мастер класс с различными материалами для развития мелкой моторики
Документы для скачивания
м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» Мастер- класс с различными материалами для развития мелкой моторики Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории Юкляева С. В. р. п. Ш аранга 2020 г Цель: Показать значимость развития моторики у детей; Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях. Спо с обс твовать появлению желания участников мастер- класса применять полученные знания в практике. Материал: с ундучок с разными наполнителями, пособия для развития мелкой моторики( прищепки, резиночки, шнурки, бусы, «сухой бассейн», бумага, тарелочки, ложечки, пластиковые бутылочки. Организационный момент. - Добрый день, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи. Что такое мелкая моторика? Кто- нибудь знает из вас? Ответы родителей Моторика, в переводе с латинского – движение, мелкая моторика – это координированные( согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. . Различают – крупную моторику и мелкую моторику. Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой- либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки! Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5- 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе( белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии( музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте ( флегматичные или быстрые, нервные руки) . Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками. Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках. « Мастер на все руки » «Золотые руки» «Положа руку на сердце» «Рукой подать» «Руками развести » «Руки опускаются» «Обеими руками «за» «Своя рука – владыка» «Чужими руками жар загребать» «Руки не оттуда растут» «Как рукой сняло» Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2- 3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и: - стимулируем развитие речи у ребенка( зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей) ; - помогаем развивать интеллект ребенка в целом; - готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы. Сегодня мне хочется познакомить вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка. Все мы знаем, что для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, вот мы сейчас с вами и поиграем. Ход занятия. Показывая" Чудесный сундучок" , воспитатель произносит: Всем, конечно, интересно Что здесь в сундучке чудесном? Каждый может угадать, Стоит только в руки взять! Воспитатель. Послушайте, что вы слышите? ( трясу сундучок) Ответы. Треск, шорох, грохот, звон, шум… Воспитатель. А как вы думаете, что здесь находится? Ответы. Камушки, горох, копеечки… Воспитатель. Как можно узнать, что в этом сундучке? Ответы. Потрогать, заглянуть, достать… Воспитатель. Давайте заглянем. Это- рис, пшено, гречка, манка, перловка. Что это? ( крупы) Да. Это крупы и все они разные. Воспитатель. Возьмите каждый по одной баночке, рассмотрите крупу, потрогайте пальчиками и расскажите о своей крупе. Какая она? Чем отличается? ( по 2- 3 слова, чтобы успели все рассказать) . Ответы. Сыпучая, большая, круглая, овальная, разной формы, размер, и т. п. Воспитатель. А теперь давайте поиграем – се йчас мы опустим наши руки в «Сухой бассейн». Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Опустите свои пальчики в крупу, перетирайте крупинки, зажимайте поочередно в кулачках. Отличный массаж пальчиков. Предложить пересыпать крупу из одной ладошки в другую. Упражнения с крупой «Пересыпание ложечкой из тарелочки в тарелочку» «Посыпание дорожки» «Поиск клада» Воспитатель: А здесь еще что- то есть в нашем волшебном сундучке Что там спрятано опять? Очень хочется узнать! А вам хочется узнать? Что это? ( Ответы фасоль, горох, бобы) . Чем отличаются? ( формой, размером, цветом…) Воспитатель. А еще с ними можно интересно играть. 1. Рассортируйте горох, фасоль и бобы разложите их в разные тарелочки, при этом зернышко нужно брать двумя пальцами –большим и указательным. 2. Возьмите бутылочку, держите ее левой рукой, а правой( двумя пальцами) берите по одной фасолине и опускайте ее в бутылочку. Зак ройте крышкой и потрясите. Получилась погремушка. Воспитатель. Раз, два три, четыре, пять Я умею рисовать На столе, и на стене, На бумаге, и крупе. Воспитатель. Да, да, даже на крупе можно рисовать, хотите попробовать? Раздать подносы с манкой. Рисуют общую картинку. Воспитатель: а вот еще что то спряталось в сундучке, трясет, родители определяют по шороху, что это бумага Самое доступное пособие для развития рук. Упражнение с бумагой Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! ( Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими р уками, как будто лепим снежок) В ручку правую возьмём И чуть- чуть её помнём. Мы чуть- чуть её помнём Левой ручке отдаём. ( Берём в левую руку и мнём только левой рукой) . В ручку левую возьмём И чуть- чуть её помнём. Мы чуть- чуть её помнём И на стол быстрей кладём. Получившиеся шарики можно кидать в корзинку, как мячик. Упражнение «Выгладим платочки» Смятую бумажку попробуем разгладить, п рижимаем бумагу большими пальчиками, а остальными разглаживаем бумагу. В бумагу можно завернуть мелкую игрушку и дать ребенку найти сюрприз. Ребенка можно научить самого делать такие сюрпризы. Бумагу можно рвать, с начала на полоски, потом на мелкие кусочки. Из мелких кусочков можно сделать салют, дождик или картину. Картину можно сделать из бумажных комочков Не разрешайте рвать книги, журналы, газеты. Выдавайте бумагу сами. Воспитатель: в нашем сундучке еще есть что то. Достает пуговицы, прищепки для белья, Пособие «Игры с пуговицами». В процессе игры развивается мелкая моторика, зрительно- моторная координация, математическое мышление, внимание, точность движений, тактильное восприятие, творческая и эмоциональная сфера. Ребенок украшает шаблоны пуговицами. М ожно сделать простой сортер из баночк и. Ребенок опускает пуговицы в отверстия, подбирая по размеру или цвету. Пособие «Игры с прищепками». Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Упражнения « Крокодил», «Ловим раков», «Прищепки прячутся» Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. резиночки для волос. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. Нанизывать можно на шнурок, н а палочку, трубочку. Упражнения «Бусы» Нанизывание на шнурок бусин, сделанных из трубочек от фломастеров, распиленных на несколько частей. На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Используемая литература: Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. Тимофеева Е. Ю. , Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона- Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. Зажигина О. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПБ. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»- М. : Мозаика – Синтез. 2007
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Классный час «Знаешь ли ты правила дорожного движения"