Консультация для педагогов Моделирование как метод экологического образования дошкольников.
В экологическом воспитании моделирование- это совместная деятельность воспитателя и ребенка по построению модели.
Цель моделирования- усвоение детьми знаний об объектах природы, связях и отношений между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Моделирование осуществляется в следующей последовательности:
- Предлагаем ребенку описать новые объекты природы с помощью готовой модели ранее усвоенной ребёнком.
- Организуем сравнение двух объектов между собой, учим выделять признаки различий и сходства, одновременно даем задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
- Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до 3- 4.
- Обучаем моделированию существенных, значимых для деятельности признаков, например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений в уголке природы.
- Руководим созданием модели элементарных понятий «звери», «рыбы», «птицы», «растения», «живо е- не живое» и т. д. Обучение моделированию связываем с использованием обследовательских действий( модель «способ сенсорного обследования») . Мы учим планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учим сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля и корня. При обследовании и выделении признаков, просим каждый из них называть точными словами. Примеры использования моделирования в работе по экологическому воспитанию:
- В беседе о птицах, имеющей целью обобщение первоначальных конкретных представлений о них, дети рассматривают 2- 3 предметные картинки с изображением птиц нашего края. В ходе беседы направляем внимание не только на характерные особенности( величина, типичная окраска, характер клюва, ног, конечностей, крыльев) птиц того или иного вида, но и помогаем выделить общие для всех птиц признаки: имеют два крыла, две ноги, перьевой покров, клюв. Эти существенные признаки обозначаем моделью. Затем формируем обобщение «птицы». В средней группе обобщение делает сам воспитатель: птицы- это животные, у которых две ноги, два крыла, чтобы ходить и летать, тело покрыто перьями, рот у птиц- клюв, затем дети отыскивают выделенные и закрепленные моделью признаки у других птиц, знакомых им, доказывают, например, что курица и петух- тоже птицы.
- «Удаление пыли с растений». Формируем у детей умение выбирать способ удаления пыли с растения, ориентируясь на характер поверхности листьев. Закрепляем знание о трудовом процессе, умении правильно называть растения, их части. Сообщаем детям, что будем учиться очищать растения от пыли. Предлагаем вспомнить, для чего это нужно делать, подтверждаем ответы детей: «правильно, растения дышат, дышат с помощью листьев, поэтому листья должны быть всегда чистыми, чистые растения очень красивы, украшают нашу группу». Затем рассказываем детям, как определить растения, нуждающиеся в уходе (ориентировка на внешний вид растения) . Учим выбирать способ очистки листьев от пыли в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности( гладкая, шероховатая, опущенная) .
- «Растение- живой организм». Обобщаем представление о растениях, формируем элементарное понятие «растение». Растение- это живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать. Растения живут на земле и в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные: деревья, кустарники, травы. Широко используем модели в игровой деятельности, например, в игре «Когда это бывает? ». Цель игры: закрепить знания о временах года( лето, осень, зима, весна) . Мы читаем четверостишия о временах года, а дети на модели «времена года» стрелкой указывают время года, о котором говорится в четверостишии. Подобно проводится игра, целью которой является закрепление названий частей суток( «Когда это бывает? ») . В дидактической игре «Живое- не живое» ставим задачи: сформировать обобщенные представления о живом организме, как целостном образовании и его существенных признаках( питание, дыхание, движение, способность к размножению и росту, учить использовать модель при нахождении признаков живого и неживого. В ходе игры ведем беседу о каких- либо двух объектах, например, вороне и самолете. В ходе беседы поочередно выставляем на мольберт графические модели( ноги- движение, рот- питание, нос- дыхание, прямоугольники разной величины- рост, ова л- размножение) . Доказываем, используя модели, что ворон а- живое существо, а затем самолет- не живой предмет. Обобщение делает воспитатель. Затем предлагаем детям предметные картинки и просим доказать, какой у них изображен на картинке предмет, живой или не живой. В дидактической игре «Путаница» с помощью модели закрепляем у детей знания о строении растения( цветка, дерева) . Таким образом, активно используя метод моделирования, мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно- следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
Предыдущие материалы
Следующие материалы
- "Волшебный зонт Осени"
- Один день из жизни группы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"