и активного общения детей с природой.
- Формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
- Воспитывать чувство ответственности, желание и умение сохранять окружающий мир природы.
- Вовлекать родителей в реализацию проекта.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- Принцип сотрудничество педагога и семьи.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип наглядности обучения.
- Принцип сознательности и активности обучения детей.
Деятельность в рамках проекта
Целевую группу составляют:
- воспитанники группы "Васильки" в возрасте от 5 - 7 лет глухие, слабослышащие и глухие после кохлеарной имплантации;
-воспитатели;
- родители.
№ |
Ф.И.О. |
Должность |
Роль в проекте |
1 |
Калинина Анна Сергеевна |
Воспитатель |
Реализация проекта |
2 |
Контарёва Елена Витальевна |
Воспитатель |
Реализация проекта |
2 |
Шевлякова Ирина Владимировна |
Руководитель МО |
Контролирует текущую работу |
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативное обеспечение:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Локальные акты и Устав учреждения.
Материально-техническое обеспечение:
- экологическая комната;
- цветы;
- макеты;
- мини лаборатория (стаканчики для опытов, тарелки и т.д.);
- коллекции (крупы, листья, камни, бабочки и.т.д.);
- дидактические игры;
- книги.
Методическое обеспечение:
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей;
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей;
- методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека дидактических игр и т.д.);
Кадровое обеспечение:
- воспитатели - 2
Ожидаемые результаты
В работе с детьми:
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать
впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно –
творческой деятельности.
В работе с семьей:
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности;
- участие в конкурсах различного уровня.
Индикаторы результативности
- Участие в конкурсах.
- 2. Экологической комната оборудованная в соответствии с ФГОС ДО и методическими рекомендациями.
Этапы работы по реализации проекта
«Создание экологической комнаты в ДОУ»
1-ый этап подготовительный: (март – май 2021г.)
-выбор темы проекта;
-составление плана работы над проектом;
-работа с методическим материалом и литературой по данной теме;
-беседы с родителями;
-организация родителей для помощи проведения данного проекта.
2-ой этап основной: (май 2021г. - май 2022г.)
-подбор оборудования и схем алгоритмов деятельности, необходимых для организации работы с воспитанниками в экологической комнате;
-составление картотеки дидактических игр экологической направленности;
-пополнение методической литературой экологической направленности;
-оформление зон в экологической комнате;
-работа с детьми: индивидуальные, групповые, коллективные занятия, опытническая деятельность, поручения, дежурства, наблюдения, игры, труд.
3-ый этап итоговый: (май 2022г.)
-подведение итогов;
-презентация проекта.
План оформления зон в экологической комнате
Сроки выполнения |
Зона в экологической комнате |
Наполняемость зоны |
Ответственные |
Май 2021г. – май 2022г.
|
Зона обучения |
столики для детей, детская мягкая мебель |
|
Зона коллекций |
камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п |
Воспитатели, родители воспитанников, воспитанники |
|
Зона релаксации |
разнообразные комнатные растения, пеньки служащие в качестве стульев и столов. |
Воспитатели, родители воспитанников |
|
Зона библиотеки |
Макеты природных зон (пустыня, лес, степь, вулкан, сельское подворье), красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы). Здесь же располагается технический комплекс–телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, видео , аудиокассеты, календарь природы |
Воспитатели, родители воспитанников |
|
Лаборатория |
Эмблема и название лаборатории. Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). микроскопы, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой, лупа, белые халаты. |
Воспитатели, родители воспитанников |
Список литературы
-Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
-Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
-Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
-Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
-Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
-Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическомвоспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
-Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
Приложение
Список рекомендуемых растений. Аспидистра, бальзамин, фуксия, бегония (вечноцветущая) герань зональная, фикус, гибискус, аспарагус перистый, аспарагус, герань (душистая, крупноцветковая), примула, толстянка, алоэ, бегония (лотосовидная, крапчатая, королевская), адиантум, колеус, колумнея, маранта, плющ (обыкновенный и восковой), нефролепис, плектрантус, традесканция, сансевиера, сеткреазия, фикус (мелколистный), эониум, фиалка узамбарская, драцена, кринум, камнеломка, хлорофитум, каланхоэ и др
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"